Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время тема агрессии постоянно находится в поле зрения многих психологов, ученых и практиков. Вопрос о природе агрессивности всегда интересовал представителей всех психологических школ. Наиболее остро эта проблема встала в современном обществе, где люди все чаще и чаще руководствуются принципом конкуренции. Психологи-практики подчеркивают, что жалобы на проявления детской агрессии одно из наиболее распространенных явлений у родителей и воспитателей.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....…..3
1 Теоретический анализ подходов к пониманию агрессии в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………….5
1.1 Агрессия как психологическая проблема. …………………………….....5
2 Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста……...15
2.1 Психологические особенности развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...15
2.2 Формы проявления агрессии в дошкольном возрасте…...………………………………………………………………….…...27
2.3 Причины становления агрессивного поведения дошкольников..….......29
Заключение………………………………………………………….…………....38
Список использованных источников………………………………………..….40

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Следует также отметить, что в этом возрасте усиливается "исследовательский инстинкт" и значительно расширяются социальные контакты ребенка. И в то же время малыш сталкивается с целой системой, новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невольно, попадая в конфликтную ситуацию между ненасытной любознательностью, спонтанным интересом ко всему новому и необычному и родительским "нельзя", ребенок испытывает сильнейшую депривацию– ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. И воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются злость, отчаяние, агрессивные тенденции.

Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, отвлечением внимания, попытками свести все дело к шутке, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишениям удовольствий, изоляции. Ребенок озадачивается, как же ему реагировать на усиливающиеся санкции со стороны родителей, как вести себя дальше, чтобы родительская контрагрессия была по возможности минимальной. И чаще всего ребенок не находит выход из создавшегося положения. Это может привести ко все возможным психическим расстройствам, которые проявляются в некоторых реакциях ребенка: он теряет аппетит, перестает проситься на горшок, тревожно спит [3, с. 78].

В дальнейшем проявления агрессивности во многом связаны с процессами поло–ролевой идентификации ребенка или особенностями «Эдиповой ситуации» в семье. Влияние ближайшего окружения и процессов осознания собственной половой принадлежности на формирование агрессивных форм поведения очень хорошо можно проследить, если сравнить поведение мальчиков и девочек. В частности, отмечается, что если в 2–летнем возрасте в арсенале средств проявления агрессивности мальчиков и девочек примерно в одинаковой пропорции встречаются плач, визг и взаимные шлепки, то к 4 годам фрустрация, неудачи вызывают у них неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат. С возрастом происходит также смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более "социализированных" форм, таких как оскорбление или соперничество.

Додж и его коллеги разработали модель для выяснения, почему некоторые дети часто прибегают к агрессии во взаимоотношениях с окружающими. Основной ее тезис: способ когнитивной обработки социальных признаков ситуации влияет на стиль поведения. По сути дела, моделью предусматривается, что агрессивное поведение есть следствие плохого развития социально-когнитивных навыков.

На возникновение агрессии часто оказывают влияние не только факторы, опосредованные особенностями процесса развития в онтогенезе и социализации, но и ситуативные. К числу таких основных факторов можно отнести следующие:

1. оценка другими людьми. Было установлено, что присутствие других лиц уже само по себе может либо усиливать, либо тормозить агрессию. Однако здесь важную роль играет оценка степени агрессивности наблюдателя. Так, например, экспериментально доказано, что если за поведением детей наблюдал человек, воспринимавшийся ими как лицо, склонное к агрессии (скажем, тренер по восточным единоборствам), то дети проявляли больше актов агрессивности характера. Если в этой же ситуации наблюдателем оказывалось лицо, воспринимаемое детьми как противник агрессии (скажем, учитель), то их поведение отличалось большей сдержанностью. Причем следует отметить такую закономерность: как только агрессивный наблюдатель уходил, уровень агрессии в поведении детей значительно снижался или достигал исходного уровня [8, с. 61];

2. намеренность агрессии. Существует точка зрения, что для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания, что другой человек имеет враждебные намерения, хотя непосредственного акта нападения не было. Часто в таких случаях основным запускным стимулом выступает гнев, возникающий как эмоциональная реакция на планируемое насилие. Однако в тех случаях, когда противник заранее просит извинить его за агрессивное поведение, очень часто гнев не возникает вообще, и ответной агрессии не происходит. Кроме того, если человек, к примеру, осознает, что конфликт или другой инцидент оказался непреднамеренным, и понимает, что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление, а ответной агрессии у него может быстро пройти;

3. восприятие агрессии. Широкое распространение видео- и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. Однако, как считают некоторые детские психоаналитики, эти утверждения бездоказательны. В видеофильмах ребенок бессознательно реализует определенные свои потребности и отреагирует аффекты, чему во многом способствуют образы героев фильмов. Поэтому чрезмерное увлечение видео и телевидением возникает только у тех детей, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности, и не могут решить их в реальной жизни.

В рамках теории социального научения существуют противоположные данные, которые свидетельствуют о том, что переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходят как на экране, так и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, как предлагает теория влечений, а, наоборот, к возбуждению агрессии. Это мнение опирается на данные о том, что наблюдатель, особенно если он ребенок, проявляет тенденцию совершать те же самые действия, как и лицо, за которым он наблюдает. В частности указывается, что просто ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличивать степень агрессивности. Было установлено, что зрители с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются видеонасилием, в то время как малоагрессивные поверхностно просматривают такие фильмы и не концентрируются на сценах подстрекательства и ответного насилия.

Кроме того, например, дети из семей, использующих различные способы социального подкрепления, по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания. Дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, во-первых, вообще больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отмечают большее количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев-телегероев, проявляющих враждебность и агрессию;

4. желание возмездия. Агрессия часто, особенно в детском возрасте, может возникать как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, т.е. как акт возмездия за что-либо. Так, например, ребенок, часто подвергавшийся наказаниям, усваивает, что человек сам должен наказывать, или другие совершают неблаговидные поступки. Ответное причинение страданий своему обидчику (явное, косвенное или в фантазиях) и наблюдение его страданий ослабляют у ребенка реакцию гнева и удовлетворяют его потребность в агрессии [4, с. 24].

Существуют также некоторые данные, которые свидетельствуют о наличии прямой зависимости между возможностью осуществить возмездие и агрессией. Было определено, что при отсутствии возможности возмездия уровень агрессивной мотивации в результате фрустрации повышается, а уровень мотивации торможения агрессии снижается.

Старший дошкольный возраст - это, прежде всего, возрастной кризис 7 лет, подготовка и разрешение этого кризиса.

Л.С. Выготский назвал этот кризис кризисом семи лет и указал на очевидные изменения в характере и поведении ребёнка [4, 376]. Поведение ребёнка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступает манерничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний.

В дошкольном возрасте ребёнок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны, прежде всего, с конкретной деятельностью: "Я здорово рисую - у меня получилось самое круглое яблоко", "Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в догонялки". Ребёнок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.

Но это не единственные признаки наступления кризисного периода. Другие новые поведенческие характеристики, хорошо заметны в домашней ситуации:

- возникновение паузы между обращением к ребёнку и его ответной реакцией ("как будто не слышит", "надо сто раз повторить");

- появление оспаривания со стороны ребёнка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени её исполнения;

- непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

- хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых)

- демонстративная "взрослость", иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения;

- обострённое внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть как "маленький".

Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

К позитивным моментам могут быть отнесены:

- заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем;

- самостоятельность в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению (независимость от родителей)

- рассудительность [13, с. 52].

Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценностей самостоятельно организованных самим ребёнком действий. Одно из главных новообразований - потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции [6, с. 42].

Агрессивность дошкольников зависит от целого ряда факторов - культурных, семейных, индивидуальных. Чем старше ребёнок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, конфликты, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребёнка, принципы воспитания. Социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребёнка, чем врождённая предрасположенность (возбудимость нервной системы).

Данное утверждение подтверждает следующий факт. На формирование агрессивности человека влияют 3 момента: негативизм матери (её отчуждённость от ребёнка, постоянная критика, равнодушие).

Особенно влияет отсутствие матери на мальчиков. Дети становятся замкнутыми, очень тревожными, безынициативными, готовы подчиняться всем и каждому. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать или других близких обратить на него внимание. Если в семье, особенно со стороны матери, ребёнку недостаёт любви, заботы, внимания, т.е. нет эмоционального контакта, то он будет пробовать различные способы, чтобы компенсировать это [3, с. 61].

Терпимость матери к проявлению агрессивности ребёнка по отношению к другим детям и взрослым (т.е. поощрение такого поведения).

Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду - детский сад, школу, двор. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.

В одном эксперименте изучалось агрессивное поведение детей в связи с особенностями стратегий родительского наказания. Особенности и строгость наказания измерялись по ответам родителей на 24 вопроса о том, как они обычно реагируют на агрессивное поведение своего ребёнка.

К первому уровню реагирования (который, строго говоря, и наказанием-то назвать нельзя) относили просьбы вести себя по-другому и поощрение за изменение поведения.

Ко второму уровню наказаний (умеренные наказания) относили словесное порицание, выговоры, брань.

К третьему уровню наказаний (строгие наказания) относили физическое воздействие, шлепки, подзатылки.

В результате исследования было обнаружено, что те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию и, соответственно, характеризовались одноклассниками как агрессивные. Дети из таких семей, не видя ласки, сочувствия, сопереживания к себе, не обучаются этим чувствам, что способствует формированию агрессивной личности.

Индивидуальные особенности темперамента ребёнка (возбудимость и вспыльчивость).

Лишь одна четверть от перечисленного относится к врождённым особенностям, а три четверти - к социальному окружению ребёнка, в котором основная роль отводится матери [2, с.21].

Между тем, управляемые механизмы психологической защиты у детей еще не сформированы, поэтому обычно они стремятся изменить ситуацию, и нередко - с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс - вина, совесть и мораль - будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно становится частью психики человека, и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.

У многих людей, особенно агрессивных по природе, внутренний контроль в силу разных причин формируется неважно, и внешний контроль остается ведущим на всю жизнь. Тогда ребёнок (а затем и взрослый человек), если и подчиняется законам и общественным требованиям, то не по велению совести, а из-за страха наказания или угрозы материальных и моральных потерь. Поэтому когда путы страха сбрасываются (ослабление власти, смута, пребывание в толпе), а внутреннего контроля - совести - нет, человек позволяет себе делать все, что угодно ему или толпе, или тому, кто этой толпой руководит. И не нужно удивляться поведению наших юных футбольных и хоккейных фанатов после неудачных выступлений их любимых команд [17, с. 61].

Информация о работе Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста