Основные управленческие культуры: характерные черты и особенности, сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 23:26, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение таких вопросов, как:
основные черты и особенности управленческих культур различных стран;
факторы, влияющие на изменение модели менеджмента.
В рамках этой работы важно рассмотреть образование основных управленческих культур, которые включают в себя американскую, европейскую, китайскую, японскую и советскую.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Характеристика основных управленческих культур…………...4
Американская культура……………………………………………..4
Японская культура………………………………………………..…5
Европейская культура……………………………………………….7
Английский национальный стереотип……………………………………….…8
Французский национальный стереотип……………………………………...…9
Германский национальный стереотип……………………………………...…11
Китайская культура………………………………………………...14
Глава II. Российская (советская) управленческая культура……………16
1.Российские традиции управления…………………………………...…16
2.Особенности российской деловой культуры…………………...……..17
Заключение……………………………………………………………..…21
Список используемой литературы…………………………………….…22

Вложенные файлы: 1 файл

Упр психология.docx

— 51.21 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Факультет управления

Кафедра менеджмента и  маркетинга

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Управленческая  психология»

Тема: «Основные управленческие культуры: характерные черты и  особенности, сравнительный анализ».

 

 

 

 

 

Исполнители: студент 440 гр.

Бадулин А.С.

 

Преподаватель: к.э.н., доцент,

Рожкин Е. Н.

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2013 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Характеристика основных управленческих культур…………...4

  1. Американская культура……………………………………………..4
  2. Японская культура………………………………………………..…5
  3. Европейская культура……………………………………………….7
    1. Английский национальный стереотип……………………………………….…8
    2. Французский национальный стереотип……………………………………...…9
    3. Германский национальный стереотип……………………………………...…11
  4. Китайская культура………………………………………………...14

Глава II. Российская (советская) управленческая культура……………16

1.Российские традиции управления…………………………………...…16

2.Особенности российской деловой культуры…………………...……..17

Заключение……………………………………………………………..…21

Список используемой литературы…………………………………….…22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из важных составляющая проблемы эффективной работы предприятия за рубежом – это знание и эффективное использование культурных особенностей страны или региона.

Данная тема является актуальной, так как современному менеджеру необходимо знать национальные стереотипы, которые предполагают определённую модель поведения иностранных фирм и партнёров, что немаловажно для успешного ведения бизнеса на международном уровне. Кроме того, в последнее время интерес к национальным культурам и их влиянию на культуры организаций всё более увеличивается – уже существует целый ряд подходов к данной проблеме, ведутся обширные исследования.

Целью работы является рассмотрение таких вопросов, как:

    • основные черты и особенности управленческих культур различных стран;
    • факторы, влияющие на изменение модели менеджмента.

В рамках этой  работы важно  рассмотреть образование основных управленческих культур, которые включают в себя американскую, европейскую, китайскую, японскую и советскую.

Нужно отметить, что в  данной работе в контексте европейской  управленческой культуры будут рассматриваться  три «подкультуры»: английская, французская и германская. Наиболее подробно будет рассмотрена тема советской или российской культуры управления, истоки и этапы её формирования.

Для написания данной курсовой работы использовалась литература таких  авторов как Урбанович А.А., Кравченко А.И., Семёнова, И.И..

 

 

 

 

 

Глава I. Характеристика основных управленческих культур.

  1. Американская культура.

Развитие управленческой мысли в послевоенный период было ознаменовано не только появлением множества  концепций и теорий, но и утверждением четырех основных управленческих культур: американской, японской, европейской  и советской. Американская управленческая культура рассматривала управление как специализированный вид деятельности, а сам менеджер представлялся  профессионалом, обладающим специальным  образованием (зачастую в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому и др.). Была создана инфраструктура для управления в виде сотен школ бизнеса, десятков тысяч консультативных фирм, разветвленных информационных сетей общего пользования, разнообразных научных исследований и публикаций в области управления.

В основе американской управленческой культуры (впрочем, как и европейской) — англосаксонский генотип, ядром  которого является рационализм. В нем  отчетливо выражен индивидуализм, преимущественная опора на собственные  силы, расчетливый конкурентный прагматизм. Обычно эти качества связывают с  протестантской этикой и духом капитализма  по М.Веберу, наиболее благоприятных для развития рыночной экономики.

Кроме того типичному американцу присущи такие качества, как:

    1. целевой динамизм (американец всегда видит жизненные, деловые, личные и иные цели, которых он хочет достигнуть, и постоянно заряжен на действия по их достижению);
    2. рациональное использование времени как важнейшего делового ресурса;
    3. коммуникабельность;
    4. распределение делового и личного в американской деловой практике и поведении;
    5. понятный патриотизм и гордость за успехи и положение США в мире.

Однако в 1980-е годы даже американцы засомневались в правильности своего пути, начали обвинять школы  бизнеса в неправильной ориентации менеджеров, отрыве от жизни, неоправданном  увлечении «наукой управления». Они стали пристально изучать  японскую культуру управления.

 

  1. Японская управленческая культура

Японская система менеджмента  признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми. Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы.

В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики  этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире.

Основные черты японской системы управления определяет ряд  концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма  и  процесс коллективного принятия решений. Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию  мастерства. Каждый человек путем  непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы.

Поразительные успехи Японии в экономическом развитии в последней  трети нашего столетия предопределили то неслабое внимание, которым пользуется и сама страна, и методы её менеджмента  во всём мире. Пожалуй, вот основные черты японской модели управления и  соответствующей ей управленческой культуры. К их числу относятся:

• долгосрочная стратегия;

• постепенность в формировании инновационной управленческой культуры с сохранением своей самобытности и "встраивания" старых элементов в новое содержание;

• быстрое освоение самых передовых образцов мировой технической культуры, в том числе информационных, обучающих, социальных технологий и их успешное использование в собственной культурной среде;

• выделение в качестве приоритетных ресурсов модернизации и развития человеческого фактора и работы с персоналом управления;

• сохранение, поддержание и приумножение нравственных норм культуры, без которых нельзя сделать ни шага в управлении, особенно в период модернизации общества (его реформирования).

Одной из отличительных особенностей японского управления является управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким  образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Японцы преклоняются перед трудом. Их часто называют «работоголики». В иерархии ценностей японского народа труд стоит на первом месте.

Японская модель менеджмента  ориентирована на «социального человека» , который имеет специфическую систему стимулов и мотивов. Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением работодателей. Японские управляющие прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности.

Сильнейшим средством  мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы, под которым понимается слияние с фирмой и преданность  ее идеалам. В основе «корпоративного  духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников, поскольку фирма должна функционировать  как одна сплоченная команда. Таким  образом, менеджмент всегда рассуждает с позиции группы .

 Центральное место  в оперативном управлении японского  менеджмента занимает управление  качеством. Контроль за качеством охватывает все стадии производства. В систему контроля вовлечены все работники фирмы. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, которые решают все проблемы, начиная от технологических и заканчивая социально-психологическими.

Примечательны три основные черты японских промышленных организаций: во-первых, пожизненная занятость, во-вторых, влияние стажа на оклады и зарплату и, в-третьих, организация профсоюзов.

Японский менеджмент принимает  профсоюз как законного посредника между управлением и рабочими в вопросах заработной платы. Но поскольку  профсоюзы в Японии не разделяются  по профессиям, а являются союзом рабочих  одной фирмы, то они разделяют  такие ценности менеджмента, как  производительность, прибыльность и  рост. Профсоюзы отдают себе полный отчет в том, что рабочие могут  повысить свой уровень жизни только путем повышения производительности, поэтому они начали сотрудничать с менеджментом.

 

3.Европейская управленческая  культура

Понятие «европейская модель менеджмента» стало широко использоваться в связи с развитием Европейского союза. В понятие европейской  модели включают совокупность общих  черт менеджмента Германии, Франции, Испании, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Нидерландов и других стран Европы .

Европейская управленческая культура занимает промежуточную позицию  между американской и японской культурами. С одной стороны, имелись школы  бизнеса и центры повышения квалификации по управлению, как у американцев, с другой – управление как вид  деятельности находился не в перечне  наиболее предпочтительных профессий. Так в Англии, например, не входил даже в первую десятку.

Бюрократизм как синоним  управленческой деятельности испытала в полной мере Германия. Однако там  педантизм и скрупулезность чиновников компенсировались определенными демократическими традициями.

Если в японской управленческой культуре доминирует ориентация на человеческий фактор, то в западной – на конечный результат.

Но каждое европейское  государство имеет свои исторические, культурные и экономические пути развития. В соответствии с этими  процессами развивались и закреплялись национальные черты менеджмента этих стран. В этой связи европейская модель представляется как совокупность национальных моделей. Особое влияние на эволюцию национальных моделей европейского менеджмента оказала Великобритания.

 

3.1. Английский национальный стереотип.

В России глубоко укоренился образ чопорного, застегнутого на все  пуговицы английского джентльмена, лишенного эмоций, любящего спорт, собак  и лошадей. Насколько этот несколько  юмористический образ соответствует  сегодняшнему англичанину [6]?

1. Прагматичность. Что безусловно роднит англичанина и американца, это их прагматичность, ориентация на дело и действие, жизненный здравый смысл. При всем этом в англичанах не наблюдается американской страсти к деньгам и увеличению дохода как к главному мерилу жизненных достижений. Скорее, англичанин относится к бизнесу как к игре и спорту: он, естественно, всячески заботится о прибылях и хорошем состоянии дела, но столь же важно для него и то, что называется спортивным азартом, получением интересного состязания и увлекательной игры.

2. Непринятие абстрактных  проектов. Важное отличительное  свойство англичан  - нелюбовь  к умозрительным проектам, за  которыми не стоит реального  дела. Они, скорее, готовы додумать  по ходу, но как можно быстрее  начать что-то делать и практически  решать возникающие по ходу  дела проблемы. Это ведет к  тому, что попытка убедить англичанина  посредством искусно построенного  плана и проекта, их детальной  проработки на бумаге будет  куда менее эффективна, нежели  демонстрация деловых качеств  партнера в действии.

3. Чувство собственного  достоинства. Важно отметить и  отличительные личностные национальные  качества, в основе которых лежит  глубоко укоренившееся и укреплявшееся  в национальном сознании чувство  собственного достоинства: именно  оно естественно подводит англичанина  к осознанию необходимости соблюдения  этических норм и общепринятых  традиционных правил, даже если  эти нормы и правила не записаны  ни в каких законах.

4. Уважение к традициям  и консерватизм. На особое место  в характере англичан следует  поставить глубочайшее уважение  к традициям национальным, государственным,  семейным и другим. Этот традиционализм  также может принимать разные  формы и, в частности, форму  известного консерватизма, проявляющегося  в разных сторонах образа жизни  и мышления.

Информация о работе Основные управленческие культуры: характерные черты и особенности, сравнительный анализ