Особенности игровой деятельности детей с РДА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Современные литературные данные свидетельствует о том, что аутичные дети, в большинстве случаев, используют предметы очень негибким и стереотипным способом. Игровая деятельность у этих детей в основном сводится к однообразным действиям: пересыпанию, кручению, верчению, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, обнюхиванию, облизыванию, обсасыванию предметов. Это однообразное повторение одних и тех же действий не несет в себе смысловой нагрузки. Игра детей с аутизмом часто описывается как механическая, с недостатком естественной тенденции исследовать, с отдельными действиями, которые кажутся изолированными от любого контекста. В игре отсутствует единство, внутренняя логика. Иногда игра сопровождается невнятной аутистической речью, не объединенной с игрой единым смысловым содержанием.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Тема.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

- КТО СИЛЬНЕЕ

В этой игре взрослый предлагает ребенку взяться за конец веревки  и начинает тянуть за другой конец  со словами: "Отдай! Отдай!". Ребенок  включается в игру, тянет веревку на себя. Можно использовать также подушку или полотенце.

- ПОДУШЕЧНЫЕ БОИ

Для игры потребуются  маленькие мягкие подушки. Кидайтесь  друг в друга подушечками, издавая  победные кличи. Можно "поколотить" друг друга подушками, стараясь попадать по различным частям тела.

 

 

- ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ

Подавая ребенку пример, усердно колотите руками по подушке (любого удобного размера) со словами: "Давай выбивать пыль из подушки - вот так, вот так!"

- ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ

Дети любят бросать  вещи на пол и пинать их ногами. Постарайтесь дать ребенку представление о том, что нельзя поступать так со всеми вещами подряд. Например, недопустимо пинать по полу мамину сумочку или фен. Объясняйте это и словами, и на практике. Сказав: "Это нельзя!", если ребенок схватил неподходящую вещь, тут же предложите ему более адекватный заменитель. Организуйте игру в "футбол", используя вместо мяча подушку, пустую коробку из-под сока или пластиковую бутылку. Играть можно руками и ногами, подушку (коробку, бутылку) можно пинать, кидать, отнимать.

- ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ

Из больших и маленьких  подушек строится башня, на которую  ребенок с криками запрыгивает. Башня строится такой высоты, чтобы  прыжок был безопасен для ребенка.

- ШТУРМ КРЕПОСТИ

Из подушек, одеял, пустых коробок строим "крепость", собирая все предметы в одну кучу. Затем с криками: "Бабах! Стреляем по крепости!" бросаем в "крепость" мячи. Игра продолжается, пока куча не разлетится на куски.

 

Игры со старыми газетами или журналами

- ПТИЦЫ ЛЕТЯТ

Подброшенный в воздух журнал или газета издают своеобразный шелестящий звук, к тому же интересно наблюдать за их "полетом". Поиграйте вместе с ребенком в "летящих птиц": подбрасывайте в воздух газеты или журналы. Можно взять в каждую руку по листу газеты и поноситься по комнате, взмахивая руками, изображая летящую птицу.

При этом дайте ребенку  понять, что подобные действия недопустимы  в отношении книг, а также новых  журналов и газет. Как всегда, объясняйте это на практике: не запрещайте ему  эту игру, а выделите ненужные журналы  и газеты и положите их в определенном месте - объясните ребенку, что с ними он может поступать по собственному усмотрению.

- БУМАЖНАЯ БИТВА

Приготовьте "снаряды" - скомкайте страницы ненужных газет  или журналов. Битва начинается: с криками: "Вот тебе!" бросайте друг в друга комки бумаги. В конце такой игры соберите "снаряды" в коробку или пакет.

- БУМАЖНЫЙ ЛИСТОПАД

В этой игре можно порвать  страницы газет и журналов на куски, а затем подбрасывать охапки бумаги вверх со словами: "Листья кружатся и падают!" В конце игры обязательно организуйте "уборку листьев".

Игры с водой

Обычно в такую игру перетекают сенсорные игры с водой - ребенок начинает разбрызгивать  воду, переворачивает емкости с ней. Предполагая заранее такое развитие игры, расположитесь на кухне или  в ванной комнате. Не порицайте ребенка и не пытайтесь его остановить, а организуйте игру. К сожалению, в играх с водой есть жесткие границы, если занятие проходит в городской квартире. Но летом на даче никаких ограничений быть не должно - брызгайтесь и разливайте воду, сколько захотите. Если дело происходит в квартире, будет очень хорошо, если вы вместе с ребенком "устраните последствия наводнения", собрав воду шваброй.

- НАВОДНЕНИЕ, ВОДОПАД,  ФОНТАН

Если ребенок захотел  разлить воду, организуйте игру в  ванной комнате. Наберите теплую воду в ванну и начинайте переливать ее - наливайте в большие емкости и снова выливайте в ванну, устраивая "водопад", "фонтан".

- БРЫЗГАЛКИ

Летом на улице или  на даче организуйте игры с разбрызгиванием  воды. Можно использовать водяной  пистолет, резиновую грушу, шланг с водой. В этой игре допустимо "промокнуть до нитки", но по окончании игры переоденьте ребенка в сухую одежду.

Уже из описания игр становится понятным, что их проведение окажется для психолога (или педагога) непростым  делом, потребует терпения, выдержки, постоянного контроля за ходом игры и страховки ребенка. И, пожалуй, главной трудностью станет контроль за эмоциями ребенка, адекватностью их проявления.

Не всегда удается  придумать социально приемлемое объяснение действиям аутичного ребенка. Например, малыш одержим желанием выбрасывать в окно игрушю и предметы или бросает на кафельный пол стеклянные банки и лампочки, подбрасывает вверх тяжелый молоток, который задевает люстру. Такие действия ребенка опасны как для окружающих, так и для него самого. Kaк же поступать в подобных случаях? Посоветуем действовать по обстановке, искать выход, исходя из особенностей данной конкретной ситуации. Но для начала постарайтесь исключить провоцирующие моменты, например, спрячьте потенциально опасные предметы (молотки, иголки, стеклянные лампочки и др.) в недоступное для ребенка место. Конечно, все предусмотреть невозможно, тем более что дети часто обладают поразительной интуицией и находят спрятанные вещи в любом месте. Если поведение ребенка во время игры вышло за пределы допустимого, переключите его на стереотипную игру.

Проведение такой психотерапевтической работы дает следующие результаты:

- В ходе терапевтических  игр ребенок, используя помощь  взрослого, может избавиться от негативных эмоций, постепенно его эмоциональный фон нормализуется и в целом становится более положительным. В такой работе мы исходим из предположения, что по мере нейтрализации накопленных ребенком негативных эмоций проведение терапевтических игр станет менее напряженным, а потребность в их проведении будет возникать реже.  
- В ходе таких игр выходят на поверхность, тем самым проявляясь, глубинные эмоции, в том числе страхи. Это позволяет начать работу по их преодолению.  
- Подтверждение правильности ваших действий - реакция ребенка: он нуждается в вашей помощи и благодарен за поддержку. Это проявляется в том, что на следующих занятиях ребенок сам предлагает поиграть в одну из таких игр - например, протягивает подушку со словами: "Отдай!". А если вы внезапно прекратите участвовать в игре, скорее всего ребенок остановится и начнет искать вас глазами.

 

Выводы к 3 главе.

Игра - один из тех видов  детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным  действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

    Нужно приобщать детей к игре. И аутичные дети не исключение. Задачи всестороннего воспитания в игре аутичных детей успешно реализуются лишь при условии учета всех особенностей игровой деятельности детей с РДА.

    По мнению известного американского детского игрового терапевта Верджинии Экслайн игровая терапия представляет уникальный опыт для социального развития ребенка, открывая ему возможность вступить в значимую личностную связь со взрослым, когда ребенку предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств психотерапевтом.  Игра представляет собой деятельность, в которой ребенок может свободно выражать свои чувства, постепенно овладевая ими, освобождается от напряжения и фрустрации.

    Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширения диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации. Зная механизм воздействия игры на глубинные психофизиологические структуры человеческого мозга, можно эффективно оказать психокоррекционную поддержку.

 

 Оценивая эффективность игровой терапии как формы психологической коррекции, целесообразно руководствоваться двумя критериями.

  Во-первых, важно определить те задачи коррекции психического развития ребенка, по отношению к которым следует признавать положительный эффект, полученный вследствие применения игровой психотерапии.

       Во-вторых, нужно учитывать  стойкость эффекта игровой психотерапии.

     Неспецифическим эффектом игровой терапии может также выступать позитивная динамика умственного развития ребенка, а также положительная динамика речевого развития. Это достигается за счет снятия эмоционального напряжения.

 

Заключение.

За последние десятилетия  было проведено большое количество исследований, посвященных проблеме игры, которые показывают, что аутичных детей характеризуют специфические нарушения и низкий уровень развития игровых и символических навыков. В то же время, для аутистов, так же как и для нормально развивающихся детей, игра имеет огромное значение. Она позволяет развить их исследовательские навыки, символические способности, гибкость мышления, воображения. Это оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится менее однообразным, стереотипным и более гибким.

Игра позволяет раскрыть коммуникативный потенциал аутичного ребенка, направить его развитие в русло социального взаимодействия. В процессе игрового взаимодействия ребенок испытывает эмоции, созвучные с эмоциями других людей. В результате у него формируется эмпатия, способность сопереживать. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие диалоговых навыков ребенка.

Кроме того, развитие игровой  деятельности влечет за собой более  глубокое понимание социального  мира, формирует у аутичного ребенка  способность к восприятию аспектов социального взаимодействия.

Таким образом, игра является источником развития когнитивной, эмоциональной  и социально-коммуникативной сфер аутичного ребенка. В то же время  стоит отметить, что на современном  этапе развития отечественной специальной психологии и педагогики не существует общепринятых программ по формированию игровых навыков аутичных детей. В связи с этим необходимо проводить дальнейшие исследования по данной проблеме.

 

       

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Аникеева Л.И. «Направление коррекционно-воспитательной

работы с глухими  детьми преддошкольного возраста» //Дефектология  2*1985г

  1. Буянов М.И. «Беседы о детской психиатрии»  Москва 1995г.
  2. Веденина М.Ю. «Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации»  // Дефектология  2*1997г.
  3. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. «Использование поведенческой терапии   аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации»

 // Дефектология  3*1997г.

  1. Вейс Томас Й. «Как помочь ребенку?»    Москва 1992г.
  2. Коган В.Е. « Аутизм у детей »    Москва  1981г.
  3. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. «Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм» Москва  1989г.
  4. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей»Москва  1985г.
  5. Лебединский В.В.,Никольская О.С.,Баенская Е.Р., Либлинг М.М.   «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция»  Москва  1990г.
  6. Либлинг М.М.«Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом»  Дефектология  4*1997г.
  7. Мастюкова Е.М.«Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с ДЦП в семье. Воспитание навыков опрятности» //   Дефектология  2*1985г.
  8. Никольская О.С. «Проблемы обучения аутичных детей»//                         Дефектология   2*1995г.
  9. Никольская О.С. «Особенности психического развития и психологическая коррекция детей, страдающих ранним детским аутизмом» : Автореф.;…канд. дис.  Москва  1985г.
  10. Парк Клара «Социальное развитие аутиста глазами родителя» 

//   Московский пс.-терапевтич. журнал  3*1994г.

  1. Словарь – справочник по дефектологии   Москва  1998г.

 

 


Информация о работе Особенности игровой деятельности детей с РДА