Особенности воображения и его диагностика. Тест Беннета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:47, контрольная работа

Краткое описание

Истории психодиагностики больше 100 лет. За этот период она превратилась в развитую область психологии, имеющую крепкие связи с другими областями этой науки.

Содержание

Введение

1. Особенности воображения и его диагностика……………………………… 4

Воображение как психический процесс…………………………….. 4

Диагностика воображения……………………………………………12

Выявление уровня развития технического мышления с помощью методики «Тест Беннета»…………………………………………………. 24

Тест Беннета ………………...………………...……………….......... 24

Результаты диагностики………………...………………...………… 25

Заключение ………………...………………...………………...……………….. 27

Список литературы………………...………………...………………................ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Воображение.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

Одной из характеристик  творческого воображения является его связь с эмоциональной сферой [3]. Исследователи творческого процесса единодушно отмечают значительное участие в нем бессознательной сферы человека. Анализ творческого процесса и его связей с прежними переживаниями данного человека позволяет установить, что весь творческий процесс, казалось бы внезапно вылившийся в моменты вдохновения, на самом деле подготовлен предшествующей длительной работой. Правда, подготовительная стадия творческого процесса у одних личностей менее заметна, а у других выступает на первый план. Творческий процесс у многих людей сопровождается явно видимыми внешними проявлениями: усилением прилива крови к голове, похолоданием конечностей, сердцебиением, состоянием длительного возбуждения. В связи с этим, вероятно, находятся странности «великих» людей.

В качестве значимых мотивов  воображения и творчества называют стремление к самовыражению или  к самоактуализации. Сторонники этого  направления почти во всех проявлениях творческой деятельности видят активное стремление утвердить свою личность, отстоять свое «Я», выразить собственное отношение к миру. Например, Пабло Пикассо говорил: «Когда мы изобрели кубизм, мы вовсе не намеривались изобретать кубизм, а просто стремились выразить то, что было в нас».

Наряду с этим мотивом  можно указать еще на один своеобразный мотив — стремление к созданию предметов, образов и идей, которые не похожи на существующие. Это значит, что некоторые люди желают действовать наперекор имеющемуся и общепризнанному.

Возможность реализации этих мотивов связана с механизмами воображения - анаксиоматизацией (обесценивание) и гипераксиоматизацией (завышенная самооценка). Анаксиоматизация является одним из внутренних механизмов умственной деятельности и благоприятствует творческой деятельности.

Одним из существенных мотивов  воображения является стремление к  самоутверждению и самоактуализации. Высокая самооценка возможностей, способностей, идей творческой личности вызывается гипераксиоматизацией, которая обеспечивает устойчивую направленность продуктивной умственной деятельности, столь важной в борьбе за самоутверждение. Это специфические механизмы умственной деятельности, которые выступают в качестве средств реализации наиболее существенных мотивов фантазии [7].

В отличие от творческого, воссоздающее воображение предполагает репродукцию, воссоздание прочитанного или услышанного, создание образов, соответствующих описанию.

Воссоздающее воображение  позволяет человеку совершать виртуальные путешествия в далекие страны, в которых он никогда не бывал и, возможно, не сможет побывать, реконструировать эпохи и виды деятельности, которые давно стали достоянием истории. В процессе этого вида воображения происходит преобразование имеющихся данных в наглядные образы. За счет этого человек способен значительно расширить круг знаний о мире и о себе [7].

 

    1. Диагностика воображения

К сожалению, на сегодняшний  день нет методик, диагностирующих  функциональные механизмы представливания и воображения. Более того, для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения     данной сферы психики и использования имеющихся результатов   в процессе организации учебной деятельности школьников. Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно использовать специальные экспериментальные методики, в ряде случаев можно ограничиться наблюдением за учеником, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности. Однако этот путь требует достаточно большого педагогического  опыта и занимает много времени. Тем не менее, можно назвать ряд жизненных показателей, по которым можно судить о сфере вторичных образов ученика и его способности оперировать ими. В частности, об уровне развития представлений можно судить по тому, что играет решающую роль в формировании представлений: о низком уровне развития данной способности свидетельствует доминирующая роль восприятия, о более высоком — способность оперировать представлениями и менять их под влиянием слова, а о наличии еще более высокого уровня —решающая роль слова в процессах формирования и изменения представлений (П.А. Сорокун). Об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов.                

 Для диагностики способностей  воображения традиционно используются  следующие методические подходы: 1) оценка оригинальности традиционных  видов и форм деятельности; 2) тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих (нереальных) или непонятных объектов; 3) тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения; 4) самооценка параметров образов воображения.

Все эти методические подходы к изучению воображения дают только приблизительную оценку данной способности, поскольку для полного и яркого развертывания этого процесса требуются специальные условия (установка, мотивация, вдохновение, специфические переживания и т. п.). Что же касается всех видов творчества, то ценность его состоит не столько в продуктивности (количестве образов, скорости их создания), сколько в самом содержании создаваемых образов.

В качестве материала  для исследования образной сферы  могут служить любые объекты и явления окружающей действительности: геометрические фигуры, фотографии, музыкальные произведения, различные шумы, запахи, цвета, временные промежутки, изменения, происходящие в природе и организме человека, и т. п. Все зависит от задач исследования. Однако для эксперимента лучше подбирать материал, который легче может быть предъявлен и позволяет применять количественные показатели, например, количество выполненных задач на представливание, время их решения и др. Способы предъявления материала могут быть самые различные: показ, рассказ, ощупывание, самостоятельное чтение и др., но время предъявления обычно ограничено инструкцией. Оценка результатов. В зависимости от избранного методического подхода оценка результатов исследования сферы представлений и воображения производится на основании отчета испытуемого, анализа продуктов его деятельности (рисунков, моделей, чертежей и т. п.) или фиксации специальных тестовых показателей типа времени визуализации представлений, количества ошибок визуализации, количества правильно выполненных заданий, количества объектов, включенных в представление, образ, времени выполнения операции представливания, оригинальности ответов, богатства образов и др. Часто оценки, данные по результатам исследования, сопоставляются с оценками, данными самим субъектом.

Для изучения развитости воображения используются следующие тесты:
  1. Тест: «Вербальная (словесная) фантазия» (используется для диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста)

Предложите ребенку  придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим  показателям:

1. Быстрота воображения.

2. Необычность, оригинальность  образов воображения .

3. Богатство фантазии, глубина и детализированность  образов.

4. Эмоциональность образов.

Быстрота воображения  оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно.

Если в течение одной  минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо сюжет.

Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное.

Богатство, глубина и  детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов.

Если ребенок использует в своем рассказе более 7 таких признаков, а объект рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.

Эмоциональность образов  воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.

  1. Тест: "Невербальная фантазия"

Предложите ребенку  рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его  нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения (рис.1).

Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.

Тестирование ребенка  нужно, как минимум, для следующих  целей:

  • во-первых, чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.
  • во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг.
  • в-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются вами для умственного развития ребенка.

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с  различными тестами, чтобы они, таким образом, готовились к тем проверочным испытаниям, которые их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения в будущем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми «эффектом неожиданности», чувствовать себя более уверенно и комфортно. Знание этих тестов позволит им уравнять шансы с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.



 


 

 

 

 

 



 

 

Рис. 1

 

  1. Тест «Невербальная фантазия»       Подготовьте и дайте ребенку стандартный лист бумаги и цветные карандаши (не менее шести разных цветов). Ребенку нужно придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

То же самое задание  предложите ребенку, но с пластилином. За 5 минут попросите его смастерить какую-либо поделку, вылепить ее из пластилина.

Анализ картины и  фигуры из пластилина и оценка фантазии ребенка производятся так же, как  в предыдущем тесте (по тем же показателям).

  1. Тест «Определение яркости и контролируемости представлений производится методом самооценки» (опросник Р. Гордона).

Опросник предназначен для оценки способности и контроля произвольного  оперирования и манипулирования  пространственными представлениями. Он основан на процедуре самооценки способности создать образ-представление и манипулировать им. Субъекта просят представить ту или иную сцену из жизни. В зависимости от своей способности сделать это он отвечает "да", "нет", "не уверен". Каждому ответу присваивается определенный балл (2, 1, 0). Считается, что даже один ответ "нет" говорит о затруднениях с контролируемостью образов-представлений.

Вопросы могут быть примерно такими:

  1. Можете ли вы представить машину, стоящую на дороге перед домом?
  2. Можете ли вы увидеть эту же картину в цвете?
  3. Можете ли вы увидеть эту же картину в другом цвете?
  4. Представьте ту же самую машину у того же дома, но перевернутой.
  5. Представьте ту же машину, снова стоящую на четырех колесах на том же месте.
  6. Представьте ту же машину, мчащуюся по дороге.
  7. Представьте ту же машину, поднимающуюся на крутую гору.
  8. Представьте, как эта машина достигла вершины, перевалила через нее и спускается.
  9. Представьте, как эта машина на полной скорости врезается в дом.
  10. Представьте себе такую сцену: машина мчится по автостраде, внутри сидит красивая пара.
  11. Представьте, как эта машина едет по мосту и вдруг падает через край моста в реку, пробив ограждение моста.
  12. Представьте, как эта машина лежит на свалке.
  13. Тест на изучение пространственного воображения

Уровень пространственного воображения  определяется по методике О.И. Моткова.

Инструкция: "Представьте предлагаемую ситуацию и найдите ответ. Сообщите записанный ответ только экспериментатору.

Задачи (в скобках указаны ответы)

  1. Как расположить окна в доме, чтобы они не смотрели ни на одну из сторон света? (На горизонтальной крыше или в полу).
  2. Мой дом выходит фасадом на улицу. Когда мальчик идет утром по этой улице навстречу восходящему Солнцу, дом находится от него по правую руку. Куда обращен фасад дома: на восток, запад, север или юг? (На север).
  3. Разделите в уме куб на 4 равных параллелепипеда так, чтобы в их основании лежали одинаковые треугольники. Расположите на плоскости параллелепипеды таким образом, чтобы в основании сконструированного объемного тела (не куба!) получился квадрат. Зарисуйте его. (Этот квадрат составлен из четырех квадратных оснований, каждый из которых по форме является гранью куба).
  4. Вы идете по улице прямо на юг. Справа от вас стоит дом, выходящий фасадом на улицу. Вы вошли в дом и увидели в окне фасада... восток, запад, север или юг? (восток).
  5. В доме четыре этажа. На каждом этаже живет по одной семье. Ивановы живут под Смирновыми, Орловы – над Бобровыми и Смирновы – под Бобровыми. Расположите жильцов по этажам. (1 этаж – Ивановы, 2 этаж – Смирновы, 3 этаж – Бобровы, 4 этаж – Орловы).
  6. Представьте себе треугольник, составленный из шести одинаковых кружков: три в основании, два над ними и один вверху. Попробуйте при помощи двух перестановок сделать другой треугольник, направленный вершиной в противоположную сторону. Найдите два способа перестановки кружков (рис. 2).

 


Рис. 2. Два способа перестановки кружков

 

Педагогу следует объяснить  учащимся ситуацию в задаче 6. В случае больших затруднений в решении задачи можно сделать рисунок-подсказку, но без полного ответа на вопрос (с одной стрелкой).

Необходимо зафиксировать следующее: успех или неудачу решения; решение с подсказкой или без нее; время решения каждой задачи. Чем больше самостоятельно решенных задач и короче время их решения, тем выше уровень пространственного воображения.

6. Метод оценки яркости (четкости) представлений путем саморанжирования (опросник Шиана).

Опросник предназначен для оценки яркости (четкости) представлений  по всем модальностям.  Он основан  на процедуре саморанжирования. Используется семибалльная шкала оценки яркости (четкости), градация которой определена словесно и проранжирована. Инструкция. Представьте кого-нибудь из ваших родственников или друзей, которых вы часто видите. Сосредоточьтесь на образе, который встал перед вашим мысленным взором. Оцените по шкале яркость (четкость) представления, которое будет возникать у вас в соответствии со следующими вопросами:

Информация о работе Особенности воображения и его диагностика. Тест Беннета