Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказки, рассказы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А.: «Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1. 1 Сущность понятия восприятия, художественного восприятия………… 5
1. 2 Изучение развития художественного восприятия детьми
дошкольного возраста …………………………………………………………. 9
1. 3 Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста …………………………………………………14
1.4 Задачи и содержание ознакомления детей с художественной
литературой……………………………………………………………………...20
ГЛАВА II МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА ПРИМЕРЕ СКАЗОК
2.1 Сказка как средство развития восприятия
детьми дошкольного возраста………………………………………………….21
2.2 Изучение восприятия сказки детьми дошкольного возраста ……………24
2.3 Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок…………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 3

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3

 

ГЛАВА I   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

1. 1 Сущность понятия восприятия, художественного восприятия………… 5

 

  1. 2 Изучение развития художественного восприятия детьми

дошкольного возраста …………………………………………………………. 9

1. 3  Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста …………………………………………………14   

 

1.4   Задачи и содержание ознакомления детей с художественной

литературой……………………………………………………………………...20

 

ГЛАВА II МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА ПРИМЕРЕ СКАЗОК

2.1 Сказка как  средство развития восприятия

 детьми дошкольного возраста………………………………………………….21

 

2.2 Изучение восприятия сказки детьми дошкольного возраста ……………24

 

2.3 Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок…………………………………………………………………..27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 3                                                                                   

 

 

 

Введение 

Художественная литература - могучее действенное средство умственного  нравственного и эстетического  воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.

Художественное слово  помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому  восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А.: «Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

     Рассматриваемый мною в данной работе вопрос восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста является, на мой взгляд, интересным и актуальным.

 

В своей работе, я хочу показать, как через восприятие художественной литературы закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, сказки, детские произведения, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры.

 

Цель  данной работы: определить роль восприятия художественной  литературы в формировании личности ребенка.

 

Объект:   художественное восприятие детьми дошкольного возраста.

 

Предмет: педагогические условия развития восприятия у детей дошкольного возраста художественной литературы.

 

 Для достижения  поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть особенности восприятия детьми дошкольного возраста литературных произведений;

- выделить задачи ознакомления детей с художественной литературой.

- проверить эффективность использования мероприятий, организованных на формирование восприятия сказки детьми дошкольного возраста.

 

Теоретико-методологической основой исследования являются труды  в области психологии таких исследователей, как Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Л.А. Венгера, в области  психологии таких, как Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Р.С.Немова .

 

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы 30 страниц.  

ГЛАВА I   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

        1.1 Сущность понятия восприятия, художественного восприятия

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить основные подходы к определению понятия  восприятия. Так, М.В. Гамезо, В.Г. Казаков, считают что восприятие – это познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. С точки зрения А.Г. Маклакова, восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Под восприятием исследователи понимают первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.

Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.

Исследования  по развитию восприятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер) показали, что развитие восприятия включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

1) формирование  и совершенствование представлений  о разновидностях свойств предметов,  выполняющих функцию сенсорных  эталонов (существующих в культуре  образцов таких свойств предметов, как цвет, форма, величина);

2) развитие и  совершенствование самих перцептивных  действий, необходимых для использования  эталонов при анализе свойств  реальных предметов.

Принято выделять три типа перцептивных действий:

1) идентификация  – обследование свойств предмета, полностью совпадающих с имеющимися эталонами;

2) приравнивание  к эталону – использование  образца-эталона для выявления  и характеристики свойств предметов,  отклоняющихся от этого образца,  т.е. близких к нему, но не  совпадающих с ним;

3) перцептивное  моделирование – предполагает  соотнесение свойства обследуемого  предмета не с одним эталоном, а с несколькими, построение  его «эталонной модели». Наиболее  содержательным показателем уровня  развития восприятия у детей  старшего дошкольного возраста является степень овладения такими перцептивными действиями, как отнесение к эталону и перцептивное моделирование.

Восприятие, являясь  познавательным процессом, характеризуется  рядом закономерностей, основными  из которых являются:

- целостность – отражение целостного образа предметов на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах;

- константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине при изменении восприятия.

- категориальность - каждый воспринимаемый нами объект, предмет обозначается словом, относительно к определенному классу;

- осмысленность – способность сознательно воспринимать предмет, то есть подвергнуть его анализу, сравнению.

- избирательность - предпочтение выбора одних объектов или отдельных свойств, признаков перед другими объектами или их свойствами, качествами.

- апперцепция - определяется влиянием опыта, знаний, умений, взглядов, интересов, определенного отношения, человека к действительности на восприятие .

В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Скорее всего, на данном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т.е. в процессе восприятия участвует память. Полное восприятие предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни (существенные) признаки, тормозятся другие (несущественные). И воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно (т.е. насколько активно идет отражение этого объекта). Также восприятие характеризуются константностью, т.е. относительным постоянством. Эта особенность имеет огромное практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее. Постоянство восприятия величины, формы, цвета составляет проблему ортоскопического восприятия, т.е. значит, что мы видим предметы правильно. Не смотря на зависимость от условий восприятия, человек видит предметы той величины, формы и цвета, каким он является постоянно. Благодаря ортоскопичности становится возможным восприятие устойчивых признаков предмета, не зависящих от случайных условий, от угла зрения, от тех движений, которые производит человек. Иначе говоря, устойчивая, более или менее прочная и не зависимая от субъективных наблюдений картина становится возможной благодаря ортоскопическому восприятию .

Предметы и  явления действуют на человека в  таком многообразии, что он не может  все их воспринимать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. Избирательность восприятия зависит от интересов и в значительной степени от установок личности, проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Одна из характерных особенностей восприятия та, что восприятие осмысленно. Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Г. Роршах и Э. Блейлер показали, что идущая от А. Бине проблема восприятия бессмысленного чернильного пятна, глубокая проблема, ведущая экспериментально к проблеме осмысливания наших восприятий. Эта тенденция к осмысливанию восприятия была экспериментально использована Бюлером как средство для анализа осмысленности развитого восприятия. Он показал: в такой же мере, как восприятие в развитом виде является восприятием устойчивым, постоянным, оно является осмысленным, или категориальным, восприятием. Осмысленность – свойство восприятия взрослого, не присущего ребенку, она возникает на известной ступени, является продуктом развития, а не дана с самого начала.  Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).

Говоря о  роли желания воспринимать объекты окружающего мира, необходимо подчеркнуть, что отношение к тому, что воспринимает человек, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен, может вызывать различные чувства. Интересный предмет будет восприниматься более активно, и наоборот, безразличный для человека предмет он может не заметить.  Таким образом, можно сделать вывод, что восприятие – сложный, но вместе с тем единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на человека .

Рассмотрев  выше подходы к восприятию, вообще, перейдем к рассмотрению психологического феномена художественного восприятия.

Художественное  восприятие - сложный процесс соучастия  и сотворчества воспринимающего  субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Продуктом художественного восприятия становится «вторичный образ» и смысл, который совпадает или не совпадает с образом и идеей задуманными автором.

Информация о работе Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказки, рассказы)