Особенности игровой деятельности детей с РДА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Современные литературные данные свидетельствует о том, что аутичные дети, в большинстве случаев, используют предметы очень негибким и стереотипным способом. Игровая деятельность у этих детей в основном сводится к однообразным действиям: пересыпанию, кручению, верчению, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, обнюхиванию, облизыванию, обсасыванию предметов. Это однообразное повторение одних и тех же действий не несет в себе смысловой нагрузки. Игра детей с аутизмом часто описывается как механическая, с недостатком естественной тенденции исследовать, с отдельными действиями, которые кажутся изолированными от любого контекста. В игре отсутствует единство, внутренняя логика. Иногда игра сопровождается невнятной аутистической речью, не объединенной с игрой единым смысловым содержанием.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Тема.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Общепризнано, что игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое  значение в формировании познавательных процессов. В ходе игры у ребенка  активно развиваются основные формы  мышления, речь и воображение; совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности.

В процессе игры в раннем и дошкольном возрасте происходит становление  личностных качеств, формируются особенности  характера, эмоционально-волевой сферы, эмпатия, волевая регуляция поведения, действия, коммуникации и социальной перцепции. Во время игры происходит взаимодействие ребенка с окружающим миром, ребенок разыгрывает определенный сюжет и роли, в результате чего он начинает осознавать социальные нормы и правила.

В ходе онтогенеза параллельно  с развитием ребенка меняется и игра.

Согласно представлениям Выготского, Эльконина (3, 6) в период младенчества ведущей деятельностью  ребенка является непосредственное эмоциональное общение со взрослым. В подобной ситуации первым объектом игры становится сам взрослый. По мнению Лисиной (5), ситуативно-личностная форма общения преобладает в течение первых 6 месяцев жизни ребенка. В этот период "игра" представляет собой общение, при котором используется мимика, жесты, вокализации. К концу первого полугодия начинает формироваться способность к имитации и подражанию, проявляться внимание к эмоциональным реакциям других людей.

Изменения игры, происходящие в ходе онтогенеза, с одной стороны, являются следствием уровня развития ребенка, а с другой - его индикатором. Нарушения развития, безусловно, сказываются на особенностях игры. Особенно грубо игра нарушается при аутизме.

Первое систематическое  описание аутистического синдрома было дано Лео Каннером в 1943 году, в котором он подчеркнул ограниченную способность аутичных детей к игре.

Современные литературные данные свидетельствует о том, что  аутичные дети, в большинстве случаев, используют предметы очень негибким и стереотипным способом. Игровая  деятельность у этих детей в основном сводится к однообразным действиям: пересыпанию, кручению, верчению, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, обнюхиванию, облизыванию, обсасыванию предметов. Это однообразное повторение одних и тех же действий не несет в себе смысловой нагрузки. Игра детей с аутизмом часто описывается как механическая, с недостатком естественной тенденции исследовать, с отдельными действиями, которые кажутся изолированными от любого контекста. В игре отсутствует единство, внутренняя логика. Иногда игра сопровождается невнятной аутистической речью, не объединенной с игрой единым смысловым содержанием. Символическая игра встречается редко и когда появляется, в ней доминируют определенные темы, связанные с особыми интересами ребенка, например, с характерными телевизионными программами, которыми ребенок озабочен и которые он имитирует. Отмечается отсутствие сюжетности, усложнения игры. Навыки ролевой игры в дошкольном возрасте - слабые или отсутствуют совсем, проявляется неспособность к пантомиме.

По мнению ряда исследователей, игра аутичных детей обычно продиктована скорее привлекательностью объектов и  их сенсорными свойствами или тем, как  ими можно манипулировать, чем  их культурным и символическим значением.

 

Глава 1. Понятие аутизма и история вопроса

Термин "аутизм" был  предложен швейцарским психиатром Е. Блейер (1911), который с его помощью описал основной симптом шизофрении, проявляющийся в уходе в свой внутренний мир, нарастающей изоляцией от окружающих и погружением в мир фантазий, отгороженностью от внешнего мира. Американский детский психиатр австрийского происхождения Л. Каннер (1943) и австрийский педиатр Г. Аспергер (1944), пользуясь этим термином, почти одновременно описали аутистическое расстройство у детей. Но так как у детей-аутистов не наблюдается активного ухода в мир фантазий, а с самого начала (с рождения) отмечается частичная или полная неспособность к установлению социальных контактов, то это определение аутизма в его первоначальном варианте, предложенном Блейером, не подходит для детского возраста. Вместе с тем разные авторы упоминали необходимость сохранения этого термина, так как он нашел применение во всем мире [Вебер, 1985]

В 1943 г. в своей работе "Аутистические нарушения эмоционального контакта" Лео Каннер описал 11 клинических случаев, общие особенности которых он сформулировал следующим образом: "Выявленное базисное патогномоничное расстройство заключается во врожденной неспособности к установлению нормальных контактов с людьми или к ориентации в определенных ситуациях. По описанию родителей, такие дети "самодостаточны", "живут в собственной скорлупе", "особенно счастливы, когда их оставляют в покое", "ведут себя так, как будто вокруг них никого нет", "не замечают окружающих", "производят впечатление тихих мудрецов", "неспособны адекватно реагировать на социальные ситуации", "живут как под гипнозом". При этом не наблюдается нарастающей утраты ранее имевшихся привязанностей или ранее присущей способности к контактам, как это бывает у детей или взрослых, больных шизофренией. В большей степени речь идет об "изначальной аутистической замкнутости, когда ребенок не замечает, игнорирует и исключает весь внешний мир".

Далее в этой публикации говорится: "Следует согласиться  с тем, что эти дети родились с  врожденной неспособностью устанавливать нормальные и биологически обусловленные эмоциональные контакты с другими людьми. То есть для них так же, как и для других людей с врожденными физическими или умственными дефектами, характерны определенные нарушения. Если это верно, то в ходе дальнейших исследований мы должны найти конкретные критерии для описания пока еще нечетко определенных компонентов эмоционального реагирования. В первую очередь у этих детей может быть выявлено врожденное расстройство эмоционального контакта в чистом виде".

В 1944 г. Ханс Аспергер, не зная о публикации Лео Каннер, которая появилась годом раньше, в работе "Аутистические психопаты в детском возрасте" описал 4 случая, имевших перечисленные ниже 6 общих особенностей. 1. Физические и внешние проявления. Автор отмечает отсутствие у детей зрительного контакта, бедность мимики и жестикуляции (они "не используют свою мимику как выразительное средство для установления контакта"), неестественность речи, которая не обращена к окружающим, и неловкость в движениях.  
2. Аутистический интеллект. Аспергер описывает у этих детей особое нарушение внимания: они производят впечатление "увлеченных своим внутренним миром". Он отмечает "особое, творческое отношение к языку", в частности то, что они "без труда образуют новые слова, отличающиеся большой меткостью", и очень часто имеют "компенсаторно гипертрофированные специфические способности, как бы уравновешивающие явные дефекты".

3. Поведение в обществе. Основным расстройством в этой сфере является "ограниченность отношений с окружающим миром". Кроме того, в семье у таких детей проявляются "аутистические агрессивные действия" и "негативистические реакции". Они следуют "своим собственным импульсам, удовлетворяют только собственные интересы, не обращая внимания на социальные условия и требования".  
4.Влечения и чувства. У таких больных сексуальное поведение часто отличается большим разнообразием (от полного отсутствия интереса к сексу до эксцессивной мастурбации), и нередко наблюдается тенденция к садистским реакциям. Обращает на себя внимание исключительный эгоцентризм, такие больные "не учитывают внешних требований и запретов". Характерно отсутствие у них чувства личностной дистанции, чувства юмора и способности испытывать удовольствие. Нередко они охвачены страстью к коллекционированию и имеют специфические интересы.

5. Генетические факторы. Аспергер считал, что "аутистическая психопатия" имеет генетическое происхождение. Он подчеркивал, что во всех наблюдавшихся им 200 случаях болезни в семье обязательно выявлялись более или менее выраженные нарушения контактов и общения (чаще всего у отцов). В связи с этим он отмечал: "Установлено, что психопатические состояния конституционально обусловлены и, следовательно, могут передаваться наследственным путем".  
6. Социальная значимость и динамика. Говоря о прогнозе, Аспергер утверждает, что социальная адаптация при данном расстройстве нарушена, особенно в тех случаях, когда "имеет место явная умственная отсталость". Иначе обстоит дело в случаях с "интактным и, естественно, достаточно высоким уровнем интеллекта". Здесь прогноз благоприятен при наличии хороших условий для трудовой занятости и дальнейшего развития.

 

 

1.1 Синдром Аспергера (аутистическое расстройство личности)

Характерные симптомы

Это расстройство, как  правило, диагностируют позднее, тем ранний детский аутизм (синдром Каннера). Впервые его описал Ханс Аспергер в 1944 г. независимо от Leo Kanner. Если следовать определению (Аспергер назвал его аутистической психопатией), этот синдром нужно относить к расстройствам личности. Однако в современных классификациях психических заболеваний (МКБ-10 и DSM-4) его, как и ранний детский аутизм, причисляют к "общим расстройствам развития".

Симптомы, характерные  для синдрома Аспергер, перечислены в табл. 6 как диагностические критерии МКБ-10 и DSM-4. Из таблицы следует, что обе классификации во многом сходны. Ведущими признаками синдрома Аспергер, согласно обеим классификациям, являются перечисленные ниже симптомы.

·  Качественные нарушения социального взаимодействия. Они предполагают, что больные дети и подростки имеют отклонения в невербальном поведении (жесты, мимика, манеры, зрительный контакт) и не в состоянии устанавливать непринужденные контакты со своими сверстниками или людьми более старшего возраста. Такие дети не способны к эмоциональному сопереживанию и не могут разделить радость, раздражение и гнев окружающих.

·  Необычные, специфические интересы и стереотипные формы поведения. Под этим понимают, например, мономанический интерес к весьма специфическим областям знаний, чаще всего не являющимся объектом всеобщего интереса, например, к температурам плавления металла, динозаврам, церковным башням, сортам пива или стиральных машин. При этом необычны не только интересы, но и степень увлеченности пациентов. Они постоянно вовлекают лиц из своего ближайшего окружения в разговоры на волнующие их темы, так как не могут говорить ни о чем другом.

 

Таблица 6. Критерии диагностики синдрома Аспергера по МКБ-10 и DSM-4 (в сокращенном  виде)

МКБ-10

DSM-4

1.Отсутствие задержки  речевого или когнитивного развития. Для установления диагноза требуется, чтобы ребенок произносил отдельные слови в возрасте двух лет или раньше

1.Качественные нарушения  социального взаимодействии в  нескольких (по меньшей мере в  двух) сферах (например, при невербальных способах поведения, в отношениях со сверстниками, проявлении ответных эмоциональных реакций)

2.Качественные нарушения  двусторонних социальных коммуникаций (соответствующие критериям раннего  детского аутизма) 

2.Специфические повторяющиеся  и стереотипные формы повеления (например, интересы, привычки или движения)

3.Необычные и сильно  выраженные специфические интересы (особые стереотипные интересы) и  стереотипные формы поведения 

3.Клинически значимые  на рушения социального или  профессионального функционирования

4.Расстройство не укладывается  в рамки какого-либо иного общего  нарушения развития 

4.Отсутствие клинически  выраженного отставания в развитии  и задержки когнитивного развития

 

5.Расстройство не отвечает  критериям какого-либо иного общего нарушения развития


·  В отличие от раннего детского аутизма при синдроме Аспергер отсутствуют задержка речевого развития, а также нарушения когнитивного развития. Обычно лети с синдромом Аспергер начинают учиться относительно рано и учатся хорошо, иногда для них характерны довольно необычные речевые обороты, а их интеллект соответствует возрастной норме. Во всяком случае средний уровень их интеллектуального развития явно выше, чем у детей и подростков с синдромом Каннера.

По сравнению с больными синдромом Каннера у детей и подростков с аутизмом Аспергер реже наблюдаются выраженные нарушения контактов; нередко уровень интеллектуального развития у них хороший или выше среднего. Отклонения выявляются позднее, чем у детей с синдромом Каннера, прежде всего в ситуациях, когда предъявляются особые требования к их способности интегрироваться в социум, т.е. при посещении детского сада и позднее — школы. Степень выраженности расстройства может значительно варьировать.

Наблюдается раннее речевое развитие, дети часто начинают говорить раньше, чем ходить, у них достаточно сложная речь с богатым словарным запасом и в ряде случаев — оригинальным словообразованием. Коммуникативная сторона речи имеет иные особенности, чем у детей с синдромом Каннера. Они говорят тогда, когда хотят, не обращая внимания на слушателей (спонтанная речь) и нередко ведут беседу сами с собой. У них отсутствуют такие характерные для раннего детского аутизма речевые особенности, как эхолалия, неправильное употребление личных местоимений, а также задержка речевого развития. Для таких детей типичны своеобразные отклонения интонационного оформления речи. Им свойственны оригинальные идеи, они обладают хорошим логическим и абстрактным мышлением. Далекие от практической деятельности, узко специфические, особые интересы больных аутизмом всегда воспринимаются социальным окружением как необычные. Иногда они сосредоточивают внимание на определенных научных областях теоретического плана, где знания не могут быть применены; преобладает чисто теоретическое накопление знаний. Несмотря на хороший интеллект, они часто плохо успевают в школе, так как, подобно детям с ранним детским аутизмом, имеют выраженные нарушения внимания, возникающие не за счет внешних, а за счет внутренних отвлекающих факторов, т.е. поглощенности самими собой.

Бросается в глаза  также неуклюжесть в движениях больных аутизмом. Нередко у них наблюдается так называемая диспраксия, характеризующаяся тем, что планируемое действие может быть осуществлено лишь не полностью, в виде конкретного акта. Дети с синдромом Аспергер плохо ориентируются в людях или в социальных ситуациях и бывают бесцеремонны в реализации своих желаний. Они часто радуются, видя раздражение окружающих, и не соблюдают дистанции, а также не понимают юмора. Их эмоциональная сфера качественно отличается от таковой окружающих: они дисгармоничны по характеру, в них часто сосуществуют поразительные противоречия. Правда, такие дети бывают способны и на глубокие переживания. Из-за отклонений в поведении они легко становятся посмешищем в школе, на что реагируют весьма неадекватно, иногда чрезмерно агрессивными действиями. Из-за такого поведения их иногда удаляют из школы. Дети с синдромом Аспергер явно стремятся к социальным контактам, но не знают, как их установить.

Информация о работе Особенности игровой деятельности детей с РДА