Особенности агрессивного поведения детей в младшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности агрессии у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего дошкольника;
2) ознакомиться с понятиями агрессия, изучить её происхождение
3) выявить факторы, влияющие на формирование детской агрессии
4) изучить методы диагностики и коррекции агрессии у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «АГРЕССИЯ». ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Психолого - педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста 6
1.2. Понятие агрессия, происхождение агрессии, особенности агрессии у детей младшего дошкольного возраста 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1.Понятие диагностика, диагностика проявлений агрессии у детей младшего дошкольного возраста 19
2.2.Основные методы коррекции агрессии у детей младшего дошкольного возраста 22
2.3. Методики коррекции агрессии у детей младшего дошкольного возраста 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Психологический словарь  под редакцией А.В. Петровского  предлагает следующее определение: «Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым или неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности)» [14,с.34].

Наряду с понятием «агрессия» в психолого-педагогической и специальной литературе используются термины «агрессивность» и «агрессивное поведение». Термин агрессивность относится к особенной характерной черте людей и понимается как склонность к агрессивному поведению. Эта особенность приобретается в процессе развития человека и основывается на принципе социального научения, состоящего в частых, несоответствующих раздражителям агрессивных реакциях значительной интенсивности, направленных по отношению к широкому кругу социальных объектов. Кроме того, агрессивность часто характеризуется неспособностью к контролированию своих реакций, а так же проявлением враждебной установки по отношению к окружающей среде.

Агрессивное поведение  понимается как специфическая форма  действия человека, демонстрирующая  превосходство, возможность причинения ущерба или причинения такового живому существу (или неживому объекту). Т.Г. Румянцева определяет поведение как агрессивное, на основании нормативного подхода, и решающее место отводит понятию нормы в поведении. Под нормой же можно понимать принятые в конкретном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей [14,с.54]. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребёнка.

Следовательно, агрессивным  следует называть поведение удовлетворяющее  двум обязательным условиям: когда  имеют место пагубные для жертвы последствия и когда нарушены нормы поведения в обществе.

По мнению Г. Паренса, любая форма агрессии – враждебность, упрямство, упорство – вызвана попытками  контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования  либо себя, либо своего окружения. Предложенная Г. Паренсом классификация делит агрессию на две основные формы [11,с.33].

Недеструктивная агрессия (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Механизмы функционируют с момента рождения. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний[11,с.38].

Враждебная деструктивная  агрессия – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Такая агрессия генерируется (накапливается) и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм – переживание чрезмерной боли или дистресса[11,с.28].

Как известно, человек, осознающий свою агрессивность как негативное качество, испытывает одиночество. Однако он не может построить конструктивное взаимодействие с близкими людьми, поскольку продолжает злиться. В итоге, не находя выхода, агрессивность накапливается, стабилизируется, становится чертой характера, эмоционально окрашивая все стороны жизни человека.

Таким образом, агрессивность  – феномен накопительный.

Разделение по направленности на объект[17,с.34]:      

- гетероагрессия - направленность  на окружающих: убийства, изнасилования,  нанесение побоев, угрозы, оскорбления,  ненормативная лексика и т.д.;

- аутоагрессия - направленность  на себя: самоуничижение вплоть  до самоубийства, саморазрушающее  поведение, психосоматические заболевания.

Разделение по причине  появления:        

-реактивная агрессия - представляет  собой ответную реакцию на  какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.); 

- спонтанная агрессия - появляется  без видимой причины, обычно  под влиянием каких-то внутренних  импульсов (накопление отрицательных  эмоций, неспровоцированная агрессия  при психических заболеваниях).

Разделение по целенаправленности:

- инструментальная агрессия - совершается  как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб;  ребенок, громко требующий от  матери, чтобы она купила ему  игрушку и пр;

-целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.

Разделение по открытости проявлений[17,с.42].         

- прямая агрессия - направляется  непосредственно на объект, вызывающий  раздражение, тревогу или возбуждение:  открытое хамство, применение  физической силы или угрозы  расправы и пр; 

- косвенная агрессия - обращается  на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка [5,с.49].

Разделение по форме проявлений:

- вербальная - выражена в словесной  форме: угрозы, оскорбления, содержание  которых прямо говорит о наличии  отрицательных эмоций и возможности  нанесения морального и материального ущерба противнику;

- экспрессивная - проявляется невербальными  средствами: жестами, мимикой, интонацией  голоса и пр. В таких случаях  человек делает угрожающую гримасу,  машет кулаком или грозит пальцем  в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику;

- физическая - прямое применение  силы для нанесения морального  и физического ущерба противнику.

Таким образом мы пришли к выводу что,в норме проявление агрессии не может считаться поведенческим  нарушением. Агрессия выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Известно также, что агрессивность усиливается в критические периоды возрастного развития (0, 1, 3, 7, 13, 17 лет). Однако настороженность должна вызывать ситуация, когда агрессия становится надситуативным, постоянным переживанием ребенка[13,с.14]

Обсуждая проблему агрессивности  в младшем дошкольном возрасте нельзя не отметить, что этот возраст совпадает  с кризисом трех лет 
В.В.Лебединский [10 с.12] отмечает, что периоды выраженной агрессивности ребенка. Нарушающие его гармоничные отношения с окружающими и наблюдаемые в процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с переживаниями возрастных аффективных и личностных кризисов. 
Э.Клер в работе «О личности трехлетнего ребенка» выделила несколько важных симптомов этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взролых, протест-бунт, стремление кдеспотизму.Расшифруемэтипонятия.  
Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение. 
Строптивость носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка. 
Своеволие заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, в зачатке. 
Обесценивание взрослых. Ш.Бюмер описала ужас семьи, когда мать услышалаотребенка«Дура!».  
Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. «Все поведение ребенка проибретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними,»- писалЛ.С.Выготский[11,с.25]. 
В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов. 
Как считал Д.Б.Элькомн, кризис трех лет - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис своего «Я». Л.С.Выготский указывал, что в данных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый. Ребенок, недоставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становиться трудным для взролых. Благодаря этому, создается впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении которого времени. Из «беби», которого носили на руках, он превратился в строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее или деспотичное, так что сразу весь его облик в семье меняется. 
В кризисе трех лет происходит то, что называют развдоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может их разломать со злостью, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Тенденция к самостоятельной деятельности знаменует собой то, что взрослые не закрыты для ребенка предметом и способом обращения с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающеммире. 
Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослый как бы впервые возникают в мире детской жизни. Детский мир из мира ограниченного предметами превращается в мир взрослых людей. 
Как уже было описано выше, ребенок приходит в наш мир взрослых с «проблемным» поведением, с точки зрения взрослых, что обуславливается нерзвитостью аффективно эмоционально-волевой сферы, отсюда неумение управлять своими эмоциями. 
С одной стороны, самостоятельность ребенка во всем, а с другой - слабая саморегуляция. И от нас взрослых, особенно родителей, требуется быть еще более внимательными и сочувствующими ребенку в этот период времени, т.е. отнестись к нему с пониманием. 
Но, как отмечает Б.Спок [18,с.36 ], именно в этот период детства родители «консолидируются» и все вместе начинают подавлять «самоутверждение ребенка». И, конечно, родители дляэтого используют любые средства. 
Как отмечает К.Бютнер [18,с37], от детей требуют соответствия родительским представлениям о поведении. А эти представления подразумевают полную «покорность»(Винникотт Д.В.[18,с38 ]). Но, несмотря на то, что преобладают негативные отношения со взрослыми, дети, все-таки, постоянно стремяться к установлению и сохранению положительных взаимоотношений с ними. И, если эти взаимоотношения не удовлетворяют ребенка, у него возникают глубокие аффективные переживания, которые ведут либо к значительному снижению активности в общении со сверстниками, либо к агрессивности по отношению к ним (Головко О.А., Котирло В.К.[5,с.34]). В этом случае мы говорим о непонимании родителями своего ребенка, его трудного периода. И это непонимание выражается применением физической силы и грубости по отношению к «своему милому беби». А ведь ему и так не сладко! (Р.Кэмпбелл [5,с.24]). 
Родители становятся невыносимыми, ссорясь с ребенком и друг с другом из-за его воспитания ( Мид М. «Развитие ребенка»[5,с.31] ). А в этом случае, при воспитании детей в атмосфере постоянных скандалов, драк, недоразумений в семье у ребенка культивируется и усиливается неумение сдерживать непосредственные эмоциональные реакции, возбудимость, конфликтность. Заражаясь раздражительностью взрослых, дети переносят ее на свое ближайшее окружение - сверстников. И, хочется повториться, что именно в младшем дошкольном возрасте перед детьми «взрослые выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире»(Д.Б.Элькони[5,с.34]). И, конечно же, в этом возрасте в первую очередь такими образцами являются родители.

Все сказанное помогает сделать вывод о том ,что работу по коррекции агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями.

Кроме того, если в процессе развития ребенок не научится контролировать свои агрессивные импульсы, то в  дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией на сверстников - в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению - в юношеском.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ  ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1.Понятие диагностика, диагностика проявлений агрессии у детей младшего дошкольного возраста

 

Диагностика и коррекция  агрессивности в поведении у  дошкольников проводится с учетом ее опосредованной социальной ситуацией развития - взаимоотношениями ребенка со сверстниками в процессе типичных для дошкольного возраста видов деятельности

Известно, что в трудной  ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается  в детстве. Возникновение конфликтных ситуаций в процессе общения детей друг с другом часто приводит к тому, что ребенок, неадекватно реагирующий в такой ситуации, часто оказывается в изоляции от коллектива, что препятствует полноценному развитию его личности. Неконтролируемое поведение в более раннем детском возрасте может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в подростковом возрасте. Своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи[5,с.64].

Переход ребенка из детского сада в школу влечет за собой смену  социальной ситуации развития. Умение налаживать контакты со сверстниками, совместно с ними разрешать конфликты, справляться с трудностями в  учебе -важный показатель развития личности ребенка. В этом плане представляется важным создание для детей с трудностями в поведении, в частности - для детей с проявлениями агрессивности, благоприятных условий перехода на новую социальную позицию - позицию школьника, путем формирования у них позитивных установок в общении[5,с.66].

Проблема заключается  в необходимости развития адекватных задаче методов диагностики, коррекции  и профилактики детской агрессивности, пригодных для применения психологами и педагогами в детских садах или других дошкольных учреждениях. Проблемной также является и задача разработки коррекционно-профилактических программ и методов воспитания, которые дали бы возможность оптимизировать общение в детском коллективе, а также - преодолеть и предупредить асоциальные тенденции в поведении детей[13,с.57].

Научная новизна и  теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Обоснована множественность  причин проявления агрессивности  у детей дошкольного возраста  и показаны различия в степени  их значимости.

2. Рассмотрены и проанализированы наиболее часто встречающиеся в настоящее время формы проявления агрессивности в поведении детей дошкольного возраста.

3. Обоснована необходимость  использования значимой для детей  деятельности, в частности соревновательной  игры, с целью повышения эффективности диагностики, коррекции, профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста.

4. Разработана программа  коррекции и профилактики агрессивного  поведения детей дошкольного  возраста[13,с.61].

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование научно-методического обеспечения деятельности психологических служб детских учреждений системы народного образования, для чего разработаны и апробированы:

- программа диагностики  агрессивности у детей дошкольного возраста, которая может быть рекомендована для применения в детских дошкольных учреждениях;

- программа коррекции  и профилактики агрессивности  у дошкольников, направленная на  оптимизацию межличностных отношений  в группе детского сада и  предназначенная для оказания психологической помощи агрессивным детям, а также для использования в профилактических целях.

Диагностика проявлений детской агрессивности в настоящее  время представляет определённую сложность. С одной стороны, возрастная импульсивность детей, характерные для них эмоциональная возбудимость и чувствительность часто трактуется взрослыми как агрессивность. С другой – психологическая практика не может похвастаться большим количеством средств выявления индивидуальных качественных характеристик агрессивности и их возможных причин у детей [13,с.42].

 

 

 

 

 

2.2.Основные  методы коррекции агрессии у  детей младшего дошкольного возраста

 

Первым шагом на пути к коррекции агрессивности ребенка  является попытка сдерживать его  порывы непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребенка окриком, отвлечь его игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). Если этот порыв предотвратить не удалось, надо обязательно дать понять ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. Провинившийся подвергается суровому осуждению, в то время как его «жертва» окружается повышенным вниманием и заботой взрослого. Таким образом, ребенок видит, что он только проигрывает от своих поступков[10,с.34 ].

Информация о работе Особенности агрессивного поведения детей в младшем дошкольном возрасте