Основные стороны процесса общения и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Проблема общения была и остается "логическим центром" психологической науки. Исследование этой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида. Это определяет актуальность темы данной работы.
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.
Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

Кселева.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Успешность самопрезентации предваряет работа над собственным имиджем, которая становится возможной при  определенном уровне знаний о себе, эго-компетентности и навыков саморегуляции. Работа над собственным имиджем есть не что иное как формирование впечатления о себе, имеющее конкретные цели и задачи. Центральную часть имиджа составляет продуманный внешний облик, который должен сигнализировать о профессионально-ценных свойствах личности и способствовать формированию репутации.

Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Определение

1

Активизация

побуждение к действию в заданном направлении.

2

Аттракция

 процесс формирования  привлекательно-

сти какого-то человека для воспринимающего его, а также продукт

этого процесса — позитивное эмоциональное отношение к этому  чело-

веку. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

3

Вертикальная коммуникация

в иерархических социальных системах - передача информации сверху вниз и снизу вверх.

4

Горизонтальная коммуникация

передача информации на одном и том же организационном  уровне.

5

Идентификация

отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

6

Интерактивная сторона

заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

7

Интердикция

побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности

8

Информационное взаимодействие

процесс взаимодействия двух и более субъектов, целью  и основным содержанием которого является изменение имеющейся информации хотя бы у одного из них.

9

Коммуникация

в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Различают механистический и деятельностной подход к коммуникации. 
Коммуникация - в деятельностном подходе - совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними.

10

Констатирующая информация

выступает в форме  сообщения, она имеет место в  различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому

11

Невербальные средства коммуникации

средства общения, включающие: 
- первичные языки: система жестов, отличная от жестового языка глухонемых, пантомима, мимика; и 
- вторичные языки: азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования.

12

Общение

взаимодействие индивидов  или социальных групп: 
- состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; и 
- удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми.

13

Побудительная информация

выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной.

14

Проксемика

специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения

15

Речевая деятельность

взаимосвязанные речевые  действия, направленные на достижение одной цели. Речевая деятельность подразделяется на письмо, чтение, говорение, перевод и т.д.

16

Социальная перцепция 

называется процесс  восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

17

Эмпатия

есть аффективное «пониманием  Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера но общению, не столько «продумывается», сколько «почувствуется».


 

Список использованных источников

1

Андреева Г.М. Место  межличностного восприятия в системе  перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М, 2009

2

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2007

3

Аронсон Э., Уилсон Т.,Эйкерт Р., Психологические законы поведения  человека в социуме, СПб-М.,:Еврознак, 2008

4

Аронсон Эллиот. Общественное животное (Введение в социальную психологию), М, 2008

5

Берн Э. Игры, в которые  играют люди. М., 2007

6

Борисов А. Роскошь человеческого  общения., М.,2007

7

Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве. Учебное пособие для вузов. М., 2009

8

Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. Спб. 2007

9

Введение в практическую социальную психологию, М.,2009

10

Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. М.,2007

11

Зимбардо Филипп, Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2010

12

Изард К. Психология эмоций, СПб, 2007

13

Конетти Э. Масса и  власть. М., Р-Д. 2010

14

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение, СПб, Питер, 2008

15

Майерс Дэвид. Социальная психология. СПб.2008

16

Милграм С. Эксперимент  в социальной психологии., СПб., 2009

17

Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения.,М.2010

18

Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического  образования / Сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2008

19

Перспективы социальной психологии. Под. ред. М .Хьюстона, В. Штребе, Дж. Стефенсона. М.2008

20

Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр "Академия", 2008

21

Пиз Аллан. Язык телодвижений., Ниж. Новгород, 2009

22

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 2009

23

Психология человеческой агрессивности. Хрестоматия. Сост. К.В. Сельченок. М.,2010

24

Роберт Чалдини. Психология влияния., СПб., 2008




Приложения

Приложения

 

АА

ББ

ВВ


 

1 Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение, СПб, Питер, 2009

2 Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 2007

3 Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение, СПб, Питер, 2008

4 Аронсон Эллиот. Общественное животное (Введение в социальную психологию), М, 2009

5 Майерс Дэвид. Социальная психология. СПб.2009

6 Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008

7 Майерс Дэвид. Социальная психология. СПб.2007

8 Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение, СПб, Питер, 2009

9 Берн Э. Игры, в которые играют люди.М., 2008

10 Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. М.,2007

11 Изард К. Психология эмоций, СПб, 2007

12Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009

13 Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2010

14 Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр "Академия", 2010

15 Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр "Академия", 2009

16 Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение, СПб, Питер, 2008




Информация о работе Основные стороны процесса общения и их характеристика