Особенности интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление особенностей интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы интернет-зависимости в работах зарубежных и отечественных авторов.
2. Выявить взаимосвязь феномена интернет-зависимости и коммуникативной компетентности.
3. Рассмотреть особенности интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа для сайта.docx

— 128.51 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФБГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра психологии образования

 

 

 

 

Особенности интернет-аддикции у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

Содержание

Глава 1.

1.1. Понятие интернет-зависимости. (Классификация интернет-зависимости). Критерии интернет-зависимости.

1.2. Причины формирования  интернет-зависимости (Как одна из причин: недостаточный уровень коммуникативной компетентности).

1.3. Психологические особенности личности подростка через призму интернет-зависимости

Глава 2

2.1. Организация и проведение  исследования особенностей интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности.

2.2. Анализ результатов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель: выявление особенностей интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности

Задачи:

1. Провести теоретический  анализ проблемы интернет-зависимости в работах зарубежных и отечественных авторов.

2. Выявить взаимосвязь  феномена интернет-зависимости и коммуникативной компетентности.

3. Рассмотреть особенности  интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности.

Объект: Интернет-зависимость у подростков

Предмет: Особенности интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности

Гипотезы:

1. Вероятно, существует  связь между интернет-зависимостью и коммуникативной компетентностью.

2. Возможно, существуют  различия в уровне интернет-зависимости у подростков с низким и высоким уровнем коммуникативной компетентности.

Методы: анализ литературы, констатирующий эксперимент, психодиагностический инструментарий, методы математической статистики.

Методики:

1. Изучение способности  к самоуправлению в общении.

2. Диагностика коммуникативного  контроля (М. Шнайдер).

3. Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховского).

4. Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков).

5. Тест на интернет-зависимость (К. Янг).

 

 

 

 

1. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

1.1. Понятие и классификация интернет-зависимости

 

В 1994 году Кимберли Янг провела исследование, разработав  специальный on-line опросник, результаты которого показали, что около 1-5 % от общего числа активных пользователей являются зависимыми от Интернета. [Е.П. Белинская стр 49]

В 1995 году Голдберг предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета, построенный на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм. А на год позже И. Голдберг предложил сам термин, обозначающий этот феномен патологического пребывания в Интернете.

В широком смысле, интернет-зависимость – это нехимическая зависимость от пользования Интернетом. [Griffiths M. Internet addiction: Fact or fiction? // Psychologist. 1999. V.12. N.5. P.246-250].

В узком смысле, интернет-зависимость – это психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него. [Вересаева О. "Психология и интернет на пороге ХХI века". Психологическая газета №12, 1996, стр.4-6., C.4].

К. Янг и Д. Гринфилд утверждают, что зависимость от Интернета — это явление основанное на проявлениях эскейпизма (т.е. бегства в «виртуальную реальность» людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением), а наряду с этим — поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность (возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение), а также удовольствие ощутить себя «виртуозом» в применении компьютера для работы в Интернете. [Астафьев, А.В. Индивидуально-психологические особенности пользователей сети Интернет]

К поведенческим характеристикам, описывающим синдром интернет-зависимости можно отнести такие характеристики, как: неспособность отвлечься от работы в Интернете даже на короткое время; раздражительность, возникающая при вынужденных отвлечениях; увеличение времени, проводимого в Сети; готовность лгать своим близким на предмет времени, проводимого за компьютером; нежелание принимать критику насчет подобного образа жизни; чувство эйфории, возникающее во время нахождения в виртуальной реальности; пренебрежение личной гигиеной в пользу продления времени пребывания в Интернете.

Исследователи выделяют разные критерии интернет-аддикции.

К примеру, М. Гриффитс предлагает операциональные критерии, в сумме определяющие зависимость:

а) приоритетность (salience) — излюбленная деятельность приобрела первостепенное значение и преобладает в мыслях, чувствах и поступках (поведении);

б) изменение настроения (mood modification) — относится к субъективному опыту человека и сопутствует состоянию поглощенности деятельностью (примерами могут служить состояние эмоционального подъема либо, наоборот, приобретения спокойствия при переходе к любимому занятию);

в) толерантность (tolerance) — для достижения привычного эффекта требуется количественное увеличение параметров деятельности;

г) симптомы разрыва (withdrawal symptoms) — возникновение неприятных ощущений или физиологических реакций при потере или внезапном сокращении возможностей заниматься любимой деятельностью;

д) конфликт (conflict) — относится ко всем разновидностям конфликтов: интрапсихическим; межличностным (с окружающими людьми); с другими видами деятельности (работа, социальная жизнь, хобби и интересы);

е) рецидив (relapse) — возврат к излюбленной ранее деятельности, иногда после многолетнего абстинентного периода.

Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома:

1. навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

2. предвкушение следующего on-line сеанса;

3. увеличение времени, проводимого в сети;

4. увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.[Егоров Нехимические аддикции, 2007, С. 98].

И. Голдберг выделяет целый комплекс критериев интернет-зависимости:

1. Толерантность.

    • количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает;
    • если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается.

2. Синдром отказа.

  • прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернет,
  • два или больше из следующих симптомов (развиваются в течение периода времени от нескольких дней до месяца):

а) психомоторное возбуждение;

б) тревога;

в) навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет;

г) фантазии или мечты об Интернет;

д) произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.

Симптомы, перечисленные в пункте 2, вызывают снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности. При этом использование Интернет позволяет избежать симптомов "синдрома отказа".

3. Интернет часто используется  в течение большего количества  времени или чаще, чем было  задумано.

4. Существуют постоянное  желание или безуспешные попытки  прекратить или начать контролировать  использование Интернет.

5. Огромное количество  времени тратится на деятельность, связанную с использованием Интернет (покупку книг про Интернет, поиск новых браузеров, поиск провайдеров, организация найденных в Интернет файлов).

6. Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых  прекращаются или редуцируются  в связи с использованием Интернет.

7. Использование Интернет  продолжается, несмотря на знание  об имеющихся периодических или  постоянных физических, социальных, профессиональных или психологических  проблемах, которые вызываются использованием  Интернет.

 По его мнению, можно  констатировать Интернет-зависимость  при наличии 3 или более пунктов  из предложенных им [www.netaddiction.com/parents. htm].

М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости:

Психологические симптомы:

1.  хорошее самочувствие или  эйфория за компьютером;

2.  невозможность остановиться;

3.  увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

4.  пренебрежение семьей и  друзьями;

5.  ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

6.  ложь работодателям или  членам семьи о своей деятельности;

7.  проблемы с работой или  учебой.

Физические симптомы:

1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

2. сухость в глазах;

3. головные боли по типу мигрени;

4.  боли в спине;

5.  нерегулярное питание, пропуск  приемов пищи;

6.  пренебрежение личной гигиеной;

7.  расстройства сна, изменение  режима сна [34].

Признаками сформировавшейся интернет-аддикции, согласно исследованиям К. Янг являются:

- всепоглощенность Интернетом;

- потребность проводить в Интернете  все больше и больше времени;

- повторные попытки уменьшить  использование Интернета;

- возникновение симптома отмены, возникающего при прекращении  пользования Сетью;

- проблемы контролирования времени;

- проблемы с окружением (семья, школа, друзья);

- ложь по поводу времени, проведенного  Сети;

- изменение настроения посредством  пользования Интернета.

К. Янг выделяет пять основных категорий этой зависимости:

1. Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для "взрослых" или от киберпорнографии.

2. Чрезмерная сетевая вовлеченность – это увлечение азартными сетевыми играми, посещение интерактивный аукционов и навязчивое состояние торговли через сеть.

3. Киберотношения. Зависимость от друзей, найденных через социальные сети, неконтролируемая переписка с друзьями, которые заменяют реальных друзей и семью по Интернету.

4. Информационная перегрузка. Чрезмерная вовлеченность в посещение вебсайтов и поиск по базам данных.

5. Компьютерная зависимость. Навязчивые состояния в компьютерных играх или в программировании, в основном среди детей и подростков.

6. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство.

Позже был выделен такой вид интернет-зависимости, как навязчивая тяга к просмотру фильмов через сеть Интернет.

Таким образом, под интернет-зависимостью подразумевается навязчивое желание интенсивно и продолжительно по времени находиться  в сети Интернет.

Несмотря на то, что разные исследователи по-разному определяют критерии интернет-зависимости, можно выделить ряд общих критериев таких, как: проблемы контроля времени; изменение настроения; пренебрежение семьей и своими домашними обязанностями, личной гигиеной, своевременным удовлетворением биологических потребностей; предвкушение следующего сеанса в Сети.

Для подростков в большей степени характерно проявление таких видов интернет-зависимости, как киберотношения, зависимость от компьютерных игр и познавательная зависимость, зависимость от просмотра фильмов через Интернет.

 

 

1.2. Причины формирования интернет-зависимости

 

Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди имеющие такие черты попадают в группу риска.

Информация о работе Особенности интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности