Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время тема агрессии постоянно находится в поле зрения многих психологов, ученых и практиков. Вопрос о природе агрессивности всегда интересовал представителей всех психологических школ. Наиболее остро эта проблема встала в современном обществе, где люди все чаще и чаще руководствуются принципом конкуренции. Психологи-практики подчеркивают, что жалобы на проявления детской агрессии одно из наиболее распространенных явлений у родителей и воспитателей.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....…..3
1 Теоретический анализ подходов к пониманию агрессии в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………….5
1.1 Агрессия как психологическая проблема. …………………………….....5
2 Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста……...15
2.1 Психологические особенности развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...15
2.2 Формы проявления агрессии в дошкольном возрасте…...………………………………………………………………….…...27
2.3 Причины становления агрессивного поведения дошкольников..….......29
Заключение………………………………………………………….…………....38
Список использованных источников………………………………………..….40

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Развитие внутреннего контроля у детей идет с помощью процесса идентификации - стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения - ведь именно подражая поведению родителей, мы добиваемся одобрения своего поведения. А "исправляя ошибки" после родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах, играх стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих. Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.

В школе появляются другие взрослые, которые могли бы скорректировать развивающуюся агрессивность ребёнка. Но, к сожалению, из-за недостатка времени их поведение строится так же, как и родителей.

Кроме того, ребенок-школьник станет агрессивным, если его за плохое поведение в школе и плохую успеваемость родители наказывают ремнем, лишать удовольствий - друзей, занятий любимым делом. И, конечно, ребенок станет агрессивным, если родители будут поощрять такое поведение [11, с.12].

Одной из самых больших и распространенных ошибок является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии. Дети, которых регулярно за это наказывают, тоже начинают считать такие мысли, эмоции и действия опасными и недостойными и затормаживают, подавляют их, со всеми вытекающими неприятными последствиями.

Почему-то большинство педагогов считает, что подавление агрессивных проявлений приведет к установлению обстановки дружелюбия и уравновешенности. К сожалению, это просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в бессознательном ребенка. В один отнюдь не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным. При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочный круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут [3, с. 34].

Таким образом, агрессивное поведение ребёнка, прежде всего, вызывается недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Семья должна создать «минимальные условия» эффективной социализации. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребёнка.

Становление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Из реакции родителей на агрессивные взаимоотношения между сиблингами также извлекается урок о том, что ребенку может «сойти с рук». Фактически, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения. Родители, применяющие крайне суровые наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Хотя наказания часто неэффективны, при правильном применении они могут оказывать сильное позитивное влияние на поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Заключение

 

 

Под агрессией понимают поведение, направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессивность понимается как относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к агрессивному нападению. Агрессивность, в силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, способна предопределять общую тенденцию поведения, более того — жизненный путь личности, и поэтому заслуживает особого внимания. Возможна агрессия без агрессивности, в то же время агрессивность может проявляться не только в открытом агрессивном поведении.

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как в это время происходят существенные физиологические, психологические и социальные изменения. Это возрастной период, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Различные методологические и концептуальные подходы к объяснению детской агрессивности не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Однако становится ясно: детская агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушение в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственных сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Детская агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей реализации «принципа удовольствия». В дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей и ближайших родственников ребенка, а позднее – успешности и скорости процессов поло-ролевой идентификации и социализации.

Важную роль в формировании агрессивности играет стиль семейного воспитания. Здесь значимо все: от методов поощрения-наказания, стиля руководства ребенком, характера взаимодействия педагогических взглядов родителей.Существует масса побочных, ситуативных факторов, которые могут стимулировать или провоцировать возникновение агрессии в ребенке. К таким факторам можно отнести присутствие других людей, например воспитателей или сверстников (в особенности значимых), и их оценка поступков ребенка, способности самого ребенка оценить и принять причины агрессии другого.

Агрессивность дошкольников зависит от целого ряда факторов - культурных, семейных, индивидуальных. Чем старше ребёнок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, конфликты, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребёнка, принципы воспитания. Социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребёнка, чем врождённая предрасположенность (возбудимость нервной системы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1 Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С Выготский // Педагогическая психология: учебник / В.В. Давыдов [и др.]; под ред. В.В. Давыдова. – Москва: Педагогика – Пресс, 1999. – 371 с.

2 Жмуров, Д.В. Насилие (агрессия) и литература / Д.В. Жмуров // Педагогическая литература: учеб. пособие /Д.В. Жмуров. –СПб.,: Речь, 2006–140 с.

3 Завражин, С.А./ Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте/ С.А. Завражин // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - 160 с.

4 Заостронцева, М.Н. Агрессивность дошкольников / М.Н.Заостронцева, Перешеина Н.В//Коррекция поведения: учеб. пособие /М.Н.Заостронцева,  Н.В.Перешеина . – Москва: ТЦ Сфера,2006. – 215 с.

5 Колосова,С.Л. Детская агрессия//Психология поведения: учеб. пособие/ С.Л. Колосова. –СПб.,: –Питер, 2004. –320 с.

6 Морозов, А.В. Социальная психология: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений /А.В.Морозов. –2-е изд. –Москва: Академический проект,2005. –336 с.

7 Оклендер,В. Окна в мир ребёнка// Руководство по детской терапии: учеб.пособие /В. Оклендер. –Москва: Эксмо, 2005. –198 с.

8 Реан, А.А. Социализация, поведение, общение//Психология личности: учебн.пособие/ А.А.Реан . –СПб.,:прайм-Еврознак,2004 . –240 с.

9 Румянцева, Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски западной философии и науке//Педагогическая литература: учебн. пособие/Т.Г.Румянцева. – Москва:1991. –280 с.

10 Сельченок, К.В. /Псиология человеческой агрессивности//Психология поведения: хрестоматия/К.В. Сельченков. – Москва: АСТ,2005. –330 с.

11 Семенюк, Л.М./Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции//Психология личности: учебн. пособие/Л.М. Семенюк. –Москва,1996. –190 с.

12 Славина, Л.С./Дети с аффективным поведением//Возрастная психология: учебн. пособие/Л.М.Славина. –Москва:Просвещение,1968. –420 с.

13 Фрейд,З /Введение в психоанализ/Курс лекций: лекция 29-я / З.Фрейд . –Москва: –Наука,1989. –220 с.

14 Фромм,Э /Анатомия человеческой деструктивности//Социологические исследования /Э.Фромм. -1992. -№7. -90 с.

15 Фромм,Э /Анатомия человеческой деструктивности//Медицинская психология: учебн. пособие/ Э.Фромм. –Москва:1994. -305 с.

16 Фурманов, И.А./Психология детей с нарушениями поведения//Педагогическая психология: пособие для психологов и педагогов/ И.А. Фурманов. –Москва:ВЛАДОС,2004. –260 с.

17 Широкава ,Г.А. /Справочник дошкольного психолога //Г.А.Широкова. -Москва:Феникс,2007. -360 с.

 

 

 

 


 



Информация о работе Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста