Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:19, курсовая работа
Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А.: «Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1. 1 Сущность понятия восприятия, художественного восприятия………… 5
1. 2 Изучение развития художественного восприятия детьми
дошкольного возраста …………………………………………………………. 9
1. 3 Особенности восприятия произведений художественной литературы детьми дошкольного возраста …………………………………………………14
1.4 Задачи и содержание ознакомления детей с художественной
литературой……………………………………………………………………...20
ГЛАВА II МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА ПРИМЕРЕ СКАЗОК
2.1 Сказка как средство развития восприятия
детьми дошкольного возраста………………………………………………….21
2.2 Изучение восприятия сказки детьми дошкольного возраста ……………24
2.3 Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок…………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 3
Педагогу
нужно задать себе вопрос: каким
должно быть литературное
Заключение
Художественная литература имеет огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача — заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через художественную литературу детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Художественная литература раскрывает ребенку действительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея.
Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга.
Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н. Толстого, легкие и прозрачные стихи А.С. Пушкина, образный язык маленьких описаний К.Д. Ушинского, выразительный, меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок, простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Михалкова. Достаточно и этих примеров, чтобы показать богатство русского языка в произведениях художественной литературы.
Список литературы
младшими дошкольниками // Дошкольное воспитание – 1973, № 2.
воспитания // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М.,
1960.
15. Миронова Н. П. Как научить ребенка любить литературу?
"Дошкольное воспитание". – 2005, № 5.
16. Стрелкова Л. Учите детей любить родной язык //Дошк. воспитание.-
1999.-№9, №11, №12
17. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания
Сов. педагогика. – 1946, № 6.
18. Тышкевич И.С. Развитие речи и творчества дошкольников старшего
возраста. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”,
СПб. 2003.
19. Уракбаева А.З., Степанова Е.В., Вагнер И.А. Художественная
литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
ПГУ им.С.Торайгырова. – Павлодар.
20. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.,1972.
21. Ушакова О.С. и Методика развития речи детей дошкольного
возраста. М.: Владос. – 2008,
22. Ушакова О.С. Развитие речи при ознакомление с художественной
литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
23. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой.
М., 1998.
24. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи
детей дошкольного возраста. – М., 1977.
25. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1961.
26. Художественное слово в воспитании детей. – М.,1972.
27. Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности
старших дошкольников. – М.: 1986.
28. Чуковский К.И. Собр.соч.в 6 томах. Том 1. – М.: Худ.лит., 1965.
29. Швецова Н.В. Приобщение дошкольников к культуре чтения // Школа:
день за днем. Педагогический альманах. – 2005.
30. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.
1 Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 1992; Гурович Л. М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста Л., 1973.