Особенности воображения и его диагностика. Тест Беннета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:47, контрольная работа

Краткое описание

Истории психодиагностики больше 100 лет. За этот период она превратилась в развитую область психологии, имеющую крепкие связи с другими областями этой науки.

Содержание

Введение

1. Особенности воображения и его диагностика……………………………… 4

Воображение как психический процесс…………………………….. 4

Диагностика воображения……………………………………………12

Выявление уровня развития технического мышления с помощью методики «Тест Беннета»…………………………………………………. 24

Тест Беннета ………………...………………...……………….......... 24

Результаты диагностики………………...………………...………… 25

Заключение ………………...………………...………………...……………….. 27

Список литературы………………...………………...………………................ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Воображение.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по предмету: «Теория и практика психодиагностики»

 

тема: «Особенности воображения и его диагностика.

                                          Тест Беннета»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Слушатель группы 973-1-10

Родионова Инна Петровна

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2010

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение

 

1. Особенности воображения  и его диагностика……………………………… 4

 

    1. Воображение как психический процесс…………………………….. 4

 

    1. Диагностика воображения……………………………………………12

 

  1. Выявление уровня развития технического мышления с помощью методики «Тест Беннета»…………………………………………………. 24

 

    1. Тест Беннета ………………...………………...……………….......... 24

 

    1. Результаты диагностики………………...………………...………… 25

 

Заключение ………………...………………...………………...……………….. 27

 

Список литературы………………...………………...………………................ 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Истории психодиагностики больше 100 лет. За этот период она превратилась в развитую область психологии, имеющую крепкие связи с другими областями этой науки.  Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об

Психологическая диагностика — основа деятельности любого практического психолога, чем бы он ни занимался — индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психотерапией и пр., в какой бы сфере он ни работал — в школе, клинике, на производстве, в агентстве по подбору кадров и т. д. В работе психолога-консультанта психодиагностика занимает важнейшее место. Любые совет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе личности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи психологов — психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающей работы и др. Все они должны быть индивидуализированы, т. е. должны опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальности, обратившегося за помощью.

В данной контрольной  работе  рассматриваются особенности воображения и его диагностика. Для выявления уровня развития технического мышления у обучающихся подросткового и юношеского возраста проведен  тест Беннета, с последующей обработкой полученных данных.

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности  воображения и его диагностика

1.1. Воображение как психический процесс

 

Воображение (от греч. «фантасия», «фантаздамай» — воображаю) относится к числу высших психических процессов, которые позволяют не только познавать, но и преобразовывать мир. В процессе воображения человек наделяет предметы, явления, события невиданными ранее или даже искаженными свойствами. Построение образов воображения происходит на основе переработки и мысленной реконструкции образов, оставшихся от прошлого опыта восприятия. Воображение относят к числу креативных механизмов психики [6].

Воображение активно  участвует во всех сложных познавательных процессах. Так, волевой акт требует наличия у человека представлений о целях, средствах и результатах деятельности. Воображаемые поступки могут выступать в качестве мотивов тех или иных волевых действий. Воображение занимает особое место среди психических процессов, находясь в зависимости от вида памяти и мышления. Участвуя в процессах мышления, воображение вначале подвергает проверке те связи и отношения, которые впоследствии станут результатом мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и т.д.

Образы воображения  отличаются от образной памяти, хотя между  ними существует тесная связь. Воображение  предполагает «отлет» от прошлого опыта, преобразование данного и порождение на этой основе новых образов (С.Л.Рубинштейн). Если в функции памяти входит сохранение точных фактов прошлого опыта, то функцией воображения является их преобразование [7].

Воображение человека способствует реализации многих функций: активизации наглядно-образного мышления, управлению эмоционально потребностными состояниями, произвольной регуляции познавательных процессов, управлению физиологическими состояниями, созданию внутреннего плана действий, программированию поведения и др.

Таким образом, воображение - сложный психический процесс, значение которого состоит в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.

Существуют различные  классификации видов воображения. Так, по степени выраженности активности различают произвольное и непроизвольное воображение. Выделяется низшая и примитивная форма воображения, которая проявляется в непроизвольной трансформации образов. Такое воображение совершается под воздействием малоосознанных потребностей и влечений. В таких ситуациях образы не формируются воображением, а трансформируются самопроизвольно.

Непроизвольное воображение протекает в пассивной форме и предполагает создание образов без внешних побуждений. В случае пассивного воображения создаваемые образы обычно не воплощаются в жизнь, а выступают как ее внутренняя замена. Непреднамеренное воображение наблюдается при низком уровне осознанности (во сне, в дремотном состоянии).

Произвольное воображение - это активное создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно может быть воссоздающим (репродуктивным) и творческим (продуктивным). Психологическая характеристика каждого из названных видов была обстоятельно дана А.Ф. Лазурским. Он считал, что репродуктивное воображение находится в особой близости к процессам памяти. Однако, в нем отсутствует точное узнавание и локализация, характерные для памяти. A образы, создаваемые в процессе этого вида воображения, имеют неустойчивость, так как они ни с чем прежним не связаны, и никакие ассоциативные зависимости не заставляют их сохранять определенную форму, поэтому они гораздо легче могут видоизменяться [6].

Наименьшая степень  произвольности воображения у сновидений и галлюцинаций, а наибольшая  - у творчества. По способам создания образов различают также воссоздающее и творческое воображение. Образы-представления  служат основой наглядно-образного  мышления. В процессах мышления акцент делается на поиск и открытие нового, а в процессах представливания подобная задача не ставится. «Взаимопроникновение наглядного и обобщенного» в представлениях (Б. Г. Ананьев) составляет их отличительную особенность и позволяет говорить о представливании как о самостоятельном психическом процессе. В зависимости от особенностей предмета представливания выделяют два основных вида представлений: визуальные, за которыми стоит конкретный образ, и абстрактно-логические, за которыми стоят абстрактные понятия (А. Ричардсон). Каждый из указанных видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости. Наиболее распространенной является классификация визуальных представлений по модальному признаку (Б. Г. Ананьев). Она включает зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые и органические представления. Последние – суть представления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела. Здесь в качестве основания классификации берется вид анализатора.

Образы воображения  — это образы виртуальной реальности. Они различаются по своим функциям и психологическому статусу. Это могут быть мечты, грезы. Фантазия является синонимом воображения. Фантазией называют также продукты воображения.

В тех случаях, когда воображение заключается в создании образов желаемого будущего, говорят о его специфическом виде - мечте. Мечта - это воображение, направленное на будущее, на перспективы жизнедеятельности человека. Она является мощным побудительным мотивом деятельности, процессов саморазвития и достижения успеха. Существуют реалистичные и фантастические мечты.

Образы и представления, создаваемые мечтающим человеком, отличаются следующими особенностями:

- яркостью, живостью, конкретным  характером, множеством частных деталей и нюансов;

- недостаточным осознанием  путей и средств осуществления мечты, оформлением тенденции и созданием прообраза замысла;

- привлекательностью  и эмоциональной насыщенностью;

- стремлением претворить  мечту в реальную действительность;

- уверенностью в ее  осуществимости;

- творческим характером  создаваемых образов, с признаками явной и очевидной новизны.

Мечта является важным средством  пробуждения инициативы. Она способна поддерживать психическую энергию личности в сложных и экстремальных условиях реализации деятельности. Мечта помогает осмыслить жизненные перспективы и конкретизировать значимые цели жизни, становясь особенно результативной, если в ее основе лежит научное предвидение.

По характеру образов, которыми оперирует воображение, выделяется конкретное и абстрактное воображение. Образы могут быть различны по степени конкретности, количеству деталей, они могут включать в себя обобщенные схемы и символы. Абстрактное воображение предполагает использование образов высокой степени обобщенности, включая схемы и символы [7].

А.Ф. Лазурский выделяет различные типы воспроизводимых  в репродуктивном воображении образов  — зрительных, слуховых, моторных, смешанных. Репродуктивному воображению он придавал большое значение, так как оно позволяет человеку мыслить не сухими схемами, а конкретными образами. Развитие этого вида воображения имеет большое значение для детей, которые нуждаются в наглядном объяснении изучаемого материала в связи со слабым развитием абстрактного мышления [4].

А.Ф. Лазурским было глубоко осмыслено творческое (продуктивное) воображение. Согласно его представлениям, данный вид воображения возникает более или менее внезапно и независимо от воли человека. Творческое воображение предполагает создание нового, оригинального образа или идеи. Такое воображение проявляется в творческих видах деятельности. Результаты творческого воображения могут быть реализованы в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Так, новая теория, новая автомашина, новая конструкция самолета, новая программа олимпийского гимнаста и многое другое не могут быть созданы без участия творческого воображения.

Творческое воображение  осуществляется по определенным законам. Это касается структурного характера  соединений разнообразных элементов, которые подчиняются поставленной задаче и творческому замыслу. Обращает на себя внимание то, что структурные формы не являются вымышленными, а имеют в качестве основы и предпосылки восприятие и изучение человеком реального мира.

Существует ряд требований к психологическим индивидуальным особенностям творческих личностей, которые должны быть наблюдательны, иметь специфическое, обостренное отношение к действительности. На начальных этапах деятельности творческий замысел выступает как некая общая задача, как идея, которая дает лишь наброски будущего образа, то есть первоначальный эскиз творческого замысла.

Поиск решения задачи, создание желаемого образа воображения требует длительного времени и творческих усилий, многократного обращения к идее, проверки реальности ее выполнения. Наконец, возникает мысленный образ, который точно соответствует идее: картине, поэме, книге, новому сорту пшеницы или шоколада, телевизионному виду досуговой деятельности и т.д. На следующем этапе творческого воображения происходит воплощение замысла или идеи в предметах быта, произведениях искусства, в литературных и сценических образах и т.д.

Творческое воображение, проявляемое в различных видах  деятельности, имеет не только специфические  только для данной деятельности, но и общие моменты. К их числу относятся:

- накопление необходимых  для творчества материалов (это  могут быть разносторонние знания, в том числе, и специальные);

- возникновение новых  видов идей, научных открытий  в самой общей форме;

- многократные попытки  решить задачу;

- принятие поставленного  конкретного решения;

- осуществление решения  в продуктах творческой деятельности [6].

Писатели, поэты, художники  создают образы людей, событий, явлений, которые затем прочно оседают в наших «личных фондах», давая возможность впоследствии черпать из них наши представления о типах личности, поведении, установках. Многие из них, закрепляясь, «присваиваются» нами и становятся собственным стилем поведения, вариантом жизни, эталоном собственной личности.

Воображение тесно связано с личностными особенностями, с индивидуальной спецификой восприятия и мышления, с эмоциями, чувствами, интересами и способностями человека.

К характерным чертам творческой личности относят: способность удивляться по поводу хорошо известных фактов и явлений; устойчивый интерес к малозначительным и пустяковым на первый взгляд объектам; чрезмерная, почти детская, наивность во многих вопросах; несговорчивость, упорное непонимание, казалось бы, простых истин; отрешенность от «мирских радостей», как бы самоотречение [2].

Чаще других качеств  личности у творческих людей называют «игривость». Возможно, в этом есть резон, так как «игривость» способствует усилению манипулятивной деятельности и перебору большого количества вариантов. В.А. Роменец несколько иначе подходит к параметру игривости, считая, что игра «освобождает человека от скованности полем восприятия», и что она ставит его в относительно «независимое отношение к действительности». Это значит, что в игривости проявляется стремление раздвинуть умственный горизонт путем обесценивания суживающих его ограничений. В игровых ситуациях допускается пренебрежение многими реальными обстоятельствами. Стремление к игровым ситуациям создает предпосылки для анаксиоматизации (обесценивания), которое может привести к творческому результату [4].

Информация о работе Особенности воображения и его диагностика. Тест Беннета