Особенности адаптации первоклассников в зависимости от уровней тревожности и мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 03:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования: адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повешение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем.

Содержание

Введение
1. Описание методик
2. Проведение исследования
3. Результаты исследования
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптивность по уровню тревоги и мотивации у первоклассников.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

 

Согласно данным диагностики только один ребенок отличается наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Он четко следует всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. 7 школьников из контрольной группы и 10 школьников из экспериментальной группы успешно справляющихся с учебной деятельностью, уровень учебной мотивации является средней нормой. Такие дети проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. 23 школьников из контрольной группы и 20 школьников из экспериментальной группы проявляют положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходит в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. Низкий уровень школьной мотивации отмечен не был.

3. Цветовой тест М. Люшера

Серый цвет – отношение к коллективу, социальная интеграция у большинства принимает форму эмоциональной готовности к общению, заинтересованности в социальных контактах. Среднее значение = 5,82;     мода = 5. Максимум = 2 (5,88%), минимум = 8 (5,88%).

Синий цвет – покой, изъявление чувств, душевная связь у большинства принимает форму стремления к покою, интенсивной потребности в приятном общении, стремлении к гармонии, готовности к покою и приятным отношениям. Среднее значение = 2,5; мода = 2. Максимум = 1 (23,5%), минимум = 5 (5,88%).

Зеленый цвет – напряжение воли, самооценка, уровень притязаний, стремление к самовыражению показывает адекватный уровень самооценки и самоопределения у большинства. Среднее значение = 2,82; мода = 2. Максимум = 1 (23,5%), минимум = 5 (35,2%).

Красный цвет – возбудимость, жизненная динамика, уровень активности у большинства характеризуется как стремление к эмоциям и высокой активности. Среднее значение = 2,06,; мода = 1. Максимум = 1 (52,9%), минимум = 5 (11,7%).

Желтый цвет – расслабление, изменение, перспектива раскрытия, ориентация на внешний мир у большинства принимает форму готовности к контактам. Среднее значение = 3,76; мода = 3. Максимум = 1 (5,88%), минимум = 6 (17,64%).

Фиолетовый цвет – чувствительность, эротизм. Для большинства характерен контроль чувств, эстетическое, этическое или логическое стремление к порядку. Среднее значение = 5,82; мода = 8. Максимум = 1 (11,7%), минимум = 8 (35,29%).

Коричневый цвет – телесные потребности  часто подавляются, вытесняются или тормозятся. Среднее значение = 7,4; мода = 8.         Максимум = 6 (17,6%), минимум = 8 (58,2%).

Черный цвет – отношение к авторитетам, ощущение судьбы проявляются в виде способности идти на компромиссы, терпения ограничений. Среднее значение = 5,4; мода = 7. Максимум = 1 (5,88%), минимум = 7 (35,29%).

Таким образом, на основании данных описательной статистики можно вывести обобщенное ранжирование цветов среди испытуемых. Общий ряд будет выглядеть следующим образом:

Таблица 6 – Данные ранжирования цветов по М. Люшеру

испытуемый

Серый

Синий

Зеленый

Красный

Желтый

Фиолетовый

Коричневый

Черный

Кодировка

=

+

х

+

х

=

Первоклассник

5

2

3

1

4

7

8

6

 

Основная потребность «среднего» первоклассника – это покой, он хочет освободиться от стресса, избавиться от конфликта и разногласий, прилагает все усилия, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию, способен тонко чувствовать и не упускать мелких деталей. Он общителен, но не постоянен в своих привязанностях, гибок, склонен к поверхностному, чувствителен к малейшему изменению отношений в коллективе. Вынужден временно идти на уступки, чтобы не оказаться в изоляции, т.к. нуждается в любви и хороших отношениях с окружающими. У него стресс, вызванный неспособностью все время поддерживать взаимоотношения в желаемом состоянии. Для него характерен высокий уровень фрустрации и самоконтроля. Для него характерна интеллектуальная или эстетическая направленность, группа – компенсация.

Эмоциональная готовность к общению отмечается у 23% испытуемых, для такого же процентного соотношения выборки характерна стремление к эмоциональным встряскам и высокая активность. Отгораживание, осторожная сдержанность, замкнутость и социальная изоляция наблюдается у 6 школьников из контрольной группы и 2 школьников из экспериментальной группы. Для большинства испытуемых характерно подавление, вытеснение или торможение физических потребностей, низкий уровень социальных притязаний, пассивное отношение к социальному порядку, критическое отношение к выбору контактов и увлечений было отмечено у 9 школьников из контрольной группы и 6 школьников из экспериментальной группы первоклассников. Чувство досады и раздражительности испытывают 15 школьников из контрольной группы и 22 школьников из экспериментальной группы.

4) Взаимосвязь уровней адаптации, тревожности и мотивации учащихся первого класса.

Согласно данным корреляционного анализа (критерий Спирмена) отмечены прямо пропорциональные статистические взаимосвязи между уровнями агрессивности, тревожности, учебной мотивацией, адаптацией и предпочитаемыми цветами по М. Люшеру (таблица 7). Чем выше уровни адаптации, ниже агрессивности и тревожности, тем больше первоклассник заинтересован в социальных контактах, эмоционально готов к общению.

Чем больше первоклассник сосредоточен на учебной деятельности, тем больше для него характерно напряжение воли, высокий уровень самооценки и притязаний, тем сильнее проявляется стремление к самовыражению и тем меньше отношение к учителю влияет на формирование учебных мотивов. Также нами отмечена прямо пропорциональная взаимосвязь уровней адаптации к школе и учебной мотивации, однако она статистически незначимая. Это можно объяснить тем, что учебные мотивы в первом классе еще не сформированы и на них большей степени влияют внешние показатели учебной деятельности, нежели она сама.

 

 

 



 

Таблица 7 – Данные корреляционного анализа

Переем.

Положение

Контур

Нажим

Сенс.анализаторы

Соц.контакты

Отношения с учителем

Учебная деятельность

Интеграль.покль.

Мотивация

Положение

1,000000

-0,478851

0,110279

0,094747

-0,022560

-0,080102

0,04862

0,251023

0,101436

Контур

-0,478851

1,000000

0,070674

-0,087890

0,343163

-0,259679

0,362309

0,337148

0,461394

Нажим

0,110279

0,070674

1,000000

-0,056982

0,009929

0,258287

-0,033051

0,563465

0,097907

Сенс.анализаторы

0,94747

-0,087890

-0,056982

1,000000

0,360518

0,464376

-0,103627

0,494409

-0,008061

Соц.контакты

-0,022560

0,343163

0,009929

0,360518

1,000000

0,009022

0,359338

0,630749

-0,044815

Отношения с учителем

-0,080102

-0,259679

0,258287

0,464376

0,009022

1,000000

-0,644380

0,192755

-0,459647

Учебная деятельность

0,040862

0,362309

-0,033051

-0,103627

0,359338

-0,644380

1,0000000

0,365237

0,445873

Интеграль.покль.

0,251023

0,337148

0,563465

0,494409

0,630749

0,192755

0,365237

1,000000

0,252513

Мотивация

0,101436

0,461394

0,097907

-0,008061

-0,044815

-0,459647

0,445873

0,252513

1,000000

Синий

0,107736

0,068621

0,115883

-0,123794

0,078503

-0,298759

0,081622

0,065962

0,364084

Зеленый

-0,030640

0,139305

-0,145406

-0,434506

-0,176590

-0,587185

0,537384

-0,173490

0,181781

Красный

0,235424

-0,460321

0,066483

0,314093

0,007028

0,206984

-0,397291

-0,019140

-0,469262

Желтый

-0,463924

0,165586

0,228942

0,012541

-0,001469

0,421044

-0,119811

0,046219

-0,143484

Фиолетовый

0,423394

0,222153

0,324920

-0,194198

0,092655

-0,270029

0,135357

0,302020

0,351831

Коричневый

0,000000

0,092591

-0,380515

-0,293119

-0,160864

-0,223545

0,140963

-0,330182

-0,183576

Черный

-0,185876

-0,040510

0,244951

0,362696

0,204124

0,381221

-0,153769

0,289997

0,044237

Серый

-0,164806

-0,351432

-0,228876

0,635499

0,019838

0,602245

-0,471951

-0,064242

-0,309006

 

 



 

Заключение

Согласно данным психодиагностического обследования большинство воспитанников ГУО СШ №13 в качестве предпочитаемых выделяют красный, желтый  и серый; на втором месте красный, синий  и зеленый. Коричневый цвет в качестве предпочитаемых ни разу не был выбран. Среди отвергаемых цветов лидирует коричневый, черный и фиолетовый. Синий цвет в качестве отвергаемого не выбрал никто. На втором месте отвергаемых цветов находится коричневый, фиолетовый и зеленый. Эмоциональная готовность к общению отмечается у 23% испытуемых, для такого же процентного соотношения выборки характерна стремление к эмоциональным встряскам и высокая активность. Отгораживание, осторожная сдержанность, замкнутость и социальная изоляция наблюдается у 13%. Для большинства испытуемых характерно подавление, вытеснение или торможение физических потребностей, низкий уровень социальных притязаний, пассивное отношение к социальному порядку, критическое отношение к выбору контактов и увлечений было отмечено у 26 % первоклассников. Чувство досады и раздражительности испытывают 20% испытуемых. Высокий уровень адаптивности при низких показателях тревожности и агрессивности характерен для 17,6% испытуемых, тогда как высокий уровень адаптивности при средних показателях агрессивности и тревожности отмечен у 58,8%, для 41,18% характерны средние уровни агрессивности и тревожности при средних уровнях адаптивности. Большинство испытуемых достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Для большинства испытуемых характерен средний уровень школьной мотивации при доминировании социальных мотивов над познавательными.

Согласно данным корреляционного анализа чем ниже уровни испытываемой первоклассниками тревожности и проявляемой агрессии, тем выше уровни школьной адаптации. Согласно данным корреляционного анализа уровень школьной адаптации статистически значимо не связан с учебной мотивацией, что объясняется количественными показателями выборки исследования и несформированностью учебных мотивов.


Список использованных источников

1        Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол./ Битянова М.Р. – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997. – 240 с.

2        Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская. – М., 1988. – 153с.

3        Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.:Эксмо, 2009. – 464 с.

4        Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л, 1988. – 270 с.

Информация о работе Особенности адаптации первоклассников в зависимости от уровней тревожности и мотивации