Особенности коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является оценка уровня развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью (дети с ЗПР) дошкольного возраста с дальнейшим подбором и апробированием методик по коррекции выявленных отклонений.
Объектом исследования стали дети с ЗПР старшего дошкольного возраста, находящиеся на лечении и обучении в ГОУ я/с №1478 компенсирующего вида для детей с ЗПР.
Предметом исследования является состояние речи у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование аспекта работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 6
1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 6
1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Специфика коррекционной работы 9
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное исследование 16
2.1 Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 16
2.2Проведение коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 19
2.3Итоговая диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20
Выводы по главе 2 22
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

«Особенности коррекционной работы по ра.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

Овладение произношением  фонем предполагает сопряженную  деятельность сенсорно-перцептивного  и моторного уровней речи. Нарушение  функционирования речедвигательного  и речеслухового анализаторов, их взаимосвязи в значительной мере определяет тяжесть звукопроизносительных дефектов у дошкольников с ЗПР. Для детей этой категории характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа. Исследование выявило у детей с задержкой психического развития нарушения кинетической и кинестетической организации двигательного акта в сфере артикуляторной моторики. Овладение произношением фонем в значительной мере зависит от состояния речеслуховой и речедвигательной функций. Точное слуховое восприятие звуков стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию.

Отмечено также, что  для дошкольников с задержкой  психического развития характерна несформированность процессов интонационной выразительности речи. У детей данной категории нарушены процессы дифференциации различных видов интонации, их имитация, а также самостоятельное воспроизведение. Наиболее сложной для дифференциации и воспроизведения оказалась восклицательная интонация, легче всего у детей с задержкой психического развития проходил процесс различения и использования в речи повествовательной интонации. У дошкольников с ЗПР отмечается недоразвитие эмоциональной выразительности, что оказывает определенное влияние на способность детей выразить свои эмоции через интонационное оформление собственной речи.

У дошкольников с задержкой  психического развития не сформирован  целый ряд речевых и неречевых  процессов, обусловливающих нарушения  звукопроизносительной стороны речи. Звукопроизносительные расстройства у детей с ЗПР, имеющих речевые диагнозы дислалия и дизартрия, отличаются и по степени выраженности, и по механизмам.8

Органическое поражение  речедвигательных механизмов ЦНС у  дошкольников с ЗПР, имеющих дизартрию, определяет особенности фонетического дефекта, нарушения артикуляторной и тонкой моторики, просодических характеристик речи. Выявленные нарушения речевой моторики у дошкольников с ЗПР, имеющих дизартрию, определяются ограничением подвижности артикуляторных мышц вследствие нарушения их иннервации, нарушением мышечного тонуса, наличием дискоординаци-онных расстройств и непроизвольных движений. У дошкольников с ЗПР, имеющих дизартрию, в первую очередь отмечались расстройства наиболее сложных дифференцированных движений, что обусловило нарушение сложных по артикуляции звуков (Р, Л, Ш, Ж, Ц, Ч). Моторный механизм нарушений звукопроизношения определяет их качественные особенности: упрощение артикуляции звуков (шипящие звуки заменялись на свистящие, аффрикаты — на составляющие их звуки), искажение звуков по типу бокового и межзубного произнесения, смягчение звуков, в ряде случаев — их отсутствие.

Нарушения артикуляторной моторики у дошкольников с дизартрией, приводящие к дефектам звукопроизношения, вторично вызывают нарушения фонематического восприятия у данной категории детей. Нарушения артикуляторной опоры восприятия звуков, неточный слуховой образ звука не дают возможности для слухового контроля и восприятия, что ведет к усугублению нарушений звукопроизношения. Имеющееся у дошкольников с ЗПР недоразвитие аналитико-синтетической деятельности определяет нарушения этих процессов в сфере речеслухового и речедвигательного анализаторов, тем самым значительно осложняя картину звукопроизносительного расстройства.

Необходимо отметить тот факт, что у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза с преимущественным недоразвитием познавательной деятельности нарушения аналитико-синтетических процессов являются более выраженными, чем у дошкольников, имеющих задержку психического развития с преобладанием нарушений эмоционально-волевой сферы.

У дошкольников с дислалией, в отличие от детей с дизартрией, механизмы звукопроизносительного расстройства не определялись органическим нарушением центральной нервной системы. Патологический механизм складывается в результате слабости основных нейродинамических процессов, обусловливающих нарушения в речеслуховом и ре-чедвигательном анализаторах и ведущих к нечеткости слуховых и речедвигательных дифференцировок. Грубых органических нарушений в периферическом отделе артикуляторного аппарата, препятствующих формированию полноценной артикуляции соответствующих звуков, у дошкольников с дислалией не наблюдалось. Нарушения нейродинамики обусловливают моторную и сенсорную недостаточность в структуре речевого дефекта.

Моторная недостаточность  в структуре речевого дефекта  у дошкольников с дислалией определила выявленные в ходе эксперимента нарушения  звукопроизношения: искажения трудных  по артикуляции звуков по типу губно-зубного  и призубного произнесения, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями;

отсутствия и замены звуков на артикуляторно более простые (Ц на Т и С, Ш на С и т. д.), вследствие недостаточности артикуляторной базы; смешения звуков на основе близости их артикуляторных характеристик (С—Ш, 3—Ж, Л—Л' Р—Л и т. д.) , что обусловлено нарушением отбора фонем по их артикуляционным признакам.

Сенсорная недостаточность  у дошкольников с дислалией определяет установленные в ходе эксперимента смешения и замены звуков по их акустическим характеристикам (С—Ц, Ж—Ш, 3—С, Ш—С). В основе нарушения лежит несформированность фонематического слуха. Смешения и замены звуков у дошкольников с ЗПР, имеющих дислалию, определяются недостаточностью как слуховой, так и артикуляторной дифференциации звуков, что обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов у данной категории детей.

Отсутствием органических нарушений центрального характера  у дошкольников с дислалией определяется меньшая выраженность нарушений просодической стороны речи. Незначительные расстройства интонационной выразительности речи в определенной мере связаны с проявлениями церебрально-органической задержки психического развития с преимущественным нарушением эмоционально-волевой сферы, обусловливающими бедность и вялость эмоциональных проявлений у данной категории детей.

Таким образом, у детей  дошкольного возраста с ЗПР многоаспектность механизмов и разнообразие структуры  фонетического дефекта характеризуется неоднозначным взаимодействием нарушений сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи.9 Специфические черты и усугубление картины речевого дефекта у дошкольников с ЗПР определяются также особенностями их аналитико-синтетической деятельности, органической недостаточностью ряда функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи (слухоречевого восприятия и памяти, речевого внимания, языкового анализа и синтеза, тонкой моторики), особенностями эмоционально-волевой сферы. Необходимо отметить также, что, в отличие от дошкольников с церебрально-органической задержкой психического развития и преимущественным нарушением эмоционально-волевой сферы, характеризующейся чертами незрелости функциональной организации мозга, наиболее ярко несформированность ряда речевых и неречевых процессов проявлялась у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза с преобладанием нарушений познавательной деятельности и имеющей в своей основе наиболее выраженные органические повреждения.

Несформированность психофизиологических предпосылок развития фонетической стороны речи на сенсомоторном уровне, взаимообусловленность речевых  и неречевых процессов, особенности  структуры и механизмов фонетических нарушений определяют основные направления коррекционного воздействия: развитие речеслухового восприятия и фонематических функций, тонкой и артикуляторной моторики; коррекция нарушений звукопроизношения; развитие интонационной выразительности речи у дошкольников с ЗПР.

 

Выводы по главе 1

 

Дети с ЗПР отличаются недоразвитием всех функций – задержка речи или различные нарушения являются практически постоянным «спутником» детей. Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешности обучения ребенка. Только обладая хорошо развитой речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, полно и аргументировано излагать свои мысли.

У всех детей с ЗПР  наблюдаются и недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного  и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.

В коррекционной работе с детьми с нарушением интеллекта формирование диалогической речи приобретает  особо важное значение, становиться главной конечной целью всего коррекционного процесса. И только комплексный подход педагогов, родителей, всех специалистов даст наилучший результат. Должны создаваться все условия для развития речи ребенка – и родители должны во всем помогать специалистам.

Речевые расстройства отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, тем более на малыша с ЗПР, на эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, социальной адаптации ребенка.

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование

2.1 Диагностика  уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

 

Наше исследование строится на предположении того, что  у  детей дошкольного возраста с  ЗПР отмечаются отклонения от нормального  состояния речи, которые при специально подобранных методиках коррекционной работы будут нивелироваться.

Данное исследование проводилось в ГОУ я/с №1478 компенсирующего  вида для детей с ЗПР. Были исследованы 10 детей старшей группы данного  учреждения. Исследование проводилось  в течение 1,5 месяцев - с 25 января 2006г. по 13 марта 2006. Участников эксперимента мы разделили на 2 группы – контрольную и экспериментальную. В контрольной группе работа велась без вмешательств со стороны, в то время как для экспериментальной группы проводились занятия немного в усложненной форме с добавлением новых заданий. В контрольную группу вошли: Чудакова Марина, Федотов Андрей, Сенчакова Мария, Макарова Ксения, Коршунова Настя. Экспериментальную группу составили: Казанова Марина, Евдокимов Павел, Мартынов Максим, Кувшинова Анастасия, Максимова Варя.

Для исследования уровня развития речи мы использовали речевую карту, при работе с которой мы смогли выяснить многие аспекты развития детей: состояние интеллекта, конструктивная деятельность, моторное развитие, строение артикуляционного аппарата, артикуляционную моторику, общее звучание речи, понимание обращенной к ним речи, произношение, фонематическое восприятие и звуковой анализ, словарь, грамматический строй, функции словоизменения и словообразования и связная речь. Речевая карта, по которой проводилось обследование в приложении1.

 

 

Оценивался  уровень по каждому из вышеперечисленных  параметров в отдельности по 3-х  бальной шкале:

3 балла –  высокий уровень – выполняются  все требования педагога без  ошибок;

2балла –  допускаются незначительные ошибки  при выполнении заданий;

1балл – задания  или не выполняются совсем  или выполняются с большим  количеством ошибок.

Нами были получены результаты, которые мы отразили в  таблице №1 - для контрольной группы и в таблице №2 – для экспериментальной  группы.

Таблица№1

Результаты первичного обследования уровня развития речи у контрольной группы детей

 

 

 

 

 

 

 

ИМЯ

Первичное логопедическое обследование по речевой карте

Интеллект

Констр. деят-ть

Моторное развитие

Строение артикуляционногоаппарата

Артикуляционная моторика

Общее звучание речи

Понимание речи

Произношение

Фон. воспр-е и звук. анализ

Словарь

Грамм. строй, словоизменение и словообразование

Связная

речь

1.

Марина Ч.

Ниже N

Средний

Низкий

N

Средний

Средний

Высокий

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Средний

2.

Андрей Ф.

Ниже N

Низкий

Низкий

Ниже N

Низкий

Средний

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Низкий

3.

Мария С.

Ниже N

Низкий

Средний

N

Средний

Средний

Низкий

Средний

Средний

Средний

Низкий

Низкий

4.

Ксеня М.

Ниже N

Средний

Низкий

N

Низкий

Средний

Высокий

Средний

Низкий

Низкий

Средний

Низкий

5.

Настя К.

Ниже N

Низкий

Средний

N

Средний

Низкий

Высокий

Низкий

Низкий

Высокий

Низкий

Средний

Информация о работе Особенности коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии