Особенности коррекционной работы педагога-психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:52, реферат

Краткое описание

Коррекционная работа – это система специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития личности Термин появился в конце XIX – начале ХХ в. и долгое время использовался применительно к работе лишь с умственно отсталыми детьми. В отечественной педагогике это понятие стало более широким: коррекционная работа направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности учащегося. Она осуществляется в совместной деятельности.

Содержание

Введение
3
1.
Предмет и задачи коррекционной психологии
5
2.
Коррекционно-педагогическая деятельность
7
3.
Принципы организации коррекционно-педагогической деятельности.
9
3.1
Специфические принципы коррекционно-педагогической деятельности
11
4.
Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.
14
5.
Особенности коррекционной работы с детьми
18

Заключение
20

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Водяхе.docx

— 42.20 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  педагогический университет»

ИНСТИТУт  психологии

Кафедра психологии  образования

 

 

 

Реферат

«Особенности  коррекционной работы педагога-психолога»

 

 

 

Выполнил:

Студент 11-А группы

Направление –   «Психолого-педагогическое образование»

Борунов Константин Евгеньевич

 

Преподаватель:

Водяха С.А.

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013-14 уч.г.

Содержание:

 

Введение

3

1.

Предмет и задачи коррекционной  психологии

5

2.

Коррекционно-педагогическая деятельность

7

3.

Принципы организации  коррекционно-педагогической деятельности.

9

3.1

Специфические принципы коррекционно-педагогической деятельности

11

4.

Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.

14

5.

Особенности коррекционной  работы с детьми

18

 

Заключение

20

 

Список использованной литературы

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Коррекционная психология как  отрасль психологии тесно взаимодействует  со многими науками, такое взаимодействие теоретически можно разделить на несколько блоков, которые в свою очередь состоят из самостоятельных  наук и отраслей наук.

К первому блоку можно  отнести педагогику, которая делится  на общую педагогику, методику преподавания предметов детям как с нормальным уровнем развития, так и с отклонениями в развитии. Коррекционная психология во взаимодействии со специальной педагогикой повышает уровень развития детей с врожденными или приобретенными дефектами. Также взаимодействие наук позволяет формировать научно целостный взгляд на процесс развития человека с ограниченными способностями. Многостороннее изучение одной проблемы позволяет найти развернутый ответ на вопросы, которые возникают при обучении людей с дефектами, а также устранить однобокий подход, который в большинстве случаев является неверным.

Ко второму блоку относится  медицина: анатомия, физиология, психиатрия, невропатология. Связь коррекционной педагогики и медицинской отрасли настолько тесна, что разделить сферы их влияния практически невозможно, так как психическое развитие человека, его отклонения можно объяснить только с точки зрения медицины и ее отраслей: физиологии, психиатрии и психопатологии, генетики и анатомии человека в разных возрастных категориях, ортопедии, невропатологии и нейроанатомии, педиатрии и отоларингологии, других отраслей медицины. Некоторые термины используются во многих отраслях медицины, в том числе и в коррекционной психологии: «аутизм», «психика», «аномалия», «деменция» и др. Установление диагноза на основе разных отраслей медицины, бесспорно, позволяет достигать более эффективных результатов в лечении и обучении.

Третий блок гуманитарный, который состоит из философии, социологии, психологии всех направлений. Взаимосвязь  коррекционной психологии и гуманитарных наук позволяет аккумулировать знания с той же целью, что и все  остальные отрасли наук: для эффективного и доступного пониманию обучения людей с дефектами развития. Такие  науки, как политология, философия, социология позволяют рассматривать  многие явления коррекционной психологии с точки зрения социального статуса  человека. Некоторые аспекты процесса применения методик коррекционной  психологии могут быть полностью раскрыты только с позиций философии и политологии.

Использование знаний и опыта  многих самостоятельных наук и отраслей наук дает дополнительный шанс специалистам коррекционной психологии подбирать  более эффективные методы обучения для каждой категории людей в  индивидуальном порядке.

Коррекционная работа –  это система специальных приемов  и мероприятий, направленных на преодоление  или ослабление недостатков развития личности Термин появился в конце XIX – начале ХХ в. и долгое время  использовался применительно к  работе лишь с умственно отсталыми  детьми. В отечественной педагогике это понятие стало более широким: коррекционная работа направлена не только на исправление отдельных  нарушений, но и на формирование личности учащегося. Она осуществляется в  совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет и задачи коррекционной психологии

Коррекционная психология является одной из отраслей психологии, предметом  изучения которой являются закономерности психического развития аномальных детей, а объектом – аномальные дети.

Термин «аномалия» (от греч. аnomalos – «неправильный») обозначает нарушение нормы, общей закономерности организации, является всеобъемлющим по отношению к любым ошибками развития – анатомическим, биохимическим, функциональным.

В отечественной специальной  психологии термин «аномальные дети»  обозначает категорию детей с  врожденными или приобретенными нарушениями психического и физического  развития, нуждающихся в обучении в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

В соответствии с принятой в дефектологии классификацией аномалий развития выделяют группы детей с  нарушениями: интеллекта; зрения; речи; слуха; опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с комбинированными дефектами.

Определен следующий круг задач специальной психологии:

1) выявление общих закономерностей  психического развития нормально  развивающихся детей и детей  с аномалиями развития; в результате  исследований Л. В. Занкова,Ж. И. Шиф, Т. А. Власовой, В. И. Лубовского было доказано, что основные закономерности психического развития аномального ребенка и нормально развивающегося являются общими и носят поэтапный характер: периодизация возраста, становление мыслительных функций (от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому), памяти и т. д. Различны сроки формирования и качество достижений);

2) выявление общих закономерностей  психического развития, присущих  всем детям с аномалией развития. Л. С. Выготским была выведена  закономерность формирования вторичных  отклонений на фоне первичного  дефекта психических функций.  Таким образом, совокупность порождаемых дефектов проявляется в изменениях развития личности аномального ребенка в целом);

 

3) раскрытие специфики  закономерностей психического развития  у различных групп детей с  аномалией развития (Л. С. Выготский,  А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн, Л. В. Зан-ков, Ж. И. Шиф и др.);

4) изучение свойств отдельных  психических процессов у детей с различными аномалиями;

5) установление связей  процесса психического развития  с особенностями, спецификой аномалии;

6) разработка мер по  развитию компенсаторных способностей  организма с целью преодоления дефектов развития психики;

7) разработка мер по  предупреждению проявлений вторичных  и третичных дефектов психики у детей с аномалиями;

8) проведение научных  исследований с целью нахождения  оптимальных условий для обучения и воспитания аномальных детей;

9) разработка мер по  оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской помощи  с целью успешной интеграции  в общество детей с аномалией  развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Коррекционно-педагогическая деятельность

Коррекционно-педагогическая деятельность – это сложное психо-физиологическое и социально-педагогическое явление, пронизывающее весь

образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающее как его подсистема, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Наряду с коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической существует и воспитательно-коррекционная, коррекционно-образовательная деятельность, которые в своем интегративном единстве и объединяют общее понятие «коррекционно-педагогическая деятельность».

Исходя из существующего  положения и трактовки коррекционной  работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как составной части  единого образовательного процесса, в который входит обучение, воспитание и развитие ребенка.

Коррекция как особая форма  психолого-педагогического воздействия

теоретически базируется на следующих фундаментальных положениях:

• положения о том, что  позитивно влиять на процесс развития – значит

управлять ведущей деятельностью, в данном случае воздействовать на деятельность по воспитанию подростков и на их ведущую деятельность (теория деятельности А.Н. Леонтьева);

• положения о социальной ситуации развития Л.С. Выготского как  единицы анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупности законов, которыми определяется возникновение и изменение  структуры личности ребенка

на каждом возрастном этапе;

• положения о формах психологических контактов между  людьми, разработанном С.Л. Рубинштейном;

• положении, разработанном в теоретической концепции В.Н. Мясищева,

согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс самого ребенка и его окружения;

• положении, разработанном Д.Б. Элькониным о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных групповых коррекционных занятий.

Коррекционно-педагогическая деятельность – это планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с детьми и подростками, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, и направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств и недостатков поведения несовершеннолетних, но и создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции в социум. При коррекции девиаций в поведении и отклонений в развитии важно учитывать, что взаимодействие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет усвоение воспитанниками опыта, накопленного обществом (как стратегическая задача) и освоение положительных нравственных норм и правил, культуры поведения (тактическая задача).

При формулировке коррекционно-педагогических целей необходимо

иметь в виду, что цели коррекции должны:

• формулироваться в позитивной, а не в негативной форме;

• быть реалистичны и  соотноситься с продолжительностью коррекционной работы;

• быть привлекательны и  оптимистичны, вызывать желание и  стремление у ребенка их достигнуть;

• учитывать индивидуальные и психологические возможности  ребенка, коррелировать с существующими  социально-педагогическими условиями  и микросоциумом подростка.

 

 

 

  1. Принципы организации коррекционно-педагогической деятельности.

Цели и задачи педагогического  процесса должны опираться на основные правила, ведущие идеи, основополагающие требования к деятельности и поведению, вытекающие из закономерностей педагогического процесса, т.е.

на педагогические принципы. В педагогической науке принципы – это основа, первоначало, в них  отражаются требования к организации  педагогической деятельности (в т.ч. и к коррекционно-педагогической), определяются ее направления, конечная цель и результат деятельности. Принципы способствуют интеграции различных средств, форм, методов и приемов в целостную систему, определяют стратегическое направление целостного подхода к решению задач коррекционно-педагогического процесса.

В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы  к классификации принципов коррекционной  деятельности. Основанием для классификации ряд исследователей определяет диагностическую либо профилактическую направленность коррекционного процесса, другие особенности психического развития ребенка и своеобразие межличностных отношений детей с отклонениями в развитии и поведении.

Информация о работе Особенности коррекционной работы педагога-психолога