Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 12:32, курсовая работа
Цель: выявление особенностей интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы интернет-зависимости в работах зарубежных и отечественных авторов.
2. Выявить взаимосвязь феномена интернет-зависимости и коммуникативной компетентности.
3. Рассмотреть особенности интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФБГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра психологии образования
Особенности интернет-аддикции у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности
Курсовая работа
Екатеринбург 2013
Содержание
Глава 1.
1.1. Понятие интернет-зависимости. (Классификация интернет-зависимости). Критерии интернет-зависимости.
1.2. Причины формирования интернет-зависимости (Как одна из причин: недостаточный уровень коммуникативной компетентности).
1.3. Психологические особенности личности подростка через призму интернет-зависимости
Глава 2
2.1. Организация и проведение
исследования особенностей
2.2. Анализ результатов.
Введение
Цель: выявление особенностей интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности
Задачи:
1. Провести теоретический
анализ проблемы интернет-
2. Выявить взаимосвязь феномена интернет-зависимости и коммуникативной компетентности.
3. Рассмотреть особенности интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности.
Объект: Интернет-зависимость у подростков
Предмет: Особенности интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности
Гипотезы:
1. Вероятно, существует
связь между интернет-
2. Возможно, существуют
различия в уровне интернет-
Методы: анализ литературы, констатирующий эксперимент, психодиагностический инструментарий, методы математической статистики.
Методики:
1. Изучение способности к самоуправлению в общении.
2. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер).
3. Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховского).
4. Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков).
5. Тест на интернет-зависимость (К. Янг).
1. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие и классификация интернет-зависимости
В 1994 году Кимберли Янг провела исследование, разработав специальный on-line опросник, результаты которого показали, что около 1-5 % от общего числа активных пользователей являются зависимыми от Интернета. [Е.П. Белинская стр 49]
В 1995 году Голдберг предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета, построенный на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм. А на год позже И. Голдберг предложил сам термин, обозначающий этот феномен патологического пребывания в Интернете.
В широком смысле, интернет-зависимость – это нехимическая зависимость от пользования Интернетом. [Griffiths M. Internet addiction: Fact or fiction? // Psychologist. 1999. V.12. N.5. P.246-250].
В узком смысле, интернет-зависимость – это психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него. [Вересаева О. "Психология и интернет на пороге ХХI века". Психологическая газета №12, 1996, стр.4-6., C.4].
К. Янг и Д. Гринфилд утверждают, что зависимость от Интернета — это явление основанное на проявлениях эскейпизма (т.е. бегства в «виртуальную реальность» людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением), а наряду с этим — поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность (возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение), а также удовольствие ощутить себя «виртуозом» в применении компьютера для работы в Интернете. [Астафьев, А.В. Индивидуально-психологические особенности пользователей сети Интернет]
К поведенческим характеристикам, описывающим синдром интернет-зависимости можно отнести такие характеристики, как: неспособность отвлечься от работы в Интернете даже на короткое время; раздражительность, возникающая при вынужденных отвлечениях; увеличение времени, проводимого в Сети; готовность лгать своим близким на предмет времени, проводимого за компьютером; нежелание принимать критику насчет подобного образа жизни; чувство эйфории, возникающее во время нахождения в виртуальной реальности; пренебрежение личной гигиеной в пользу продления времени пребывания в Интернете.
Исследователи выделяют разные критерии интернет-аддикции.
К примеру, М. Гриффитс предлагает операциональные критерии, в сумме определяющие зависимость:
а) приоритетность (salience) — излюбленная деятельность приобрела первостепенное значение и преобладает в мыслях, чувствах и поступках (поведении);
б) изменение настроения (mood modification) — относится к субъективному опыту человека и сопутствует состоянию поглощенности деятельностью (примерами могут служить состояние эмоционального подъема либо, наоборот, приобретения спокойствия при переходе к любимому занятию);
в) толерантность (tolerance) — для достижения привычного эффекта требуется количественное увеличение параметров деятельности;
г) симптомы разрыва (withdrawal symptoms) — возникновение неприятных ощущений или физиологических реакций при потере или внезапном сокращении возможностей заниматься любимой деятельностью;
д) конфликт (conflict) — относится ко всем разновидностям конфликтов: интрапсихическим; межличностным (с окружающими людьми); с другими видами деятельности (работа, социальная жизнь, хобби и интересы);
е) рецидив (relapse) — возврат к излюбленной ранее деятельности, иногда после многолетнего абстинентного периода.
Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома:
1. навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
2. предвкушение следующего on-
3. увеличение времени, проводимого в сети;
4. увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.[Егоров Нехимические аддикции, 2007, С. 98].
И. Голдберг выделяет целый комплекс критериев интернет-зависимости:
1. Толерантность.
2. Синдром отказа.
а) психомоторное возбуждение;
б) тревога;
в) навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет;
г) фантазии или мечты об Интернет;
д) произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.
Симптомы, перечисленные в пункте 2, вызывают снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности. При этом использование Интернет позволяет избежать симптомов "синдрома отказа".
3. Интернет часто используется в течение большего количества времени или чаще, чем было задумано.
4. Существуют постоянное
желание или безуспешные
5. Огромное количество
времени тратится на
6. Значимая социальная,
профессиональная деятельность, отдых
прекращаются или редуцируются
в связи с использованием
7. Использование Интернет
продолжается, несмотря на знание
об имеющихся периодических
По его мнению, можно
констатировать Интернет-
М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости:
Психологические симптомы:
1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
2. невозможность остановиться;
3. увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
4. пренебрежение семьей и друзьями;
5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
6. ложь работодателям или
членам семьи о своей
7. проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
2. сухость в глазах;
3. головные боли по типу мигрени;
4. боли в спине;
5. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
6. пренебрежение личной гигиеной;
7. расстройства сна, изменение режима сна [34].
Признаками сформировавшейся интернет-аддикции, согласно исследованиям К. Янг являются:
- всепоглощенность Интернетом;
- потребность проводить в
- повторные попытки уменьшить использование Интернета;
- возникновение симптома отмены, возникающего при прекращении пользования Сетью;
- проблемы контролирования
- проблемы с окружением (семья, школа, друзья);
- ложь по поводу времени, проведенного Сети;
- изменение настроения
К. Янг выделяет пять основных категорий этой зависимости:
1. Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для "взрослых" или от киберпорнографии.
2. Чрезмерная сетевая вовлеченность – это увлечение азартными сетевыми играми, посещение интерактивный аукционов и навязчивое состояние торговли через сеть.
3. Киберотношения. Зависимость от друзей, найденных через социальные сети, неконтролируемая переписка с друзьями, которые заменяют реальных друзей и семью по Интернету.
4. Информационная перегрузка. Чрезмерная вовлеченность в посещение вебсайтов и поиск по базам данных.
5. Компьютерная зависимость. Навязчивые состояния в компьютерных играх или в программировании, в основном среди детей и подростков.
6. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство.
Позже был выделен такой вид интернет-зависимости, как навязчивая тяга к просмотру фильмов через сеть Интернет.
Таким образом, под интернет-зависимостью подразумевается навязчивое желание интенсивно и продолжительно по времени находиться в сети Интернет.
Несмотря на то, что разные исследователи по-разному определяют критерии интернет-зависимости, можно выделить ряд общих критериев таких, как: проблемы контроля времени; изменение настроения; пренебрежение семьей и своими домашними обязанностями, личной гигиеной, своевременным удовлетворением биологических потребностей; предвкушение следующего сеанса в Сети.
Для подростков в большей степени характерно проявление таких видов интернет-зависимости, как киберотношения, зависимость от компьютерных игр и познавательная зависимость, зависимость от просмотра фильмов через Интернет.
1.2. Причины формирования интернет-
Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди имеющие такие черты попадают в группу риска.