Особенности адаптации первоклассников в зависимости от уровней тревожности и мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 03:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повешение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем.

Содержание

Введение
1. Описание методик
2. Проведение исследования
3. Результаты исследования
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптивность по уровню тревоги и мотивации у первоклассников.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

5        Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм – Еврознак, М.: Олма – Пресс, 2005. – 666с.

6        Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М: Просвещение, 2008. – 464 с.

7        Люшер, М. Оценка личности посредством выбора цвета // Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практич. Пособие. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2001. С. 172-209.

8        Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Апрель-пресс, 2004. – 456 с.

9        Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2005. – 688 с.

10     Акимова, М.К. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – Спб.: Питер – 2008. – 652 с.

11     Собчик, Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера: Метод. Руководство. / Л.Н. Собчик. – М., 1990. – 112 с.

12     Суркова, Е.Г. Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков / Е.Г. Суркова. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 319 с.

13     Туник, Е.Е. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников / Е.Е. Туник, В.П. Опутникова. – СПб.: Речь, 2005 – 104 с.

14     Франк, Л. Проективные методы изучения личности / Л. Франк. – М., 2000. – С. 63-83.

15     Шапарь, В.Б. Новейший Психологический словарь/ В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря.– Ростов н/Д, 2005. – 808 с.

16     Россоха, В.Е. Школьная дезадаптация / В.Е. Россоха //Школьный психолог. – 2000. – № 12. – С. 48-52.

 


Приложение А

 

 

 

Сводная таблица по цветовым выборам М. Люшера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синий

Зеленый

Красный

Желтый

Лиловый

Коричневый

Черный

Серый

1

5

3

4

1

2

6

8

7

2

6

1

2

3

5

4

8

7

3

7

2

4

1

3

5

8

6

4

5

2

4

3

6

1

8

7

5

6

1

4

3

2

5

8

7

6

5

1

2

4

3

7

8

6

7

7

3

2

1

6

4

8

5

8

7

4

2

3

5

1

8

1

9

7

4

3

1

5

8

6

2

10

6

3

2

1

4

5

8

7

11

5

3

1

4

2

6

8

7

12

5

2

4

1

3

8

7

6

13

6

4

2

3

1

8

7

5

14

7

1

2

3

4

8

6

5

15

8

2

4

1

3

7

6

5

16

2

5

3

1

6

8

7

4

17

5

2

3

1

4

8

7

6

 


Приложение Б

Интерпретация тестов

1. Школа зверей

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка

Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция

Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.

Дети выполняют задание.

Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я».

Для облегчения проведения статистического анализа нами были присвоены числовые значения качественным показателям проективной методики «Школа зверей»

1 – качественный показатель свидетельствует о низком уровне адаптации, высоком уровне тревожности и агрессивности.

2. – качественный показатель свидетельствует о достаточно высоком уровне тревожности и агрессивности, однако ребенок хотя и чувствует себя несколько неуютно, но явных признаков дездаптации на рисунке нет.

3. – качественный показатель свидетельствует о среднем уровне или низком выраженности тревожности и агрессивности и адаптированности ребенка.

4. – качественный показатель свидетельствует о среднем или уровне выраженности тревожности и агрессивности, высоком уровне адаптации.

5. – качественный показатель свидетельствует о низком уровне тревожности и агрессивности и высоком уровне адаптации.

Так как минимальное количество набранных балло -7, а максимальное 35, то средний уровень выделяется в диапазоне 17-23 балла.

 

Приложение В

Анкета школьной мотивации Лускановой

1. Тебе нравится в школе или не очень?

не очень

нравится

не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

не знаю

остался бы дома

пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

не нравится

бывает по-разному

нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

хотел бы

не хотел бы

не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не знаю

не хотел бы

хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

часто

редко

не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

точно не знаю

хотел бы

не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

мало

много

нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся

не очень

не нравятся

3. Цветовой тест М. Люшера

Инструкция

Вам будет предложено выбрать самый приятный цвет из имеющихся, не тот, который нравится в одежде одежды или с предпочитаемым мебели, а только тот, который больше нравится в сравнении с другими в данный момент. После этого следует выбирать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. По окончании выбора нажмите "Далее" и повторите процедуру выбора, имейте введу, что исследование не направлено на изучение памяти и Вы можете выбирать нравящиеся цвета так, как это будет угодно.

 

 

 



Информация о работе Особенности адаптации первоклассников в зависимости от уровней тревожности и мотивации