Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 03:13, курсовая работа
Актуальность темы исследования: адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повешение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем.
Введение
1. Описание методик
2. Проведение исследования
3. Результаты исследования
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Описание методик
2. Проведение исследования
3. Результаты исследования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней – от биохимического до социального. Собственно, термин «адаптация» впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических науках физиологом Г. Аубертом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей [4, C. 8].
Актуальность темы исследования: адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повешение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других и необходимостью сохранения здоровья детей.
Проблема адаптации изучалась Ф.Б. Березиным, М.В. Роммом, Дж.П. Фландерсом, А.М. Новиковым, Г. Альбертом, К. Бернаром, М. Вебером, Э. Гидденсом, П Бергером, Т. Лукманом, С. Эшем, У. А. Томасом, Э. Дюркгеймом, Ф. Знаненским, А. Маслоу, К. Роджерсом, Э. Фроммом, Ф. Блумером, Г. Айзенком, Л. Россом, Р. Нисбеттом и др. Исследования М.В.Антроповой, Д.И.Зелинского, Г.Г.Манке и др. выявили несоответствие учебно-воспитательного режима общеобразовательных учреждений требованиям гигиены и естественнонаучным основам возрастной физиологии, что вызывает дезадаптацию учащихся, хроническое переутомление и рост заболеваний. Над проблемами, связанными с бесконфликтным вхождением ребенка в мир взрослых, активно работали зарубежные ученые: Ф.Ариес, М.М.Айшенвуд, Р.Г.Ваяр, Д.Баярд, К.Бютнер, К.Гехт, М.Джеймс, Д.Джонгвард, Д.Добсон, Д.С.Коулман, И.Лангмайер, З.Матейчек, Э.М.Шан, А.Маслоу, М.Мид, М.Раттер, К.Ренкер, Г.Селье, Р.Чемберлен и др.
Проблема адаптации детей к условиям обучения в начальной школе в настоящее время приобретает все большую актуальность. По данным разных исследователей (Э.М.Александровская, Г.Ф.Кумарина и др.), в зависимости от типа школы, от 20 до 60% младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют различные нарушения здоровья, поведения, связанные или со взаимоотношениями с одноклассниками или учителями, или с невыполнением школьных норм и правил поведения. Под влиянием постоянных неудач у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несамостоятельность за счет асоциального поведения.
В обучении и общении должен произойти переход на более сложный уровень, требующий определенных умений и навыков. Учебная деятельность становится процессом усвоения знаний, способом овладения реальностью, формирования мотивационно - потребностной сферы.
Потенциал дальнейшего роста личности закладывается именно в этот период, так как от успешности прохождения этого этапа жизни зависит будущее ребёнка не только в школе, но и за её пределами. Именно в этот период могут появиться сложности и проблемы, известные как общие реалии современной школы: снижение показателей общесоматического здоровья детей, увеличение различного рода недоразвитий, снижение мотивации обучения, что в литературе отмечается как тенденции, характерные практически для всех школьников. Их причины могут быть связаны как с социально-психологическими и экологическими факторами, которые свойственны кризисному и нестабильному состоянию российского общества, так и с проблемами самой современной школы, с ее авторитарной оценочной системой, часто приводящей к подавлению духовно-психической жизни ребенка.
Состояния проблемы в педагогической теории и практике позволяют выделить противоречие между недостаточным уровнем психологической и физической готовности детей 6 лет к обучению в школе и наличием небольшого числа преемственных организационно-педагогических условий эффективной адаптации адекватных реальным условиям образовательного учреждения (школы).
Цель исследования: выявить особенности адаптации первоклассников в зависимости от уровней тревожности и мотивации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть и выбрать необходимый диагностический инструментарий для проведения эмпирического исследования.
2. Провести эмпирическое исследование выявления взаимосвязей уровней адаптации, тревожности и мотивации учащихся 1-го класса.
3. Провести статистический анализ диагностических данных, описать результаты.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, констатирующий эксперимент, психодиагностические методики, математическая обработка данных, статистический анализ.
1 Организация исследования
Цель исследования: выявить особенности адаптации первоклассников в зависимости от уровней тревожности и мотивации.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть и выбрать необходимый диагностический инструментарий для проведения эмпирического исследования.
2) Провести эмпирическое исследование выявления взаимосвязей уровней адаптации, тревожности и мотивации учащихся 1-го класса.
3) Провести статистический анализ диагностических данных, описать результаты.
Гипотеза исследования: адаптация первоклассников изменяется в зависимости от уровней тревожности и мотивации.
В эмпирическом исследовании приняли участие 60 учащихся 1-ых классов класса ГУО СШ №13 г. Владивостока. В ходе исследования школьники были разбиты на 2 группы: 1-ая группа – экспериментальная (30 чел.); 2-ая группа – контрольная (30 чел.).
Эмпирическое исследование с целью выявления особенностей протекания адаптационного процесса первоклассников в зависимости от актуального уровня тревожности и мотивации было проведено с 3 февраля по 15 февраля. Сводные данные диагностики представлены в приложении А.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, констатирующий эксперимент, психодиагностические методики, математическая обработка данных, статистический анализ.
2 Описание методик
Адаптационные способности представляют собой совокупность индивидуально-психологических и интеллектуальных характеристик, определяющих успешность и эффективность адекватного «ответа» индивида на воздействие психогенных факторов окружающей среды [2]. Данные психологические особенности личности взаимосвязаны и составляют одну из интегральных характеристик психического развития личности - личностный адаптационный потенциал. Личностный адаптационный потенциал обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации и определяется степенью соответствия «нормальному интервалу» психической и социально-нравственной нормативности. В него входят поведенческая регуляция, коммуникативные способности и уровень морально-нравственной нормативности. А.Г. Маклаков указывает, что адаптационный потенциал личности формируется в процессе онтогенеза и основывается на генетически обусловленных индивидных характеристиках, однако, в полной мере описать и охарактеризовать факторы, влияющие на формирование адаптационного потенциала, пока не представляется возможным.
Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида.
Таблица 1 – Наиболее часто используемый инструментарий
Тип диагностики, название | Что измеряется? | Тип методики | Особенности методики |
Иагностика адаптивности СПА-1 (по Э.М. Александровской) Школа зверей | Основные характеристики школьной адаптации: Успешность УД; Усвоение норм поведения Контакты; Эм.благополучие | Стандартизованная программа наблюдения | Несколько раз на каждого школьника заполняется бланк. Оценка – на основе экспертных данных учителя и психолога. Необходимо предварительное обучение педагогов |
Школьная мотивация (по Н.Г. Лускановой) | Уровень школьной мотивации и учебной активности = уровень адаптации | 2 части – анкета «Что тебе нравится в школе? 2) Рисунок – Нарисуй, что тебе больше всего нравится в школе. |
|
Продолжение таблицы 1
Тип диагностики, название | Что измеряется? | Тип методики | Особенности методики |
Диагностика эмоциональных нарушений | тесты тревожности: Дорки-Амен, Филипс, Прихожан, САТ; ШРЛТд (Шкала реактивной и личностной тревоги по Спилбергеру – Ханину, детский вариант) и др. Цветовой тест Люшера | Опросники
Проективная методика |
|
Диагностическое исследование трудностей, связанных с недостаточным развитием произвольности психических функций | Корректурные пробы, повторение линий, графический диктант Эльконина и другие соответствующие процедуры из тестов готовности к школе |
|
|
Диагностика интеллектуальной сферы учащихся с выраженной дезадаптацией | Существует множество методик: Равен, Векслер, кубики Коса и т.п. | Как правило, проводится для уточнения предположений относительно уровня обучаемости |
|
Диагностика детско-родительских взаимоотношений и коммуникативных трудностей у детей с выраженной дезадаптацией | Опросник родительских отношений Варги-Столина, Рисунок семьи и др. |
|
|