Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 03:13, курсовая работа
Актуальность темы исследования: адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повешение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем.
Введение
1. Описание методик
2. Проведение исследования
3. Результаты исследования
Заключение
Список использованных источников
Согласно данным диагностики только один ребенок отличается наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Он четко следует всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. 7 школьников из контрольной группы и 10 школьников из экспериментальной группы успешно справляющихся с учебной деятельностью, уровень учебной мотивации является средней нормой. Такие дети проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. 23 школьников из контрольной группы и 20 школьников из экспериментальной группы проявляют положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходит в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. Низкий уровень школьной мотивации отмечен не был.
3. Цветовой тест М. Люшера
Серый цвет – отношение к коллективу, социальная интеграция у большинства принимает форму эмоциональной готовности к общению, заинтересованности в социальных контактах. Среднее значение = 5,82; мода = 5. Максимум = 2 (5,88%), минимум = 8 (5,88%).
Синий цвет – покой, изъявление чувств, душевная связь у большинства принимает форму стремления к покою, интенсивной потребности в приятном общении, стремлении к гармонии, готовности к покою и приятным отношениям. Среднее значение = 2,5; мода = 2. Максимум = 1 (23,5%), минимум = 5 (5,88%).
Зеленый цвет – напряжение воли, самооценка, уровень притязаний, стремление к самовыражению показывает адекватный уровень самооценки и самоопределения у большинства. Среднее значение = 2,82; мода = 2. Максимум = 1 (23,5%), минимум = 5 (35,2%).
Красный цвет – возбудимость, жизненная динамика, уровень активности у большинства характеризуется как стремление к эмоциям и высокой активности. Среднее значение = 2,06,; мода = 1. Максимум = 1 (52,9%), минимум = 5 (11,7%).
Желтый цвет – расслабление, изменение, перспектива раскрытия, ориентация на внешний мир у большинства принимает форму готовности к контактам. Среднее значение = 3,76; мода = 3. Максимум = 1 (5,88%), минимум = 6 (17,64%).
Фиолетовый цвет – чувствительность, эротизм. Для большинства характерен контроль чувств, эстетическое, этическое или логическое стремление к порядку. Среднее значение = 5,82; мода = 8. Максимум = 1 (11,7%), минимум = 8 (35,29%).
Коричневый цвет – телесные потребности часто подавляются, вытесняются или тормозятся. Среднее значение = 7,4; мода = 8. Максимум = 6 (17,6%), минимум = 8 (58,2%).
Черный цвет – отношение к авторитетам, ощущение судьбы проявляются в виде способности идти на компромиссы, терпения ограничений. Среднее значение = 5,4; мода = 7. Максимум = 1 (5,88%), минимум = 7 (35,29%).
Таким образом, на основании данных описательной статистики можно вывести обобщенное ранжирование цветов среди испытуемых. Общий ряд будет выглядеть следующим образом:
Таблица 6 – Данные ранжирования цветов по М. Люшеру
испытуемый | Серый | Синий | Зеленый | Красный | Желтый | Фиолетовый | Коричневый | Черный |
Кодировка | = | + | х | + | х | – | – | = |
Первоклассник | 5 | 2 | 3 | 1 | 4 | 7 | 8 | 6 |
Основная потребность «среднего» первоклассника – это покой, он хочет освободиться от стресса, избавиться от конфликта и разногласий, прилагает все усилия, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию, способен тонко чувствовать и не упускать мелких деталей. Он общителен, но не постоянен в своих привязанностях, гибок, склонен к поверхностному, чувствителен к малейшему изменению отношений в коллективе. Вынужден временно идти на уступки, чтобы не оказаться в изоляции, т.к. нуждается в любви и хороших отношениях с окружающими. У него стресс, вызванный неспособностью все время поддерживать взаимоотношения в желаемом состоянии. Для него характерен высокий уровень фрустрации и самоконтроля. Для него характерна интеллектуальная или эстетическая направленность, группа – компенсация.
Эмоциональная готовность к общению отмечается у 23% испытуемых, для такого же процентного соотношения выборки характерна стремление к эмоциональным встряскам и высокая активность. Отгораживание, осторожная сдержанность, замкнутость и социальная изоляция наблюдается у 6 школьников из контрольной группы и 2 школьников из экспериментальной группы. Для большинства испытуемых характерно подавление, вытеснение или торможение физических потребностей, низкий уровень социальных притязаний, пассивное отношение к социальному порядку, критическое отношение к выбору контактов и увлечений было отмечено у 9 школьников из контрольной группы и 6 школьников из экспериментальной группы первоклассников. Чувство досады и раздражительности испытывают 15 школьников из контрольной группы и 22 школьников из экспериментальной группы.
4) Взаимосвязь уровней адаптации, тревожности и мотивации учащихся первого класса.
Согласно данным корреляционного анализа (критерий Спирмена) отмечены прямо пропорциональные статистические взаимосвязи между уровнями агрессивности, тревожности, учебной мотивацией, адаптацией и предпочитаемыми цветами по М. Люшеру (таблица 7). Чем выше уровни адаптации, ниже агрессивности и тревожности, тем больше первоклассник заинтересован в социальных контактах, эмоционально готов к общению.
Чем больше первоклассник сосредоточен на учебной деятельности, тем больше для него характерно напряжение воли, высокий уровень самооценки и притязаний, тем сильнее проявляется стремление к самовыражению и тем меньше отношение к учителю влияет на формирование учебных мотивов. Также нами отмечена прямо пропорциональная взаимосвязь уровней адаптации к школе и учебной мотивации, однако она статистически незначимая. Это можно объяснить тем, что учебные мотивы в первом классе еще не сформированы и на них большей степени влияют внешние показатели учебной деятельности, нежели она сама.
Таблица 7 – Данные корреляционного анализа
Переем. | Положение | Контур | Нажим | Сенс.анализаторы | Соц.контакты | Отношения с учителем | Учебная деятельность | Интеграль.покль. | Мотивация |
Положение | 1,000000 | -0,478851 | 0,110279 | 0,094747 | -0,022560 | -0,080102 | 0,04862 | 0,251023 | 0,101436 |
Контур | -0,478851 | 1,000000 | 0,070674 | -0,087890 | 0,343163 | -0,259679 | 0,362309 | 0,337148 | 0,461394 |
Нажим | 0,110279 | 0,070674 | 1,000000 | -0,056982 | 0,009929 | 0,258287 | -0,033051 | 0,563465 | 0,097907 |
Сенс.анализаторы | 0,94747 | -0,087890 | -0,056982 | 1,000000 | 0,360518 | 0,464376 | -0,103627 | 0,494409 | -0,008061 |
Соц.контакты | -0,022560 | 0,343163 | 0,009929 | 0,360518 | 1,000000 | 0,009022 | 0,359338 | 0,630749 | -0,044815 |
Отношения с учителем | -0,080102 | -0,259679 | 0,258287 | 0,464376 | 0,009022 | 1,000000 | -0,644380 | 0,192755 | -0,459647 |
Учебная деятельность | 0,040862 | 0,362309 | -0,033051 | -0,103627 | 0,359338 | -0,644380 | 1,0000000 | 0,365237 | 0,445873 |
Интеграль.покль. | 0,251023 | 0,337148 | 0,563465 | 0,494409 | 0,630749 | 0,192755 | 0,365237 | 1,000000 | 0,252513 |
Мотивация | 0,101436 | 0,461394 | 0,097907 | -0,008061 | -0,044815 | -0,459647 | 0,445873 | 0,252513 | 1,000000 |
Синий | 0,107736 | 0,068621 | 0,115883 | -0,123794 | 0,078503 | -0,298759 | 0,081622 | 0,065962 | 0,364084 |
Зеленый | -0,030640 | 0,139305 | -0,145406 | -0,434506 | -0,176590 | -0,587185 | 0,537384 | -0,173490 | 0,181781 |
Красный | 0,235424 | -0,460321 | 0,066483 | 0,314093 | 0,007028 | 0,206984 | -0,397291 | -0,019140 | -0,469262 |
Желтый | -0,463924 | 0,165586 | 0,228942 | 0,012541 | -0,001469 | 0,421044 | -0,119811 | 0,046219 | -0,143484 |
Фиолетовый | 0,423394 | 0,222153 | 0,324920 | -0,194198 | 0,092655 | -0,270029 | 0,135357 | 0,302020 | 0,351831 |
Коричневый | 0,000000 | 0,092591 | -0,380515 | -0,293119 | -0,160864 | -0,223545 | 0,140963 | -0,330182 | -0,183576 |
Черный | -0,185876 | -0,040510 | 0,244951 | 0,362696 | 0,204124 | 0,381221 | -0,153769 | 0,289997 | 0,044237 |
Серый | -0,164806 | -0,351432 | -0,228876 | 0,635499 | 0,019838 | 0,602245 | -0,471951 | -0,064242 | -0,309006 |
Заключение
Согласно данным психодиагностического обследования большинство воспитанников ГУО СШ №13 в качестве предпочитаемых выделяют красный, желтый и серый; на втором месте красный, синий и зеленый. Коричневый цвет в качестве предпочитаемых ни разу не был выбран. Среди отвергаемых цветов лидирует коричневый, черный и фиолетовый. Синий цвет в качестве отвергаемого не выбрал никто. На втором месте отвергаемых цветов находится коричневый, фиолетовый и зеленый. Эмоциональная готовность к общению отмечается у 23% испытуемых, для такого же процентного соотношения выборки характерна стремление к эмоциональным встряскам и высокая активность. Отгораживание, осторожная сдержанность, замкнутость и социальная изоляция наблюдается у 13%. Для большинства испытуемых характерно подавление, вытеснение или торможение физических потребностей, низкий уровень социальных притязаний, пассивное отношение к социальному порядку, критическое отношение к выбору контактов и увлечений было отмечено у 26 % первоклассников. Чувство досады и раздражительности испытывают 20% испытуемых. Высокий уровень адаптивности при низких показателях тревожности и агрессивности характерен для 17,6% испытуемых, тогда как высокий уровень адаптивности при средних показателях агрессивности и тревожности отмечен у 58,8%, для 41,18% характерны средние уровни агрессивности и тревожности при средних уровнях адаптивности. Большинство испытуемых достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Для большинства испытуемых характерен средний уровень школьной мотивации при доминировании социальных мотивов над познавательными.
Согласно данным корреляционного анализа чем ниже уровни испытываемой первоклассниками тревожности и проявляемой агрессии, тем выше уровни школьной адаптации. Согласно данным корреляционного анализа уровень школьной адаптации статистически значимо не связан с учебной мотивацией, что объясняется количественными показателями выборки исследования и несформированностью учебных мотивов.
Список использованных источников
1 Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол./ Битянова М.Р. – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997. – 240 с.
2 Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская. – М., 1988. – 153с.
3 Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.:Эксмо, 2009. – 464 с.
4 Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л, 1988. – 270 с.