Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 12:32, курсовая работа
Цель: выявление особенностей интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы интернет-зависимости в работах зарубежных и отечественных авторов.
2. Выявить взаимосвязь феномена интернет-зависимости и коммуникативной компетентности.
3. Рассмотреть особенности интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности.
Мы использовали следующие методы исследования: анализ литературы, констатирующий эксперимент, психодиагностический инструментарий, методы математической статистики.
Коммуникативная компетентность,
по мнению Н. Н. Обозова, в своей основе
может быть определена в двух аспектах:
как ориентированность личности в различных
ситуациях общения, основанная на знаниях
и чувственном опыте, и как способность
эффективно взаимодействовать с окружающими
благодаря пониманию себя и других при
постоянном видоизменении психических
состояний, межличностных отношений и
условий социальной среды. Поэтому нам
кажется целесообразным использовать
для определения коммуникативной компетентности
методики, направленные на диагностику
способностей эффективно взаимодействовать
с окружающими, сформированности коммуникативного
контроля, а также коммуникативно-
В ходе исследования были проведены следующие методики:
1. Изучение способности к самоуправлению
в общении.
Целью данной
методики является определение мобильности
и адаптивности в различных ситуациях
общения. Детям предлагалось оценить каждое
из 25 высказываний, касающихся различных
ситуаций в общении, как верное или нет.
Результаты подсчитывались по совпадениям
ответов с ключом теста. В результате было
выделено три модели самоуправления в
общении:
- стабильная модель общения, некоторая
ригидность;
- потребность быть в общении с самим собой, проявлять в зависимости от ситуации направленность на партнера, склонность к партнерству в общении.
- мобильность в общении,
умение подстраиваться к
2. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер).
Цель методики – изучение коммуникативного контроля. Подросткам было предложено оценить каждое из 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения, как верное или неверное. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.
3. Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховский).
Цель данной методики - определение уровня коммуникабельности. Подросткам предлагалось ответить на 16 вопросов, используя три варианта ответа: «да», «нет», «иногда». Полученные результаты оценивались от 0 до 2 баллов за каждый вопрос, в зависимости от выбранного ответа. Полученные баллы суммировались и по классификатору определялось к какой категории людей относится тот или иной подросток. Всего Ряховский выделил семь категорий людей в зависимости от уровня их коммуникабельности.
4. Тест на интернет-зависимости (С.А. Кулаков).
Цель методики – выявление интернет-зависимости (на основе психологических симптомов интернет-зависимости). Детям предлагалось ответить на 20 вопросов по пятибалльной шкале: «никогда, или почти никогда», «редко», «иногда», «часто», «почти всегда или всегда». В зависимости от полученной суммы баллов каждый подросток относился к определенному уровню интернет-зависимости.
5. Тест на интернет-зависимость (К. Янг).
Цель: выявление интернет-зависимости (на основе физических симптомов интернет-зависимости). Детям было предложено ответить на 10 вопросов, касающихся физических симптомов интернет-зависимости, используя два варианта ответа: «да» или «нет».
По методике «Изучение способности к самоуправлению в общении» были получены следующие результаты: стабильную модель общения имеют 6% детей, склонность к партнерству в общении показывают 67% детей и мобильность в общении – 27%.
Рис.1 Самоуправление в общении
Такие результаты могут быть связаны с тем, что для подростков не совсем характерно проявление консервативности, ригидности в общении. Они готовы подстраиваться под собеседника, с легкостью менять свою позицию в зависимости от конкретной ситуации.
На рисунке 2 можно увидеть, что по методике «Диагностика коммуникативного контроля» результаты распределены более равномерно. Возможно, это связано с тем, что различия в проявлении коммуникативного контроля менее зависит от возрастных характеристик испытуемого и более подвержены индивидуальным особенностям личности.
Рис. 2 Коммуникативный контроль
На рисунке 3 представлены данные по методике «Оценка уровня общительности». На нем видно, что почти четверть подростков имеют недостаточно высокий уровень коммуникабельности, остальные же 78% имеют высокие показатели по данному критерию. Это говорит о том, что несмотря на то, что интимно-личностное общение со сверстниками является ведущей потребностью в подростковом возрасте, достаточно большой процент подростков не может реализовать ее в достаточной мере.
Рис. 3 Оценка уровня общительности
По результатам первых трех методик можно сделать вывод о том, что 27% подростков имеют низкий уровень коммуникативной компетентности, что может служить причиной развития интернет-зависимости (Рис. 4).
Рис. 4 Уровень коммуникативной компетентности
По методике «Тест на интернет-зависимость» С. А. Кулакова были получены следующие результаты: около 60% всех опрошенных подростков в большей или меньшей степени являются интернет-зависимыми. У 50% подростков интернет-зависимость проявляется на уровне тенденции, у 10% - уже ярко выраженная зависимость, и лишь 40% не являются зависимыми от Интернета.
По методике «Тест на интернет-зависимость» К. Янг 27,5% опрошенных подростков оказались независимыми и 72,5% - зависимыми, причем в отличие от предыдущей методики, процент с высоким уровнем интернет-зависимости вырос в полтора раза (Рис. 5).
Рис. 5 Уровень интернет-зависимости
Для того, чтобы избежать ошибки в подсчетах интернет-зависимых подростков был выведен общий уровень интернет-зависимости по обеим методикам. Так, получилось, что 37% опрошенных подростков являются независимыми от Интернета, 42% - имеют тенденцию к интернет-зависимости и 21% подростков – интернет-зависимы.
2.2. Анализ результатов.
Для анализа результатов исследования была использована программа SPSS 17.0
В ходе исследования были проверены две гипотезы:
1. Вероятно, существует связь между интернет-зависимостью и уровнем коммуникативной компетентности.
2. Возможно, существуют различия в уровне интернет-зависимости у подростков с низким и высоким уровнем коммуникативной компетентности.
Для выявления связей между коммуникативной компетентностью и интернет-зависимостью был использован корреляционный анализ по критерию Спирмана, так как распределение результатов по выборке отлично от нормального закона.
Таблица 2
Корреляционный анализ по критерию Спирмана
Переменная 1 |
Переменная 2 |
Коэффициент Спирмана |
Ур. значимости |
Скорректированный ур. значимости |
И-З (физ.симпт) |
Самоуправление в общении |
- 0,376 |
0,008 |
0,008 |
И-З (физ.симпт) |
Коммуникативная компетентность |
- 0,369 |
0,010 |
0,010 |
И-З (псих.симпт) |
Самоуправление в общении |
- 0, 322 |
0,026 |
0,029 |
И-З (псих.симпт) |
Коммуникативная компетентность |
- 0,330 |
0, 022 |
0,025 |
В результате корреляционного анализа были обнаружены следующие значимые связи (рис.6):
1. Высоко значимая отрицательная
связь между интернет-
2. Высоко значимая отрицательная
связь между интернет-
3. Средне значимая связь между интернет-зависимостью и самоуправлением в общении. Подростки, независимые от Интернета более мобильны в общении, чем интернет-зависимые.
4. Средне значимая связь между интернет-зависимостью и коммуникативной компетентности. Чем выше уровень коммуникативной компетентности, тем ниже уровень интернет-зависимости, и, наоборот, чем ниже уровень коммуникативной компетентности, тем выше уровень интернет-зависимости.
Рис. 6 Корреляционная плеяда
Таким образом, можно сказать, что явление интернет-зависимости тесно связано с коммуникативной компетентностью. Для уточнения, как именно связаны эти два явления был проведен сравнительный анализ.
Для выявления соотношений уровней коммуникативной компетентности и интернет-зависимости был использован сравнительный анализ по критерию Н - Краскала-Уолеса. (см. приложение) Основанием для этого послужило наличие трех выборок – подростки с низким, средним и высоким уровнем коммуникативной компетентности, а также распределение результатов, отличное от закона нормального распределения.
Сравнительный анализ показал, что действительно существуют статистически значимые различия в степени интернет-зависимости в зависимости от уровня коммуникативной компетентности.
Таблица 1
Показатель |
Группирующая переменная |
Н - Краскала-Уолеса |
Уровень значимости |
Ранг | ||
Низкий ур. |
Средний ур. |
Высокий ур. | ||||
Интернет-зависимость |
Коммуникативная компетентность |
6,958 |
0,031 |
30,08 |
26,24 |
16,27 |
Сравнительный анализ по критерию Н - Краскала-Уолеса
По полученным результатам сравнительного анализа, можно сказать, что подростки с низким уровнем коммуникативной компетентности более зависимы от влияния Интернета, чем подростки со средним и высоким уровнями. Это может быть связано с тем, что такие подростки испытывают затруднения в общении в реальной жизни, они плохо адаптируются к различным ситуациям общения, их поведение не всегда соотносится с поведением других людей. У них, зачастую, очень ограниченный круг общения в реальной жизни, так как они не разговорчивы, замкнуты, налаживание новых контактов вызывают большие затруднения. Такие подростки чувствуют себя одинокими, и Интернет компенсирует им недостаток реального общения виртуальным.
Наименее подвержены влиянию Интернета подростки с высоким уровнем коммуникативной компетентности, это может быть связано с тем, что им достаточно общения в реальной жизни. У них очень много друзей, они «свои» в любом коллективе, энергия и энтузиазм бьет из них ключом, они всегда в курсе событий. Такие подростки охотно знакомятся с новыми людьми, любят быть в центре внимания, с легкостью поддерживают любой разговор. Они умеют подстраиваться к поведению партнера, могут изменять стиль общения в зависимости от ситуации.
Выводы:
1. Свыше 60% подростков в
какой-то мере зависимы от
2. У 75% подростков коммуникативная
компетентность сформирована
3. Существует обратно пропорциональная связь между интернет-зависимостью и коммуникативной компетентностью. То есть, чем выше уровень коммуникативной компетентности, тем ниже уровень интернет-зависимости, и наоборот.
4. Уровень самоуправления в общении в большей степени влияет на интернет-зависимость нежели коммуникабельность и коммуникативный контроль. Подростки со стабильной моделью общения более подвержены интернет-зависимости, чем мобильные в общении подростки.
5. У подростков с высоким уровнем интернет-зависимости круг общения ограничен по сравнению с независимыми от Интернета подростками. Также они хуже адаптируются к различным ситуациям общения.
Заключение
Теоретический анализ литературы по проблеме интернет-зависимости показал, что несмотря на двадцатилетний опыт изучения данной проблематики зарубежными авторами и пятнадцатилетний – отечественными, до сих пор не существует устоявшегося определения термина «Интернет-зависимость». Также нет общего мнения по поводу причин возникновения интернет-зависимости и критериев, по которым можно ее выявить.