Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время тема агрессии постоянно находится в поле зрения многих психологов, ученых и практиков. Вопрос о природе агрессивности всегда интересовал представителей всех психологических школ. Наиболее остро эта проблема встала в современном обществе, где люди все чаще и чаще руководствуются принципом конкуренции. Психологи-практики подчеркивают, что жалобы на проявления детской агрессии одно из наиболее распространенных явлений у родителей и воспитателей.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....…..3
1 Теоретический анализ подходов к пониманию агрессии в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………….5
1.1 Агрессия как психологическая проблема. …………………………….....5
2 Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста……...15
2.1 Психологические особенности развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...15
2.2 Формы проявления агрессии в дошкольном возрасте…...………………………………………………………………….…...27
2.3 Причины становления агрессивного поведения дошкольников..….......29
Заключение………………………………………………………….…………....38
Список использованных источников………………………………………..….40

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….....…..3

1 Теоретический анализ подходов к пониманию агрессии в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………….5     

    1.1 Агрессия как психологическая проблема. …………………………….....5

2 Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста……...15

    2.1 Психологические особенности развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...15

    2.2 Формы проявления агрессии в дошкольном возрасте…...………………………………………………………………….…...27

    2.3 Причины становления агрессивного поведения дошкольников..….......29

Заключение………………………………………………………….…………....38

Список использованных источников………………………………………..….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В настоящее время тема агрессии постоянно находится в поле зрения многих психологов, ученых и практиков. Вопрос о природе агрессивности всегда интересовал представителей всех психологических школ. Наиболее остро эта проблема встала в современном обществе, где люди все чаще и чаще руководствуются принципом конкуренции. Психологи-практики подчеркивают, что жалобы на проявления детской агрессии одно из наиболее распространенных явлений у родителей и воспитателей.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно принять современные корригирующие меры.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Агрессивность, как явление, привлекает к себе внимание исследователей в различных областях знания. На сегодняшний день существует множество теорий, объясняющих происхождение агрессивности. Среди них наиболее ярко выделяются: эволюционный подход, включающий теорию влечения (З. Фрейд); этологический подход (К. Лоренц); фрустрационная теория (Дж. Доллард, Н. Миллер); теория социального научения (А.Бандура) и другие. Проблеме детской агрессивности посвящен ряд зарубежных и отечественных исследований в психологии (К. Бютнер, Р. Берон, Д. Ричардсон, К. Лоренц, Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов и др.).

Довольно часто не только в быту, но и в психолого-педагогической литературе происходит подмена понятий «агрессия» и «агрессивность». Под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, агрессия есть определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту; а агрессивность – это готовность к агрессивным действиям в отношении другого.

Можно с уверенностью сказать, что тема агрессии в дошкольном возрасте, не потеряет своей актуальности и в будущем, т.к. первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития. И от того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований. Хотелось бы отметить тех исследователей, кто изучал проблему детской агрессивности. Это И.А. Фурманов, А.И. Захаров, В.Ф. Сафин и другие.

Целью данного исследования является изучение особенностей агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В  соответствии с  целью исследования в работе решаются следующие задачи:

Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

1) провести теоретический анализ подходов к пониманию агрессии в зарубежной и отечественной психологии;

2) рассмотреть причины становления агрессивного поведения;

3) раскрыть психологические особенности развития детей дошкольного возраста;

4) выявить особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.

Предмет исследования будет выступать особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретический анализ подходов к пониманию агрессии в зарубежной и отечественной психологии

 

 

1.1 Агрессия  как психологическая проблема

 

 

Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Само слово «агрессия» означает «поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Разные ученые и философы по-разному оценивают этот феномен.

Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [9, с. 111].

Сила, направленность и продолжительность агрессивных проявлений зависит от целого спектра психологических, физиологических и ситуационных факторов. Немаловажное значение при формировании приличного уровня агрессивности играют многие биологические и конституционные факторы – характер рациона человека в немалой степени определяет его воинственность. Но так или иначе, в основе всякой агрессивности лежит тот или иной конфликт – осознаваемый или бессознательный, мимолетный или затяжной. По своей сути, всякая агрессия является ничем иным, как проявлением активного, деятельного недовольства человека условиями окружающей жизни, ближними или самим собой.

Агрессия вовсе не должна пониматься как сугубо негативный, деструктивный и противостоящий гармонии жизни феномен. Как раз напротив – роль агрессии в развитии жизни столь велика, что её попросту трудно переоценить. Существует точка зрения, согласно которой считается, что, когда рассерженный человек «выпускает пар» посредством энергичных, но не причиняющих никому вреда действий, происходит следующее: во-первых, снижается уровень напряжения или возбуждения, а во-вторых - уменьшается склонность прибегать к открытой агрессии против провоцирующих (или других) лиц.

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками. Эрих Фромм, выдающийся мыслитель нашего столетия, выделил доброкачественную агрессию и злокачественную агрессию.

Доброкачественная агрессия – это «биологически адаптивная агрессия – реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе; она свойственна как животным, так и людям; она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие её – устранение либо самой угрозы, либо её причин».

В «доброкачественной агрессии» он выделил несколько видов:

1) псевдоагрессия. Под этим понятием он понимает «действия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения»;

2) непреднамеренная агрессия. Ярким примером непреднамеренной агрессии является случайное ранение человека. Классический пример – это проверка револьвера и непроизвольный выстрел, задевающий находящегося поблизости человека. В результате – несчастный случай;

3) игровая агрессия. Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Так, например, игрок в своем сражении с противником просто точно выполняет свои достижения, а не желает нанести ему преднамеренный вред;

4) агрессия как самоутверждение. Важнейший вид псевдоагрессии – самоутверждение. Само слово «агрессия» происходит от aggradi (gradus означает «шаг», а ad – «на»), т.е. получается что-то вроде «двигаться на», «наступать». Концепция агрессии как самоутверждения находит подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских гормонов и агрессивным поведением. Есть один очень важный факт: установлено, что тот, кто беспрепятственно может реализовывать свою агрессию самоутверждения, в целом ведет себя менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это качество целеустремленной наступательности. Агрессия самоутверждения повышает способность человека к достижению целей, и поэтому она значительно снижает потребность в подавлении другого человека (в жестоком, садистском поведении). Робкий, закомплексованный человек страдает от недостатка наступательной активности, поэтому ему гораздо сложнее достугнуть поставленной цели из-за определенных комплексов;

5)оборонительная агрессия. Оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. «Человек, как зверь, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам» [1, с.371]. Каждый человек нуждается в эмоциональном равновесии, поэтому любое покушение вызывает гнев; индивид пытается любой ценой избавиться от боли и страха. Результат всего этого – оборонительная агрессия.

Злокачественная агрессия: жестокость и деструктивность.

По мнению Э. Фромма, «биологически неадаптивная, злокачественная агрессия вовсе не является защитной от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе; она является спецификой только для человека; она приносит биологический вред и социальное разрушение» [6,с.133].

Главные проявления такой агрессии – убийство и жестокие истязания. Они не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия. В основе «злокачественной агрессии» лежит не инстинкт, а некий человеческий потенциал.

Такая агрессия встречается в двух различных формах: спонтанной и связанной со структурой личности.

1)Спонтанные формы.

Спонтанные проявления агрессивности обусловлены не человеческой природой, а тем деструктивным потенциалом, который произрастает в определенных постоянно действующих условиях. Однако в результате внезапных травмирующих обстоятельств этот потенциал мобилизуется и дает резкую вспышку (войны, религиозные или политические конфликты, нужда, чувство обездоленности).

    а) Деструктивность отмщения. Агрессивность из мести – это ответная реакция индивида на несправедливость, которая принесла страдания ему или кому-либо из членов его группы. Такая агрессия возникает уже после того, как причинен вред. Самое страшное, что она отличается значительно большей жестокостью. Неслучайно в языке бытует выражение «жажда мести».

    б) Эстатическая деструктивность. Если человек страдает сознанием одиночества, беспомощности и тоски, он может попытаться преодолеть свою проблему путем перехода в состояние экстатического транса, где он (как бы «вне себя») приходит к единению с самим собой и с природой. Для этого есть много возможностей (употребление наркотиков, сексуальный акт, различные ритуалы). Человек, накладывающий на себя руки, тоже относится в какой-то степени к этой категории.

2. Деструктивный характер: садизм.

Существуют различные формы садизма. Главная его цель заключается в «желании причинить боль вне зависимости от наличия или отсутствия сексуальных мотивов». Ощущение абсолютной власти над другим существом, чувство своего всемогущества – вот главная сущность садизма.

По мнению Баса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые [5, с. 21].

1.Физическая – активная – прямая. Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

2.Физическая – активная  – непрямая. Закладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с  целью уничтожения врага.

3.Физическая – пассивная – прямая. Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

4.Физическая – пассивная  – непрямая. Отказ от выполнения  необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

5.Вербальная – активная  – прямая. Словесное оскорбление  или унижение другого человека.

6. Вербальная – активная  – непрямая. Распространение злостной  клеветы или сплетен о другом  человеке.

7.Вербальная – пассивная – прямая. Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.

8.Вербальная – пассивная  – непрямая. Отказ дать определенные  словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в  защиту человека, которого незаслуженно критикуют) [7, с. 61].

Факторы агрессивности

Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе. Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов.

Необходимо отметить,  что агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, книги братьев и сестер, кусается, забрасывает сверстников камнями и т.д. Нередко агрессивность детей направляется на самого себя: они рвут свою одежду, наносят себе раны, головой бьются о дверь и т.д.

Информация о работе Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста