Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 11:23, курсовая работа
Современные литературные данные свидетельствует о том, что аутичные дети, в большинстве случаев, используют предметы очень негибким и стереотипным способом. Игровая деятельность у этих детей в основном сводится к однообразным действиям: пересыпанию, кручению, верчению, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, обнюхиванию, облизыванию, обсасыванию предметов. Это однообразное повторение одних и тех же действий не несет в себе смысловой нагрузки. Игра детей с аутизмом часто описывается как механическая, с недостатком естественной тенденции исследовать, с отдельными действиями, которые кажутся изолированными от любого контекста. В игре отсутствует единство, внутренняя логика. Иногда игра сопровождается невнятной аутистической речью, не объединенной с игрой единым смысловым содержанием.
Выводы к 2 главе.
Игровая деятельность существенно определяет психическое развитие ребенка на всем протяжении его детства, особенно в дошкольном возрасте, когда на первый план выступает сюжетно ролевая игра. Дети с чертами аутизма ни на одном возрастном этапе не играют со сверстниками в сюжетные игры, не принимают социальных ролей и не воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные жизненные отношения: профессиональные, семейные и др. Интерес и склонность к воспроизведению такого рода взаимоотношений у них отсутствует. Недостаточная социальная направленность, порождаемая аутизмом, у этих детей проявляется в отсутствии интереса не только к ролевым играм, но и к просмотру кинофильмов и телепередач, отражающих межличностные отношения. Исходя из вышесказанного можно выделить следующие особенности игровой деятельности детей с РДА:
1. Игнорирование игрушки. Рассматривание игрушки без стремления к манипуляции. Задержка на стадии манипулятивной игры. Манипулирование лишь с одной игрушкой.
2. Манипулирование с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект (зрительный, звуковой, тактильный, обонятельный, проприоцептивный). Стереотипность манипуляций. Сохранение манипуляций, свойственных более раннему возрасту (щелканье пальцами, перебирание ими перед глазами).
3. Символизация, одушевление неигровых предметов в сюжетной игре. Группировка игрушек и неигровых предметов по цвету, форме, размеру. Склонность к выкладыванию рядом, орнаментов.
4. Некоммуникативность игры. Игра в одиночку, в обособленном месте. Аутодиалоги в игре. Игры-фантазии с перевоплощением в других людей, животных, предметы. Спонтанность сюжета игры, трудности введения и изменения ее фабулы извне.
Глава 3. Игровая терапия для детей с РДА
В жизни любого ребенка бывают моменты, когда ему остро нужна психотерапевтическая помощь. Это проявляется во всем его поведении - он плачет, капризничает, становится неуправляемым, а возможно, и агрессивным. Доброжелательное отношение и внимание близких, их попытки успокоить малыша в данном случае не помогают, его состояние остается напряженным. А самостоятельно преодолеть это напряжение ребенок не умеет.
Подобные явления, которые возникают периодически и у взрослых, нельзя считать патологией. Объясняется это свойствами человеческой психики: если накопился критический уровень напряжения, то в здоровом организме возникает защитная реакция - необходимо избавиться от этого напряжения и негативных эмоций, не дать им копиться дальше. Такая защитная реакция возникает, к примеру, если ребенок устал или если его обижают. Происходит такое избавление, например, путем агрессивных всплесков - человек может покричать, поругаться с кем-либо, дети часто начинают драться и кусаться; или плача - с помощью слез также удается избавиться от напряжения, причем способ этот более человечески адекватен и безопасен для окружающих. Такие явления обычно возникают спонтанно, человек не осознает, почему он кричит или плачет. А в результате этого он получает долгожданное облегчение.
Однако не всегда даже взрослый человек может самостоятельно выйти из состояния напряжения, ребенку же с его еще не сформированной психикой это тем более трудно. А инстинктивные способы защиты не всегда социально адекватны: когда ребенок кусается, пинается и плюется, это безусловно, усложняет общение с ним. А если такие реакции закрепятся и войдут в привычку, подобная манера поведения сделает человека невыносимым для окружающих. Пожалуй, каждый сможет найти пример подобного поведения среди своих знакомых.
Конечно, в результате агрессивных вспышек, во время которых этот человек ругается и ссорится с другими, он в конце концов успокаивается и приходит в благодушное состояние. Но вот каково окружающим?
В качестве терапевтических процедур, доступных всем детям и взрослым, можно предложить следующие:
- посещение бассейна;
- детские аттракционы
- прыжки на батутах, бассейн, наполненный пластмассовыми шариками;
- разнообразные виды двигательной активности
- возня (шуточные драки), физические упражнения,
занятия спортом, танцы;
- общение с природой - дальние прогулки
в лес, в парк и т.п.
Если эти меры не помогают либо осуществить их сложно, обратитесь к специалисту -психологу или психотерапевту (это касается и детей, и взрослых). При этом не надо бояться такого обращения за специальной помощью. Это не ставит ребенка или взрослого человека в какой-то особый ряд "ненормальных". Частое возникновение и сложность психологических проблем объясняется отчасти особенностями современной городской жизни, ее бешеным ритмом, все большим отрывом от природы и естественного хода событий жизни.
В отличие от обычного ребенка, который испытывает подобные проблемы лишь иногда, порой успешно справляясь с ними без посторонней помощи, аутичный ребенок почти непрерывно находится в состоянии напряжения и не в состоянии выйти из него самостоятельно.
Поведение аутичного ребенка разлажено, он не умеет владеть своими эмоциями, в том числе негативными. Это часто доставляет трудности родителям, которые не могут контролировать реакции ребенка. Как следствие, они стесняются появляться с ним на улице и в общественных местах, на прогулке же предпочитают уединиться в тихий уголок парка, а не играть в обществе детей на детской площадке. Однако такой выбор пути наименьшего сопротивления позволит лишь на время спрятаться от проблемы; не решит ее, а лишь усугубит.
В моменты, когда ребенок начинает вести себя неадекватно, близкие взрослые должны отдавать себе отчет в том, что он делает это отнюдь не специально, а лишь потому, что переживает в этот момент состояние острого дискомфорта.
Агрессивные выпады, крики,
разбрасывание предметов и
Бывает, что быстро помочь ребенку непросто. Во-первых, не всегда понятна причина такой реакции, трудно выявить источник дискомфорта. Во-вторых, родители и педагоги не знают, что делать в этой ситуации - обычные попытки успокоить не приносят результата, а порой, наоборот, еще больше взвинчивают ребенка.
Во всех перечисленных выше ситуациях мы сталкиваемся с состоянием дискомфорта, дезориентации. А это в свою очередь ведет к проявлению негативизма и агрессии, таким способом ребенок инстинктивно пытается защитить себя. В таком состоянии ребенку не до обучения. В эти моменты ему необходима психотерапевтическая помощь, которая сгладит остроту внутреннего конфликта, вернет в спокойное состояние. Отсюда можно сделать вывод: помимо умения решать задачи развития ребенка педагог должен обладать навыками психотерапии.
В первую очередь необходимо понять характер эмоциональной вспышки ребенка, а для этого придется разобраться в причинах, которыми могут быть:
- Переживание острого дискомфорта, например,
когда прервана стереотипная игра ребенка:
если его попытаться оторвать от любимой
игры в кубики или забрав пластилин, из
которого он часами лепит абстрактные
фигуры, скорее всего ребенок выразит
свой протест криком и действиями (откажется
отдавать предметы, игрушки). Поэтому не
следует без острой необходимости насильно
отрывать ребенка от занятия, которым
он увлечен;
- Эмоциональное пресыщение. Ребенок пытается
своими действиями дозировать поступающую
извне эмоционально насыщенную информацию.
Например, взрослый поет ребенку песенку,
которая тому очень нравится; вдруг ребенок
с криком закрывает ладошкой рот взрослого,
призывая остановиться. Тогда следует
немедленно остановиться и не настаивать
на своих действиях;
- Ребенок своими действиями может пытаться
повысить собственный эмоциональный фон,
как бы "самостимулируется", приходя
при этом в состояние крайнего возбуждения
и теряя контроль над своим поведением.
Задача взрослого в этом случае - организовать
игру, которая как бы объяснит странные
действия ребенка, "легализует" его
поведение;
- Ребенок выплескивает накопившиеся эмоции
(чаще негативные), пытаясь таким образом
избавиться от накопившегося напряжения.
Это - неосознанная защитная реакция со
стороны ребенка. И задача взрослого состоит
прежде всего в том, чтобы помочь ребенку
справиться с этим состоянием, научить
выходить из него, а не требовать от ребенка,
чтобы он успокоился, порицать его за нехорошее поведение;
- Самый сложный случай - когда причину
аффективной вспышки понять невозможно:
ребенок начинает вести себя странно вдруг,
неожиданно, хотя секунду назад был совершенно
спокоен. Действуйте по ситуации: попробуйте
переключить его, дав ему любимое ощущение
(например, погладьте по спинке), либо запустите
стереотип его любимой игры (предложите
конструктор, деталями которого ребенок
начнет выкладывать дорожки, либо достаньте
пузырьки, начните переливать водичку,
и скорее всего ребенок подключится к
вашим действиям), тем самым гася вспышку.
Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями
Рассмотрим подробно два типа ситуаций: а) ребенок пытается повысить свой эмоциональный фон, собственными действиями провоцируя переживание определенных примитивных эмоций, дающих ему заряд энергии; б) выплескивает негативные эмоции. Такие ситуации дают большие возможности научить ребенка владеть собственными эмоциями и контролировать поведение. Помните, что в обоих случаях ребенок действует на уровне подсознания: он просто ощущает, к примеру, переизбыток негативных эмоций или недостаток психической энергии и интуитивно пытается вернуться в более сбалансированное состояние. То, как это происходит, контролю со стороны сознания не поддается.
В результате негативные проявления в поведении ребенка становятся мукой для окружающих и могут стать опасными для самого ребенка. К сожалению, родители часто не понимают психологическую причину поведения ребенка. Вместо того чтобы помочь ребенку выйти из кризисной для него ситуации, они начинают объяснять правила поведения, запрещают вести себя подобным образом или наказывают.
Однако нельзя оставлять ребенка один на один с его негативными переживаниями. Еще хуже, если они станут накапливаться внутри, мешая дальнейшему развитию. Необходимо понимать и помнить, что ребенок не умеет действовать по-другому, и бессмысленно требовать от него "прекратить истерику" и "взять себя в руки". Ему необходимо помочь, и немедленно.
Повышение уровня эмоционального фона - это своеобразная психическая "подзарядка". Внешние проявления такой самостимуляции часто трудноотличимы от негативных вспышек. Так, ребенок может неожиданно, без видимых на то причин, броситься на пол и начать бить себя кулаком по голове.
Так как ребенок не в состоянии помочь себе сам, в этой ситуации необходимо присутствие и помощь взрослого. Таким помощником, возможно, станет психолог или педагог. Главная задача, которую специалисту предстоит решить в этом случае, - помочь ребенку "легализовать" его неадекватное поведение. Она решается путем предложения социально приемлемого объяснения поступков ребенка. Также необходимо объяснить родителям смысл происходящего, заручиться их поддержкой.
Основным способом психотерапевтической помощи ребенку в обоих случаях станет проведение терапевтических игр, цель которых - помочь ребенку достичь состояния психического равновесия, т.е. имеется в виду психотерапия. В ходе проведения терапевтической игры становится возможным:
- помочь ребенку снять
накопившееся напряжение;
- сгладить проявления подобных аффективных
вспышек, сделать их более контролируемыми;
- научить ребенка выражать эмоции более
адекватным способом.
В состоянии психического равновесия ребенок спокоен и уверен, общий эмоциональный фон у него положительный. А значит, он может заниматься, играть, впитывать новую информацию.
Особенности терапевтических игр:
1. Терапевтическая игра не планируется заранее, проводится по
мере необходимости. Эта необходимость
возникает в связи со спонтанным изменением
состояния ребенка, поэтому психолог должен
быть готов к проведению такой игры.
2. В терапевтической игре необходим ведущий
- психолог, который, подыгрывая ребенку,
переживая вместе с ним определенные эмоции,
комментируя происходящее, постепенно
обучает ребенка осознавать собственные
эмоции и в дальнейшем контролировать
их.
3. В терапевтической игре обязательно
присутствует объект, на который направлены
действия ребенка: это могут быть материалы
- крупы, вата, вода и предметы - кубики,
4. Проводить терапевтические игры следует
в спокойной обстановке - дома или в учебном
центре. При возникновении необходимости
в проведении терапевтической игры психолог
оценивает ситуацию и решает, годится
ли ситуация и окружающая обстановка для
проведения такой игры или нет. Если организация
терапевтической игры невозможна, необходимо
успокоить ребенка. Сделать это можно
разными способами: переключить его на
стереотипную игру, отвлечь, перевести
в другое помещение.
5. Для терапевтической игры характерен
принцип повторяемости. Усвоив эту игру
как способ "легализации" собственных
эмоциональных реакций, ребенок в следующий
раз, когда почувствует необходимость
эмоционального тонизирования или разрядки,
сам предложит поиграть в нее.
6. В ходе проведения терапевтической игры
становится возможным выявление скрытых
страхов ребенка.
Понимание причин психологически
неадекватного состояния
Прежде всего, представьте себе: такой ребенок живет в мире дискомфорта и страха. Эти страхи копятся с самого раннего детства, откладываясь в глубинах подсознания. И чаще, всего ребенок совершенно одинок в своих переживаниях. Даже самые близкие люди не понимают его, напротив, могут усугубить состояние ребенка. Малыш начинает кричать - его просят замолчать, он хочет получить какую-то вещь - ему говорят: "Нельзя!", в конце концов он погружается в стереотипную игру - но это почему-то раздражает и злит маму, и она пытается оторвать его от любимого занятия. В результате такого опыта, который накапливается ежедневно, мир вокруг становится для ребенка все более мрачным и страшным, а сам ребенок - все более беспомощным и запуганным.
Информация о работе Особенности игровой деятельности детей с РДА