Особенности агрессивного поведения детей в младшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности агрессии у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего дошкольника;
2) ознакомиться с понятиями агрессия, изучить её происхождение
3) выявить факторы, влияющие на формирование детской агрессии
4) изучить методы диагностики и коррекции агрессии у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «АГРЕССИЯ». ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Психолого - педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста 6
1.2. Понятие агрессия, происхождение агрессии, особенности агрессии у детей младшего дошкольного возраста 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1.Понятие диагностика, диагностика проявлений агрессии у детей младшего дошкольного возраста 19
2.2.Основные методы коррекции агрессии у детей младшего дошкольного возраста 22
2.3. Методики коррекции агрессии у детей младшего дошкольного возраста 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «АГРЕССИЯ». ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У  МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6

1.1 Психолого - педагогическая  характеристика детей младшего дошкольного возраста 6

1.2. Понятие агрессия, происхождение агрессии, особенности  агрессии у детей младшего  дошкольного возраста 9

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ  И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19

2.1.Понятие диагностика,  диагностика проявлений агрессии у детей младшего дошкольного возраста 19

2.2.Основные методы  коррекции агрессии у детей  младшего дошкольного возраста 22

2.3. Методики коррекции  агрессии у детей младшего  дошкольного возраста 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования проблемы определяется тем, что экологическая катастрофа, алкоголизм и социально-экономические катаклизмы, происходящие в последние годы в нашем обществе, привели к резкому увеличению различного рода соматических, нервных и психических заболеваний у детей различных возрастов. Эти болезни являются одной из основных причин недисциплинированности и неуспеваемости школьников, а в некоторых случаях - преступлений. В настоящее время тема агрессии постоянно находится в поле зрения многих психологов, ученых и практиков. Проверка уровня интеллектуального развития и готовности шестилеток к школе показала, что 21% из них имеют явные признаки тех или иных нервно-психических отклонений в своем развитии, у 27% выявлен низкий или ниже среднего уровень развития интеллекта и лишь 52% детей в состоянии легко усвоить программный материал первого года обучения.[4,с 20] Эти дети требуют особого подхода к себе как в школе, так и дома. Но для этого необходимо иметь четкое представление о возможных психических отклонениях в развитии детей, уметь их распознавать и организовать психокоррекционную работу. Можно с уверенностью сказать, что тема агрессии в дошкольном возрасте, не потеряет своей актуальности и в будущем, т.к. первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития. И от того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

Следует отметить, что  сама по себе тема детской агрессивности” долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований. Хотелось бы отметить тех исследователей, кто изучал проблему детской агрессивности. Это И.А. Фурманов, А.И. Захаров, В.Ф. Сафин и другие.[4, с.25]

Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: изучение психологических особенностей проявления агрессии у детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить особенности агрессии у детей младшего дошкольного возраста.

В ходе работы выделяется гипотеза исследования: агрессию у детей младшего дошкольного возраста можно своевременно диагностировать и скорректировать с помощью специальных методов, методик и направленной коррекционной работы.

Задачи исследования:

1) рассмотреть психолого-педагогическую  характеристику младшего дошкольника;

2) ознакомиться с понятиями  агрессия, изучить её происхождение

3) выявить факторы, влияющие на формирование детской агрессии

4) изучить методы диагностики  и коррекции агрессии у детей  младшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

  • теоретический анализ психолого-педагогической, специальной литературы

Структура курсовой работы: данная курсовая работа (общим объёмом 30 страниц) состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Во введении представлены актуальность исследования агрессии у детей младшего дошкольного возраста, объект исследования психологические особенности проявления агрессии у младших дошкольников , цель исследования, гипотеза, задачи исследования, методологическая основа и методы исследования. Первая глава курсовой посвящена обзору психолого - педагогической характеристики ребёнка младшего дошкольного возраста, рассмотрены понятия агрессия, особенности агрессии у детей младшего дошкольного возраста. Во второй главе раскрываются понятия методов диагностики и коррекции агрессии у детей младшего дошкольного возраста. В заключении проводится анализ важности исследования агрессии у младших дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «АГРЕССИЯ»

1.1 Психолого  - педагогическая характеристика  детей младшего дошкольного возраста

 

В дошкольном возрасте у  нормально развивающегося ребенка  происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно  возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное  мышление, появляются зачатки логического мышления.

Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой  памяти, произвольного внимания и  т. д. Значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего  мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. В трудах А. В. Запорожца отмечается, что дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления.

Появляются новые виды деятельности: игра — первый и основной вид совместной деятельности дошкольников; изобразительная деятельность — первая продуктивная деятельность ребенка; элементы трудовой

деятельности [4, с.12].

Происходит интенсивное  становление личности, воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка чрезвычайно возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Недаром дети дошкольники проходят через возраст «почемучек».

Основой познания для  ребенка дошкольного возраста является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у ребенка-дошкольника  восприятие, наглядно-действенное и  наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, а также речи и более высоких, логических форм мышления[5, с. 10].

Восприятие формируется  в дошкольном возрасте благодаря  совершенствованию перцептивных действий и усвоению систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории (геометрических форм, цветов спектра, мер веса, величин, времени, системы фонем родного языка, звуковысотного ряда и т. п.)[4,с.34 ].

Сами перцептивные действия у младших дошкольников еще недостаточно совершенны. Произошел только первый шаг — переход от практической ориентировки к ориентировке перцептивной. Так, например, при складывании матрешки трехлетний ребенок уже заранее выбирает те ее элементы, которые кажутся ему подходящими. Но этот выбор еще часто неточен, поэтому ребенок проверяет его правильность, примеривая выбранные части друг к другу, и при необходимости заменяя их. Здесь мы имеем дело с развернутой перцептивной ориентировкой. На пятом году жизни дети усваивают уже многие сенсорные эталоны (например, названия форм и предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), но пока еще бессистемно[4,с.36].

У детей четвертого и  пятого года жизни продолжает развиваться  произвольная память. Ребенок уже  принимав разнообразные задачи на запоминание и начинает прилагать специальные усилия для того, чтобы запомнить. Если ребенку этого возраста дают какое-либо поручение, то он уже не мчится сразу выполнять его, как младшие дети, а сначала повторив задание, приступает к выполнению.

У детей постепенно увеличивается  объем запоминаемого материала. Ребенок 4—5 лет удерживает в памяти пять-шесть предметов или картинок. Именно в этот период начинают закладываться  элементы опосредованного запоминания.

У дошкольников развивается несколько видов деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная и элементы трудовой. Каждый вид деятельности ставит определенные задачи перед восприятием, мышлением, речью и личностью ребенка и требует определенного уровня их развития.

В младшем дошкольном возрасте игра представляет собой продолжение и развитие предметной деятельности, ребенок использует реальные предметы и изображающие их игрушки строго по назначению, овладевая множеством предметных действий: учится снимать и надевать на куклу одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, грузить кубики в машинку и выгружать их и т. д. В младшем дошкольном возрасте все эти действия постепенно перестают быть самоцелью — их начинают выполнять не сами по себе, а для чего-то, для определенной цели. В дальнейшем они заменяются цепочкой логически последо- вательных действий, которые отражают часто повторяющиеся в жизни ребенка привычные ситуации, но в них не прослеживается сюжет и не отражаются взаимоотношения людей[17,с.25].

Следует сказать, что  в дошкольном возрасте под влиянием взрослых ребенок усваивает моральные нормы, учится подчинять свои поступки этическим эталонам. Таким образом у него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера и мотивация деятельности.

1.2. Понятие  агрессия, происхождение агрессии, особенности агрессии у детей  младшего дошкольного возраста

 

Агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается  часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведёт к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на появление детской агрессивности одно из наиболее распространённых явлений у родителей и воспитателей[13,с.30].

В последние десятилетия  серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской  преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей  и подростков.

К сожалению, исторически  сложилось так, что проблема детской агрессивности в отечественной психологии не получила должного развития, более того, в течение долгих лет эта тема была практически закрытой. Детская агрессия изучалась только в связи с разрешением конфликтов, так как в науке главенствовала установка, что агрессивные реакции могут возникнуть только у педагогически запущенных детей.

В детском саду часто  можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Воспитателям приходится нелегко  с такими детьми: они не знают, как поступить с агрессивным ребёнком.

Агрессивность, как явление, привлекает к себе внимание исследователей в различных областях знания [13,с.34].

Можно с большой долей  уверенности предположить, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка имеют семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия – вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребёнком.

Агрессивность ребёнка  может быть физически и психически обусловленной: агрессивные реакции  характерны для детей младенческого  и раннего возраста (у младенцев  как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм); агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она выполняет ещё и защитную функцию самосохранения, как физического, так и эмоционального[5,с.45].

Часто неожиданные агрессивные  реакции могут проявляться в  период возрастного кризиса, в младшем  дошкольном возрасте это кризис 3 лет. Если это поведение нетипично  для ребёнка и взрослых, тогда  оно означает, что у него возникли определённые трудности, и он нуждается в помощи окружающих.

Само слово «агрессия» происходит от латинского aggredi, что  означает «нападать». Оно издавна  бытует в европейских языках, однако ему не всегда придавалось одинаковое значение. До начала XIX в. агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессии стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Х. Хекхаузен пишет, что  «в обыденном языке слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению». Такое определение, по его мнению, может объединять в себе столь различные явления, как детская ссора и война, упрёки и убийство, наказание и бандитское нападение.

Это ещё раз подтверждает, что, во-первых, понятие «агрессия» может рассматриваться в самом широком контексте и, во-вторых, что учёные в основном склонны рассматривать её, по словам Т.Г. Румянцевой, «в строго поведенческой манере, понимая агрессию в терминах переменных, которые могут быть непосредственно наблюдаемы» [13,с.40].

Американские исследователи  Р. Берон и Д. Ричардсон дают формулировку агрессии (в какой бы форме она  не проявлялась) как поведению, направленному  на причинение вреда или ущерба другому  живому существу, имеющему все основания  избегать подобного обращения с собой. Э. Фромм понимает агрессию несколько шире: как любые действия, которые причиняют, или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животным, а также как причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Отечественная исследовательница Л. М. Семенюк видит в агрессии стремления к подчинению себе других людей или обладанию другими объектами, а также действия, которые вредят другому лицу или объекту. [14,с.21].

Информация о работе Особенности агрессивного поведения детей в младшем дошкольном возрасте