Особенности воображения и его диагностика. Тест Беннета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:47, контрольная работа

Краткое описание

Истории психодиагностики больше 100 лет. За этот период она превратилась в развитую область психологии, имеющую крепкие связи с другими областями этой науки.

Содержание

Введение

1. Особенности воображения и его диагностика……………………………… 4

Воображение как психический процесс…………………………….. 4

Диагностика воображения……………………………………………12

Выявление уровня развития технического мышления с помощью методики «Тест Беннета»…………………………………………………. 24

Тест Беннета ………………...………………...……………….......... 24

Результаты диагностики………………...………………...………… 25

Заключение ………………...………………...………………...……………….. 27

Список литературы………………...………………...………………................ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Воображение.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

1. Представьте точно  контуры лица, головы, плеч, тела  этого человека.

2. Представьте характерные  положения его головы, позы тела.

3. Представьте осанку  этого человека при ходьбе, длину,  его шага.

4. Представьте цвета  в его одежде, хорошо вам известные.

5. Представьте закат,  солнце садится за горизонт.

Сконцентрируйтесь на слуховых образах, которые возникают у  вас в соответствии со следующими вопросами, и оцените их по той  же шкале:

6. Представьте свисток  локомотива.

7. Представьте гудок автомобиля.

8. Представьте мяуканье  кошки.

9. Представьте, как  со свистом и шумом вырывается  откуда-нибудь пар.

10. Представьте шум  аплодисментов.

Подумайте об ощущениях, возникающих у вас, когда вы трогаете что-то рукой, и сконцентрируйтесь на образах, которые будут возникать у вас в соответствии со следующими вопросами, оцените эти образы:

11. Представьте, что  вы трогаете рукой песок.

12. Представьте, что  вы трогаете рукой холст или  полотно.

13. Представьте, что  вы трогаете рукой мех.

14. Представьте, что вы укололись булавкой.

15. Представьте, что  вы трогаете рукой теплую воду  в ванной.

Подумайте о том, что  вы совершаете некоторые действия, сконцентрируясь на представлениях о некоторых действиях в соответствии со следующими вопросами:

16. Представьте, что вы бежите вверх по лестнице.

17. Представьте прыжок  через канаву.

18. Представьте, что  вы рисуете круг на бумаге.

19. Представьте, что  вы тянетесь достать что-то  с. высокой полки.

20. Представьте, что  вы отталкиваете какие-то препятствия  с пути.

Подумайте о вкусовых ощущениях и сконцентрируйтесь  на некоторых из них в соответствии со следующими вопросами, оцените их.

21. Представьте вкус  соли.

22. Представьте вкус  сахара.

23. Представьте вкус  апельсина.

24. Представьте вкус  холодца.

25. Представьте вкус вашего любимого супа.

Подумайте о запахах  и. сконцентрируйтесь на некоторых  из них в соответствии со следующими вопросами, оцените их:

26. Представьте запах  плохо проветренной комнаты.

27. Представьте запах  готовящейся капусты.

28. Представьте запах свежей краски.

29. Представьте запах  свежеизжаренного мяса.

30. Представьте запах  свежей кожи.

Подумайте о следующих  чувствах и сконцентрируйтесь на них:

31. Представьте чувство  усталости. 

32. Представьте чувство  голода.

33. Представьте, что  у вас болит голова.

34. Представьте чувство  сонливости.

35. Представьте, что  вы переживаете.

 

Полученные по каждому  заданию оценки яркости (четкости) суммируются. Общая сумма оценок служит показателем  способности к представлению  по параметру яркости (четкости). Вычисляется также средняя оценка яркости (четкости) представлений по каждой модальности и определяется наиболее развитый вид визуальных представлений.

  1. Тест «компасы».

Этот тест предназначен для определения способности  представления направления. Здесь  испытуемому предлагается определить направление стрелки компаса, изображенного на карточке, при условии, что обозначена только одна из сторон горизонта. Показателями служат количество  ошибок и время выполнения каждого задания.

8. Зрительно-пространственный  тест   Айзенка.

Этот тест позволяет  исследовать операцию мысленного вращения. Здесь испытуемому предлагается карточка с изображением ряда пространственных положений некоторой геометрической фигуры. Задача испытуемого—исключить  лишнее. Оценивается время и правильность ответа.

  1. Ручное манипулирование.

Данный прием построен на основе совершения непосредственных манипуляций объектами с целью  объективации представлений. Обычно включают манипулирование кубиками или плоскими фигурами. Испытуемому дается задание  как можно быстрее собрать из них некоторую фигуру. Прием позволяет проследить за тем, как образ-представление  управляет процессом решения задачи, проследить стадии визуализации образа, его изменения со сменой гипотезы решения. Прием также носит развивающий характер и особенно хорош для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

10. Метод чернильных  пятен Роршаха.

Это метод диагностики  способности воображения. Он предназначен для оценки оригинальности процессов воображения. Испытуемому предъявляется стандартный набор картинок с непонятными изображениями в форме пятен, и он должен сказать, что видит в этих пятнах, что они напоминают. Учитывается количество и качество ответов. Однако интерпретация метода очень сложна и требует высокого профессионализма.

  1. Метод трех слов (тест Масселона).

Этот тест позволяет  оценить продуктивность вербального  воображения. Испытуемому задаются три существительных, и его просят за ограниченное время составить  максимальное число предложений  с их совместным использованием. Оценивается количество и степень естественности предложений.

12. Тест «Круги».

Он предназначен для  оценки продуктивности невербального  воображения. Испытуемому предлагается бланк с изображением 50 кругов одинакового  размера и равномерно расположенных  на листе. За ограниченное время ему предлагается нарисовать и назвать (подписать) максимальное количество объектов, включающих в себя круг, или некоторое их количество. Подсчитывается количество нарисованных объектов и разнообразие тематики рисунков (количество категорий, к которым относятся эти объекты).

И это еще не полный перечень методик, которые могут  использоваться для изучения особенностей воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Выявление уровня развития технического мышления с помощью методики «Тест Беннета».

2.1. Методика исследования. Характеристика испытуемых.

Для выявления уровня развития технического мышления использовался тест Беннета, который может быть применим к  обучающимся подросткового и  юношеского возраста.

На всю работу над тестом отводится 25 минут. Развитость технического мышления оценивается по количеству правильно решенных за это время задач. Под номерами от 1 до 70 даны соответствующие задания в виде рисунков и связанных с ними вопросов (в приложении 1). Под каждым из вопросов, в свою очередь, даны три варианта возможных ответов на него, причем, только один из них является правильным. Испытуемому необходимо было выбрать и указать правильный ответ, зачеркнув в бланке ТТМ  напротив номера задачи номер выбранного им ответа. В таблицах №1 и №2 (приложение 2) содержатся ключевые ответы на задания теста Беннета и нормативные данные, пользуясь которыми можно оценивать уровень развития технического мышления испытуемых.

За каждое правильно решенное в  течение 25 минут задание испытуемые получают 1 балл. Общая сумма набранных баллов сравнивается с таблицей № 2 и впоследствии, делается вывод о том, на каком из пяти возможных уровней находится развитие технического мышления у этих учащихся.

Таблица 2.1

Средние показатели уровня развития технического мышления  
и технических способностей у юношей и девушек

Группы

испытуемых

Уровень развития технического мышления

очень

низкий

низкий

средний

высокий

очень

высокий

Юноши

меньше 26

27–32

33–38

39–47

больше 48

Девушки

меньше 17

18–22

23–27

28–34

больше 35


2.2 Результаты диагностики

В диагностике принимали участие 7 юношей 19-20 лет, обучающихся в Минском  профессионально-техническом колледже электроники. Результаты диагностики представлены в таблице 2.2.

 

Таб. 2.2 - Таблица первичных  эмпирических данных по методике «Тест Беннета»                                                                              (N=7)

 

Испытуемые

Дима М.

Дима К.

Антон К.

Леонид В.

Александр Я.

Максим М.

Виктор П.

Кол-во набранных баллов

37

28

44

36

46

51

41


 

Основываясь на  полученные данные, можно сделать вывод об уровне развития технического мышления испытуемых (таб. 2.3).

 

Таб.2.3. Уровни развития технического мышления по методике «Тест Беннета»  (N=7)

 

Уровни развития технического мышления

очень

низкий

низкий

средний

высокий

очень

высокий

Испытуемые

-

1

2

3

1


 

Рис. 3 – Распределение испытуемых по уровням развития технического мышления.

 

Очень высоким уровнем  развития технического мышления обладает 14,3% испытуемых (1 человек), высокий уровень - у 42,9% испытуемых (3 человека), средний уровень -  28,6% испытуемых (2 человека). Эти испытуемые способны правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, умеют читать чертежи, решают простейшие физико-математические задачи, а так же  разбираются в схемах технических устройств и  их работе. Низкий уровень выявлен у 14,3% испытуемых (1 человек), очень низкий уровень развития технического мышления не выявлен ни у кого из испытуемых

Таким образом, в результате проведенной диагностики, направленной на выявление уровня развития технического мышления, можно сделать вывод о том, что большинство юношей, обучающихся в Минском профессионально-техническом колледже электроники, характеризуются развитым техническим мышлением, способны правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, умеют читать чертежи, решают простейшие физико-математические задачи, разбираются в схемах технических устройств и  их работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В первой части данной контрольной работы, рассматривались особенности воображения и его диагностики. Следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Без творческого подхода тяжело решить какую-либо задачу, и поэтому творческие способности необходимо развивать у человека с самого раннего детства.

Во второй части контрольной  работы мною был проведен тест Беннета  для выявления уровня развития технического мышления среди учащихся юношеского возраста. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство юношей, обучающихся в Минском профессионально-техническом колледже электроники, характеризуются развитым техническим мышлением, способны правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, умеют читать чертежи, решают простейшие физико-математические задачи, разбираются в схемах технических устройств и  их работе.

Таким образом, психодиагностика является динамично развивающейся научной дисциплиной, ориентированной на решение прикладных задач. Развитие и расширение исследований по психологической диагностике представляются актуальным и необходимым делом с точки зрения интересов как общества, так и отдельной личности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Баранов С.П. Принципы обучения. – М., 1975.
  2. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. – М.: Наука, 1969.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Минск-Москва: Харвест АСТ, 2000.
  4. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. – СПб., 2001.
  5. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
  6. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю.Головин. 2-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Харвест, 203.
  7. Столяренко Л.Д. Основы общей психологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 1997
  8. И. М. Павлова, Т. Н. Карпович Диагностика познавательных процессов личности учащихся юношеского возраста: Учеб.-метод. пособие /   

Мн.: РИПО, 2005

  1. Гостев А. А. Особенности пространственных представлений в операторской деятельности: Канд. дисс.— М., 1979.
  2. Учеб. пособие для студентов пед.инст-тов/В. Д. Шадриков, Н. П. Ансимова, Е. Н. Корнеева и др.; Под ред. В. Д. Шадрикова.—М.:  Просвещение,   1990.—142  с.: 

Информация о работе Особенности воображения и его диагностика. Тест Беннета