Особенности интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление особенностей интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы интернет-зависимости в работах зарубежных и отечественных авторов.
2. Выявить взаимосвязь феномена интернет-зависимости и коммуникативной компетентности.
3. Рассмотреть особенности интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа для сайта.docx

— 128.51 Кб (Скачать файл)

Мы использовали следующие методы исследования: анализ литературы, констатирующий эксперимент, психодиагностический инструментарий, методы математической статистики.

Коммуникативная компетентность, по мнению Н. Н. Обозова, в своей основе может быть определена в двух аспектах: как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте, и как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды. Поэтому нам кажется целесообразным использовать для определения коммуникативной компетентности методики, направленные на диагностику способностей эффективно взаимодействовать с окружающими, сформированности коммуникативного контроля, а также коммуникативно-характерологических особенностей личности.

 

В ходе исследования были проведены следующие методики:

1. Изучение способности к самоуправлению в общении. 
          Целью данной методики является определение мобильности и адаптивности в различных ситуациях общения. Детям предлагалось оценить каждое из 25 высказываний, касающихся различных ситуаций в общении, как верное или нет. Результаты подсчитывались по совпадениям ответов с ключом теста. В результате было выделено три модели самоуправления в общении: 
- стабильная модель общения, некоторая ригидность;

- потребность быть в  общении с самим собой, проявлять  в зависимости от ситуации  направленность на партнера, склонность  к партнерству в общении.

- мобильность в общении, умение подстраиваться к поведению  партнера, готовность к диалогу, способность изменять стиль общения  в зависимости от ситуации.

2. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер).

Цель методики – изучение коммуникативного контроля. Подросткам было предложено оценить каждое из 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения, как верное или неверное. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.

3. Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховский).

Цель данной методики - определение уровня коммуникабельности. Подросткам предлагалось ответить на 16 вопросов, используя три варианта ответа: «да», «нет», «иногда». Полученные результаты оценивались от 0 до 2 баллов за каждый вопрос, в зависимости от выбранного ответа. Полученные баллы суммировались и по классификатору определялось к какой категории людей относится тот или иной подросток. Всего Ряховский выделил семь категорий людей в зависимости от уровня их коммуникабельности.

4. Тест на интернет-зависимости (С.А. Кулаков).

Цель методики – выявление интернет-зависимости (на основе психологических симптомов интернет-зависимости). Детям предлагалось ответить на 20 вопросов по пятибалльной шкале: «никогда, или почти никогда», «редко», «иногда», «часто», «почти всегда или всегда». В зависимости от полученной суммы баллов каждый подросток относился к определенному уровню интернет-зависимости.

 

5. Тест на интернет-зависимость (К. Янг).

Цель: выявление интернет-зависимости (на основе физических симптомов интернет-зависимости). Детям было предложено ответить на 10 вопросов, касающихся физических симптомов интернет-зависимости, используя два варианта ответа: «да» или «нет».

По методике «Изучение способности к самоуправлению в общении» были получены следующие результаты: стабильную модель общения имеют 6% детей, склонность к партнерству в общении показывают 67% детей и мобильность в общении – 27%.

 

Рис.1 Самоуправление в общении

 

Такие результаты могут быть связаны с тем, что для подростков не совсем характерно проявление консервативности, ригидности в общении. Они готовы подстраиваться под собеседника, с легкостью менять свою позицию в зависимости от конкретной ситуации.

На рисунке 2 можно увидеть, что по методике «Диагностика коммуникативного контроля» результаты распределены более равномерно. Возможно, это связано с тем, что различия в проявлении коммуникативного контроля менее зависит от возрастных характеристик испытуемого и более подвержены индивидуальным особенностям личности.

Рис. 2 Коммуникативный контроль

На рисунке 3 представлены данные по методике «Оценка уровня общительности». На нем видно, что почти четверть подростков имеют недостаточно высокий уровень коммуникабельности, остальные же 78% имеют высокие показатели по данному критерию. Это говорит о том, что несмотря на то, что интимно-личностное общение со сверстниками является ведущей потребностью в подростковом возрасте, достаточно большой процент подростков не может реализовать ее в достаточной мере.

Рис. 3 Оценка уровня общительности

 

По результатам первых трех методик можно сделать вывод о том, что 27% подростков имеют низкий уровень коммуникативной компетентности, что может служить причиной развития интернет-зависимости (Рис. 4).

Рис. 4 Уровень коммуникативной компетентности

 

По методике «Тест на интернет-зависимость» С. А. Кулакова были получены следующие результаты: около 60% всех опрошенных подростков в большей или меньшей степени являются интернет-зависимыми. У 50% подростков интернет-зависимость проявляется на уровне тенденции, у 10% - уже ярко выраженная зависимость, и лишь 40% не являются зависимыми от Интернета.

По методике «Тест на интернет-зависимость» К. Янг 27,5% опрошенных подростков оказались независимыми и 72,5% - зависимыми, причем в отличие от предыдущей методики, процент с высоким уровнем интернет-зависимости вырос в полтора раза (Рис. 5).

 

Рис. 5 Уровень интернет-зависимости

Для того, чтобы избежать ошибки в подсчетах интернет-зависимых подростков был выведен общий уровень интернет-зависимости по обеим методикам. Так, получилось, что 37% опрошенных подростков являются независимыми от Интернета, 42% - имеют тенденцию к интернет-зависимости и 21% подростков – интернет-зависимы.

 

2.2. Анализ результатов.

 

Для анализа результатов исследования была использована программа SPSS 17.0

В ходе исследования были проверены две гипотезы:

1. Вероятно, существует  связь между интернет-зависимостью и уровнем коммуникативной компетентности.

2. Возможно, существуют различия в уровне интернет-зависимости у подростков с низким и высоким уровнем коммуникативной компетентности.

Для выявления связей между коммуникативной компетентностью и интернет-зависимостью был использован корреляционный анализ по критерию Спирмана, так как распределение результатов по  выборке отлично от нормального закона.

 

Таблица 2

Корреляционный анализ по критерию Спирмана

Переменная 1

Переменная 2

Коэффициент Спирмана

Ур. значимости

Скорректированный ур. значимости

И-З (физ.симпт)

Самоуправление в общении

- 0,376

0,008

0,008

И-З (физ.симпт)

Коммуникативная компетентность

- 0,369

0,010

0,010

И-З (псих.симпт)

Самоуправление в общении

- 0, 322

0,026

0,029

И-З (псих.симпт)

Коммуникативная компетентность

- 0,330

0, 022

0,025


 

В результате корреляционного анализа были обнаружены следующие значимые связи (рис.6):

1. Высоко значимая отрицательная  связь между интернет-зависимостью (физические симптомы) и самоуправлением в общении. То есть, чем выше уровень самоуправления в общении, тем ниже уровень интернет-зависимости, и, наоборот, чем выше уровень интернет-зависимости, тем ниже уровень самоуправления в общении.

2. Высоко значимая отрицательная  связь между интернет-зависимостью (физические симптомы) и уровнем коммуникативной компетентности. Подростки, имеющие высокий уровень коммуникативной компетентности менее подвержены зависимости, чем подростки с низким уровнем коммуникативной компетентности.

3. Средне значимая связь  между интернет-зависимостью и самоуправлением в общении. Подростки, независимые от Интернета более мобильны в общении, чем интернет-зависимые.

4. Средне значимая связь  между интернет-зависимостью и коммуникативной компетентности. Чем выше уровень коммуникативной компетентности, тем ниже уровень интернет-зависимости, и, наоборот, чем ниже уровень коммуникативной компетентности, тем выше уровень интернет-зависимости.


 

 

 

 

 

 

Рис. 6 Корреляционная плеяда

Таким образом, можно сказать, что явление интернет-зависимости тесно связано с коммуникативной компетентностью. Для уточнения, как именно связаны эти два явления был проведен сравнительный анализ.

Для выявления соотношений уровней коммуникативной компетентности и интернет-зависимости был использован сравнительный анализ по критерию Н - Краскала-Уолеса. (см. приложение) Основанием для этого послужило наличие трех выборок – подростки с низким, средним и высоким уровнем коммуникативной компетентности, а также распределение результатов, отличное от закона нормального распределения.

Сравнительный анализ показал, что действительно существуют статистически значимые различия в степени интернет-зависимости в зависимости от уровня коммуникативной компетентности.

Таблица 1

Показатель

Группирующая переменная

Н - Краскала-Уолеса

Уровень значимости

Ранг

Низкий ур.

Средний ур.

Высокий ур.

Интернет-зависимость

Коммуникативная компетентность

6,958

0,031

30,08

26,24

16,27





Сравнительный анализ по критерию Н - Краскала-Уолеса

 

По полученным результатам сравнительного анализа, можно сказать, что подростки с низким уровнем коммуникативной компетентности более зависимы от влияния Интернета, чем  подростки со средним и высоким уровнями. Это может быть связано с тем, что такие подростки испытывают затруднения в общении в реальной жизни, они плохо адаптируются к различным ситуациям общения, их поведение не всегда соотносится с поведением других людей. У них,  зачастую, очень ограниченный круг общения в реальной жизни, так как они не разговорчивы, замкнуты, налаживание новых контактов вызывают большие затруднения. Такие подростки чувствуют себя одинокими, и Интернет компенсирует им недостаток реального общения виртуальным.

Наименее подвержены влиянию Интернета подростки с высоким уровнем коммуникативной компетентности, это может быть связано с тем, что им достаточно общения в реальной жизни. У них очень много друзей, они «свои» в любом коллективе, энергия и энтузиазм бьет из них ключом, они всегда в курсе событий. Такие подростки охотно знакомятся с новыми людьми, любят быть в центре внимания, с легкостью поддерживают любой разговор. Они умеют подстраиваться к поведению партнера, могут изменять стиль общения в зависимости от ситуации.

Выводы:

1. Свыше 60% подростков в  какой-то мере зависимы от влияния  Интернета, из них 20% имеют ярко выраженную интернет-зависимость.

2. У 75% подростков коммуникативная  компетентность сформирована на  достаточном уровне и лишь  у 25% подростков она сформирована  в недостаточной мере.

3. Существует обратно пропорциональная связь между интернет-зависимостью и коммуникативной компетентностью. То есть, чем выше уровень коммуникативной компетентности, тем ниже уровень интернет-зависимости, и наоборот.

4. Уровень самоуправления в общении в большей степени влияет на интернет-зависимость нежели коммуникабельность и коммуникативный контроль. Подростки со стабильной моделью общения более подвержены интернет-зависимости, чем мобильные в общении подростки.

5. У подростков с высоким уровнем интернет-зависимости круг общения ограничен по сравнению с независимыми от Интернета подростками. Также они хуже адаптируются к различным ситуациям общения.

 

 

 

 

Заключение

 

Теоретический анализ литературы по проблеме интернет-зависимости показал, что несмотря на двадцатилетний опыт изучения данной проблематики зарубежными авторами и пятнадцатилетний – отечественными, до сих пор не существует устоявшегося определения термина «Интернет-зависимость». Также нет общего мнения по поводу причин возникновения интернет-зависимости и критериев, по которым можно ее выявить.

Информация о работе Особенности интернет-зависимости у подростков с разным уровнем коммуникативной компетентности