Основные управленческие культуры: характерные черты и особенности, сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 23:26, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение таких вопросов, как:
основные черты и особенности управленческих культур различных стран;
факторы, влияющие на изменение модели менеджмента.
В рамках этой работы важно рассмотреть образование основных управленческих культур, которые включают в себя американскую, европейскую, китайскую, японскую и советскую.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Характеристика основных управленческих культур…………...4
Американская культура……………………………………………..4
Японская культура………………………………………………..…5
Европейская культура……………………………………………….7
Английский национальный стереотип……………………………………….…8
Французский национальный стереотип……………………………………...…9
Германский национальный стереотип……………………………………...…11
Китайская культура………………………………………………...14
Глава II. Российская (советская) управленческая культура……………16
1.Российские традиции управления…………………………………...…16
2.Особенности российской деловой культуры…………………...……..17
Заключение……………………………………………………………..…21
Список используемой литературы…………………………………….…22

Вложенные файлы: 1 файл

Упр психология.docx

— 51.21 Кб (Скачать файл)

5. Скрытый, корректный  этноцентризм, не проявляется в формах, которые унижают национальные чувства других людей.

6. Умение вести дела  в разных странах, воспринимать  и адаптировать чужую культуру  в интересах бизнеса, гармонично  строить отношения с местными  властями и населением. Великобритания  накопила огромный опыт по  управлению в своих бывших  колониях, что отразилось на эффективности  ее международного менеджмента.

 

3.2. Французский национальный стереотип.

Исторически сложилось так, что на протяжении почти двух веков  Франция была ближе России, нежели другие европейские страны, и более  того, в известном смысле, была для  дореволюционной России своего рода шлюзом европейской культуры. По-видимому, что-то из этих прошлых времен осталось в «генетической памяти нашего народа который и сегодня воспринимает Францию как некую особую державу Европы, а Париж — как всемирную столицу моды и красоты. Франция вообще ассоциируется в представлении россиян с искусством, эстетикой, утонченностью .

Таким образом, французский  национальный стереотип включает в  себя следующие черты:

1. Интеллектуализм, любовь  к искусству, гармонии и красоте  - естественные свойства национального  характера французов -- очень интересно проявились в сфере деловой жизни. Практика показывает, что ни одна европейская нация не занимается построением высокосовершенных планов, проектов и программ так истово, как французы. Некоторые исследователи ставят вопрос шире и обращают внимание вообще на то, что сам процесс познания, выстраивания совершенной логической схемы, обработки ее деталей - все это своего рода стихия, в которой природный француз чувствует себя, что называется, в своей среде. Но у этой «медали» есть, естественно, и своя оборотная сторона.

2. Этой оборотной стороной  является своего рода робость  и нерешительность французов  в сфере реализации и практического  выполнения всего задуманного  на бумаге. И есть интересное  объяснение этого феномена: поскольку  действительность во многом алогична  и нередко иррациональна, плохо  укладывается в гармоничные логические  схемы и требует сиюминутных,  критичных по времени решений,  а все это категорически выпадает  из французского национального  характера, то такое отношение  к реализации планов и проектов  и есть естественная реакция  природного француза.

3. Склонность к конфликтам. Еще одна очень интересная  черта национального характера  французов - нелюбовь к компромиссам  и большая, чем у других наций,  склонность к конфликтам и  спору при решении разных проблем.  Любой поиск компромисса так или иначе нарушает первоначальную законченность плановой логичной схемы, которая, по замыслу автора, и должна была эффективно решить проблему. Когда же в столкновении с действительностью схема оказывается во многом негодной и требуется компромисс («неэлегантное» и «не строго логичное» решение), то реакция француза - конфликт и спор (хочется добиться, чтобы «красивая схема» победила!). Стремление французов создать законы на все случаи жизни негативно отражается на осуществлении бизнеса в условиях неопределенности внешней среды

4. Эффект компенсаций.  Необходимость соблюдения строгих  схем, законов и регламента в  деловой сфере компенсируется  стилем общения, поведением в  семье и частной жизни, которые  выражаются в раскрепощенности, свободы от условностей, живости характера, юморе, сообразительности. Стремление к красоте и эстетике может проявляться в шокирующих формах, которые сглаживаются изяществом, тактом и высокой культурой общения.

 

3.3. Германский национальный стереотип.

Немецкий менеджмент. На чем он основан? Педантичность, следование уставу, строгое соблюдение порядка.  Откуда это?  Это рождает качество, но с другой стороны и равнодушие. Здесь каждый делает только то, что  ему поручено. Жесткий рационализм. Такая вот эффективная немецкая машина. Сплошной здравый смысл.

Теоретические истоки немецкой модели менеджмента относятся к  началу прошлого столетия. Ее родоначальником  следует считать выдающегося  ученого, социолога и экономиста Маркса Вебера (1864-1920). М.Вебер был в первую очередь ученым-социологом, ряд его исследований имел прямое отношение к экономике, менеджменту и бизнесу.

Наиболее часто в сравнительных  исследованиях выделяют следующие  особенности немецкой модели менеджмента:

1. Стимулирование профессиональной  подготовки.

Стимулирование роста  профессионального мастерства играет важную роль в немецких фирмах. При  этом оно не ограничивается только рабочими или ключевыми специалистами. Все рабочие и специалистов постоянно  сталкиваются с новыми технологиями и оборудованием, новыми правилами  и инструкциями. Адаптация к меняющимися или новым технологиям, продуктам и услугам происходит относительно быстро и безболезненно, а затраты на переподготовку кадров в связи с новыми требованиями клиентов или новой тактикой конкурентов оказываются сравнительно небольшими.

2. Техническая подготовленность  менеджеров.

Для немецких менеджеров, мастеров и наставников более типично  высшее техническое образование. До настоящего времени примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое образование, а половина из них - докторские степени (в немецкой научно-образовательной квалификации) в области права, экономики и технических наук в примерно одинаковом соотношении. Они намного меньше по сравнению с британскими менеджерами предпочитают говорить о менеджменте как таковом и рассматривают себя как технических экспертов и специалистов, к которым их подчиненные могли бы обращаться с производственными проблемами. Причем многие из них прошли через систему ученичества, через систему профессионально-технического образования. Профессиональные критерии (уровень профессиональных навыков и умений, производственный стаж) являются наиболее важными в продвижении на предприятии.

Вследствие высокого уровня технического образования специалистов и управленцев менеджмент в Германии в меньшей степени отдален  от производственно-технологического процесса, как это имеет место  в англосаксонских странах. Менеджеры  среднего звена рассматривают техническую  компетентность как наиболее важную составляющую своих властных полномочий.

3. Уважительное отношение  к компетентности.

Профессионализм и компетентность играют решающую роль в немецкой культуре, требующей значительной самодисциплины и самоконтроля. Немецкие менеджеры  ценят высокую квалификацию работников и стремятся быть ближе к цехам  и производственным подразделениям. Такое отношение создает потенциал  для взаимоприемлемых внутриорганизационных отношений, эффективной коммуникации между штабными и линейными структурами немецкой организации.

Немецкая система управления предполагает наличие тесных связей между инженерно-техническим и  административно-управленческим персоналом, поддерживаемым высококвалифицированными рабочими.

4. Расширенный объем ответственности  и полномочий.

Если линейный персонал обладает высокой квалификацией, то он меньше нуждается в контроле и помощи со стороны административно-управленческого  аппарата, удельный вес которого в  немецких фирмах меньше по сравнению  с аналогичными организациями в  Англии и Франции. При этом больше доля производственных управленцев. Г.Хофстеде пишет, что высококвалифицированными и ответственным немецким работникам не обязательно нужен для их «мотивации» менеджер американского типа («дженералист»). Они считают, что руководитель или мастер должен поручить им задания и выступать в качестве эксперта в решении технических проблем.

5. Лояльность менеджеров.

Среди немецких менеджеров меньше распространена перемена мест работы и соответственно выше уровень  корпоративной лояльности. Средний  стаж работы на одном предприятии  в Германии составляет 8 лет, в то время как в американских фирмах - 3 года. В исследовании Р.Стюарт 20 из30 обследованных немецких управленцев на одном предприятии были занять свыше 5 лет, а 6 из них - свыше 20 лет. С точки зрения британцев (как и американцев) столь длительный непрерывный стаж работы на одном предприятии имеет или будет иметь губительный эффект. Для немцев же длительный стаж работы на одном рабочем месте позволяет добиться необходимого уровня технической компетенции.

6. Качество и инновации.

Качество продукции, своевременная  ее доставка и послепродажное обслуживание являются основной целью и конкурентным преимуществом немецких компаний. Высокий уровень доходов немецких потребителей, позволяет им платить за высокое качество. Стратегией, позволяющей сохранить и укрепить свои конкурентные позиции на рынке, было и остается техническое совершенствование и инновации. Такая стратегия может реализовываться различным путем: через слияния и поглощения, создание совместных предприятий, закупку патентов и лицензий или инвестирование в НИОКР. Последний подход является наиболее распространенным в немецких компаниях, которые по сравнению с фирмами других стран тратят существенно большую часть доходов на финансирование НИОКР. Причем считается, что в кризисные годы эта доля должна быть даже больше.

7. Эффективные трудовые  отношения.

Стабилизирующим фактором для  немецкой экономики являются стабильные и устойчивые отношения между  менеджерами и профсоюзами, а  также рабочими советами. Для послевоенной Германии не свойственны те классовые  антагонизмы, которые имели место  в Великобритании, Франции и Италии. Немецкая культура менее индивидуалистична по сравнению с англосаксонской. Поэтому идея долгосрочного сотрудничества и партнерства собственников, управляющих и рабочих находит благодатную почву в немецком обществе.

 

4. Китайская управленческая культура

Китайский национальный стереотип  находится под влиянием конфуцианства, в основе которого лежит образ «благородного человека» которого Учитель наделил пятью главными свойствами: человечность, чувство долга, деликатность, ум (знания), верность. К ним примыкает сыновняя почтительность, понимание как почитание и повиновение старшим. На основе этого китайская стереотип можно охарактеризовать следующим образом:

1. Его основополагающая  черта - своеобразная смесь повиновения,  терпения и упорства. Именно эти  три черты формируют облик  смиренного и покорного китайца, свято чтящего старших и начальников, терпеливо и упорно работающего, безропотно сносящего тяготы жизни. Этот момент исключительно важен для международного менеджера: с точно таким же терпением и упорством китайский партнер будет добиваться максимально выгодных условий сделки, предельно настойчиво работать над тем, чтобы выжать из нее все, что только возможно, смирением и застенчивой улыбкой отвечая на справедливые претензии партнера (и упрямо делая все по-своему).

2. Отсутствие достаточно  сильного стремления к правде, честности, договорных обязательств. Помнить о нем международному  менеджеру не мешает: скрупулезное  отслеживание всех взаимных обязательств  в соответствующих документах, четкое  фиксирование и взаимный контроль  их выполнения - все это непременные  условия работы с китайским  партнером. Равно как и готовность  к тому, что упорство, с одной  стороны, и равнодушие к обману, с другой, зачастую приводят к  тому, что китаец стремится не  просто сделать все по-своему, но и, что называется, пропустить  мимо ушей требования партнера  относительно каких-то изменений  в работе, технологии, товаре.

3.   Еще большего  внимания заслуживает другое, не  менее проблематичное следствие  из сочетания двух качеств стереотипа. Речь идет о том, что китайское трудолюбие суть производная от терпения и упорства (в том числе и в выполнении работы), но, будучи лишено достаточно высоких критериев честности и добросовестности, оно зачастую может вести к некачественным результатам работы, а проще говоря, это трудолюбие отнюдь не гарантирует, как, например, в японском варианте, качественных товаров и услуг. И вновь у международного менеджера есть только одно надежное средство решения этой проблемы: скрупулезный контроль и жесткая оценка не столько конечного итога работы (может быть уже поздно), сколько ее пошагового движения и промежуточных результатов.

 

 

Глава II. Российская (советская) управленческая культура.

1.Российские традиции  управления.

Основные традиции русского менеджмента с Петровских времен и до наших дней, на мой взгляд остались неизменными. Прежде всего, стоит отметить большую роль государства в экономическом развитии страны. Это обуславливается тем, что ещё со времен создания Петром Первым государственных мануфактур весьма значительная часть крупного производства принадлежала государству. Вследствие этого возникала жесткая иерархическая система управления, неразрывно связанная с государством; протекционистская политика многих правителей России снижала конкуренцию на внутреннем рынке, что тоже не способствовало развитию новых идей в управлении.

Экстренные темпы развития промышленности требовали экстренных дисциплинарных мер, что привело  к жесточайшей индивидуальной ответственности  руководителей за возглавляемое  дело. По военному четкое распределение обязанностей; узкая специализация государственных органов управления промышленностью.

Новая экономическая политика государства несколько «ослабила  гайки», но крупная собственность  так и осталась в руках государства, этот период «послабления» был короток  и мало что изменил в традициях  управления. Последующие периоды  индустриализации и Великой отечественной  войны и ликвидации военной разрухи  вернули все в прежнее, весьма жесткое, русло.

Естественно, что всякое действие вызывает противодействие, поэтому  некоторое «ослабление гаек»  в период правления Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, сопровождавшееся не меньшим спросом с партийных и хозяйственных руководителей всех уровней, приводит отрыву высших слоев управления от действительности. Нереальные планы производства, спускаемые сверху вызывают волну приписок и искажения результатов хозяйственной деятельности. Неимоверно разросшийся управленческий аппарат в этих условиях полностью теряет смысл, занимаясь созданием ненужных бумаг и обработкой отчетов, основанных на недостоверных и сознательно искаженных данных. Все это в условиях полного зажима гласности и демократии приводит страну в глубочайшему экономическому кризису.

Распад Советского Союза  ставит проблемы борьбы с кризисом перед правительством России. Основным девизом первого этапа возрождения  экономики становится  такое знакомое: «весь мир - мы разрушим». Для развития экономики применяется способ, весьма похожий на предыдущий исторический опыт: жесткий контроль государства  за экономикой, протекционизм правительства   по отношению к отечественной  промышленности, ориентация руководстве на Лидера – сильную личность и т.п.

Информация о работе Основные управленческие культуры: характерные черты и особенности, сравнительный анализ