Особенности коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является оценка уровня развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью (дети с ЗПР) дошкольного возраста с дальнейшим подбором и апробированием методик по коррекции выявленных отклонений.
Объектом исследования стали дети с ЗПР старшего дошкольного возраста, находящиеся на лечении и обучении в ГОУ я/с №1478 компенсирующего вида для детей с ЗПР.
Предметом исследования является состояние речи у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование аспекта работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 6
1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 6
1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Специфика коррекционной работы 9
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное исследование 16
2.1 Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 16
2.2Проведение коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 19
2.3Итоговая диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20
Выводы по главе 2 22
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

«Особенности коррекционной работы по ра.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

В автобусе чисто, светло.

Водитель уверен:

Все дети примерны,

Все сядут, посмотрят  в окно.

В автобусе взрослый организует определенную ситуацию, побуждая воспитанников строить различные обращения, например: «Передайте, пожалуйста, деньги водителю», «Прокомпостируйте (пробейте), пожалуйста, талон» и т.п.

Дети тренируются в умении задавать вопросы типа: «Какая следующая остановка?», «Вы выходите на следующей остановке?» и др. В автобус входит «контролер». «Что надо сказать?» — обращается к нему педагог. «Приготовьте, пожалуйста, талоны», — отвечает учащийся.

Пассажиры предъявляют  свои билеты, педагог побуждает их припомнить, что говорят в данной ситуации. Раздается множество голосов: «Проверьте билет», «Посмотрите, пожалуйста», «У меня проездной билет». (Воспитанники стараются обратить на себя внимание контролера, волнуются, если это им не удается.) Когда автобус подъезжает к остановке, многим пассажирам надо выйти.

«Что говорят люди в этом случае?» — обращается педагог к участникам игры.

  • Можно пройти?
  • Пропустите, пожалуйста.
  • Пожалуйста, дайте пройти.

В ходе урока дети овладевают навыками культурного поведения, что достигается путем создания определенной ситуации. Например, педагог советует одному из воспитанников изображать пожилого человека. Когда он входит в автобус, учащиеся предлагают ему свое место, многократно используя такие выражения, как «будьте добры, садитесь», «садитесь, пожалуйста» и т.п.

В процессе разыгрывания подобных ситуаций многие ребята излишне возбуждаются, что мешает проведению следующего занятия. Чтобы их организовать, целесообразно бывает закончить занятие чтением небольшого рассказа, беседой. Здесь также возможно проведение работы по развитию у воспитанников вопросно-ответной формы речи.

4. Чтение рассказа «В автобусе».

Педагог читает воспитанникам несложный текст, связанный с темой урока, интонационно выделяет его смысловые звенья. Затем говорит ребятам: «Теперь рассказ прочитает Оля. Слушайте ее внимательно, задавайте вопросы, а Оля будет отвечать на них».

5.Беседа по прочитанному рассказу.

  • Оля, ты о ком прочитала?
  • О мальчике и маме.
  • Куда они едут?
  • В гости.
  • Кто вошел в автобус?
  • Бабушка с сумками.
  • Оля, а что сделал мальчик?
  • Встал, а бабушка села.
  • Что сказали пассажиры?
  • Молодец!

Организуя беседу по прочитанному, педагог сам принимает в ней активное участие. Он следит за тем, чтобы вопросы задавались в нужной последовательности, вставляет отдельные реплики типа «Об этом спрашивать еще рано. Какой вопрос лучше сначала задать? Вы еще не узнали, о ком Оля прочитала» и т.п.

6. Итог занятия. С помощью конкретных вопросов педагог повторяет весь ход занятия, добиваясь от детей выражения своего отношения к его результатам. Затем оценивает поведение и речевую активность каждого воспитанника.

Тема занятия «Беседа по телефону»

Цель. Усвоение детьми знаний о телефоне (Телефон нужен людям, чтобы передавать важные известия, поздравлять с праздниками, днем рождения, вызывать врача к больному, пожарную машину и пр.). Закрепить в речи воспитанников «лова «телефон», «трубка»; научить пользоваться выражениями «Вас слушают», «Добрый день», «Позовите (попросите) к телефону, пожалуйста» и т.п.

Оборудование. Телефоны на столе педагога и столах воспитанников.

Перед проведением занятия по теме «Беседа по телефону» необходимо организовать предварительную работу. Педагог с группой ребят звонит по телефону, чтобы поздравить знакомого воспитанникам человека (завуча, директора) с днем рождения, юбилеем, наступающим праздником, узнать, как его здоровье и т.п. Это поможет детям на занятии найти ответы на вопросы, зачем людям нужен телефон, как им пользоваться и т.п.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия.

На столе педагога игрушечный телефон со звонком. Такие  же телефоны на столах, за которыми сидят дети. Педагог предлагает воспитанникам рассмотреть телефон, они показывают его части: трубку, круг с цифрами. «Это диск»,— показывает и называет педагог.— Диск крутится». Затем обращается к группе: «Зачем людям телефон?» Дети отвечают: «Чтобы позвонить доктору, в милицию», «Чтобы позвонить в пожарную часть», «Домой позвонить», «Чтобы вызвать такси» и т.п. Педагог выслушивает ребят и сообщает тему занятия.

3. Обучение диалогу по теме «Беседа по телефону». 
Педагог: Сейчас я проверю, умеете ли вы разговаривать по 
телефону. (Раздается звонок. Педагог нажимает кнопку сво 
его телефона и называет имя ученика.) Если воспитанник 
снимает трубку с аппарата и молчит, педагог спрашивает: 
«Что ты молчишь? Ведь это тебе звонят. Ответь!» 
Ребенок: Алло.

Педагог хвалит его, поясняет остальным, что он правильно ответил на звонок, и добавляет: «Можно сказать: "Алло", но лучше ответить: "Вас слушают"». Звонит еще 3—4 воспитанникам, добиваясь нужного ответа. Далее телефонный диалог учителя и детей усложняется следующим образом. Звонок Оле (педагог называет имя). Педагог: Добрый день! Ребенок: Добрый день!

Педагог: Попросите, пожалуйста, к телефону Свету. Ребенок: Тебя зовут (Так как ученица молчит, педагог побуждает ее: «Отвечай: "Вас слушают"».) - Вас слушают.

Эта ситуация отрабатывается еще с 3-4 учащимися. Педагог: Добрый день! Ребенок: Здравствуйте!

Педагог: Попроси, пожалуйста, к телефону Сережу. Ребенок: Сережа, тебя к телефону. Сережа: Здравствуйте, вас слушают. Педагог звонит еще нескольким ребятам.

4. Итог занятия. Педагог оценивает речевую активность детей и 
дает задание на дом: воспитанники должны позвонить своим родственникам и рассказать, что они делали в сегодня в детском саду..

 

Тема занятия «На приеме у врача»

Цель. Познакомить воспитанников с профессиями людей, закрепить в речи учащихся слова и выражения «поликлиника», «врач», «талон», «запись к врачу»; научить задавать вопросы и отвечать на них.

Оборудование. Таблички: «Запись к врачу», «Врач», талоны, рецепты, белый халат.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия.

Педагог проводит с воспитанниками беседу о профессиях и просит назвать профессии, которые они знают. Дети называют их (повар, шофер, учитель>), в том числе и профессию врача. Затем педагог спрашивает, где можно увидеть врачей, где они работают. Ребята отвечают: «В больнице, в поликлинике, в школе».

Педагог: «Правильно. Сегодня на уроке вы будете учиться вести себя так, как будто пришли в поликлинику. Вам нужно будет записаться к врачу, прийти на прием и ответить на его вопросы».

3. Подготовка оборудования и распределение ролей. Развертывание диалога.

Вместе с педагогом дети готовят место для записи к врачу и кабинет врача. Прикрепляют соответствующее таблички. Роль врача берет на себя педагог, а место за столом записи к врачу занимает кто-либо из воспитанников. Педагог обозначает проблему: «Вы плохо себя чувствуете, пришли в поликлинику и хотите попасть к врачу. Что сначала надо сделать?»

Дети молчат. Тогда педагог предлагает им прочесть табличку «Запись к врачу» и сформулировать ответ. «Записаться надо»,— догадываются воспитанники. Ребятам объясняют, что врачи без талона не принимают — на нем указаны фамилия врача, день и время посещения.

Воспитанники выстраиваются  в очередь за талонами и по указанию педагога обращаются в регистратуру: «Дайте, пожалуйста, талон». Получив необходимое, они по приглашению врача входят в его кабинет. Врач задает пациентам вопросы.

(Отвечая на вопросы,  многие ребята обычно припоминают, что они говорили в реальной ситуации, когда с родными или близкими были на приеме в поликлинике, у школьного врача и т.п.). Врач (учитель): Что у тебя болит? Больной (ребенок): Ухо. Врач: Почему оно у тебя заболело? Больной: Простудился.

Врач: Я дам рецепт, ты пойдешь в аптеку и купишь лекарство.

Больной: Спасибо.

(Попутно педагог объясняет,  что не все лекарства в аптеке  можно купить без рецепта.)

Затем ситуация меняется. Ребенок идет к врачу без талона, но врач его не принимает и обращается к воспитанникам: «Что Андрей забыл взять?» Дети: «Талон», «Талон надо» и т.п. Ребенок возвращается к окну «Запись к врачу» и говорит: «Дайте, пожалуйста, талон».

Воспитанник, находящийся  в регистратуре: «Пожалуйста». Продолжение  приема другого больного. Врач: Андрей, что у тебя болит? Больной: Горло.

Врач: Почему оно у тебя заболело? Больной: Я купил мороженое и съел его. Врач (осматривает больного): Да, тебя надо полечить. Пойдешь в аптеку и купишь лекарство.

Больной отходит от стола  и направляется на свое место. Педагог  спрашивает: «Ребята, Андрей сможет купить лекарство? Отвечайте!» Раздаются отдельные голоса: «Не дадут », « Рецепт надо ». Учитель: Андрей, попроси рецепт. Ребенок: Дайте, пожалуйста, рецепт.

Примерные диалоги проводятся с максимально большим количеством детей. Воспитанники активны на уроке, обращаются к товарищам с отдельными репликами: «Талон возьми», «Сиди тихо, доктор не примет» и т.п.

4. Итог занятия. Ребята по вопросам педагога рассказывают, что они делали на занятии. Педагог, оценивает речевую активность детей, говорит: «Многие из вас хорошо рассказывали, но есть дети, которые отвечали, лучше всех. Спросите у меня, я назову их!» Ребята: Кто лучше всех отвечал на занятии? Педагог: Лучше всех отвечали Сережа и Марина.

Далее педагог побуждает  воспитанников, кто был на уроке менее активным. Учитель: Мы узнали, кто был лучшим на занятии, какие ребята хорошо отвечали. Что еще можно еще спросить?

Дети: Скажите, пожалуйста, кто хуже отвечал?

Педагог: На этот раз хуже отвечали Витя и Лена, но в следующий раз у них получится лучше.

С помощью таких методов  итог занятия также можно использовать для развития речевого общения воспитанников. Одно из занятий по данной теме целесообразно проводить в кабинете врача.

 

Путешествие в осень  (Конспект занятия по развитию речи)

Программное содержание занятия:

1. Учить детей вслушиваться в звуки осенней природы и оформлять услышанное и наблюдаемое в речи, используя определения и эпитеты.

2. Обогащать эмоционально-чувственную  и познавательную сферу детей  через установление простейших  сезонных закономерностей явлений живой и неживой природы.

3. Развивать умение  детей использовать непосредственный  опыт для решения речевых логических  задач об осени; способствовать  развитию зрительной и слуховой чувствительности.

4. Воспитывать интерес  и бережное отношение к природе,  пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы.

Используемые материалы:

— картинки (на каждого  ребенка): разноцветные листья, паутинки, облака;

— репродукция с картины И.Левитана «Золотая осень»;

— репродукции с изображением хмурого, ненастного, дождливого осеннего дня;

— бумажный лист с изображением палитры для смешивания красок;

— макет «пруда» из большого листа голубой бумаги с  «плавающими» по нему разноцветными  опавшими листьями разных деревьев;

— засушенные листья осенних  деревьев, а также силуэты березы, осины, рябины;

— аппликации по теме «Природа и фантазия»;

— грамзапись музыкального цикла «Времена года» П.И. Чайковского, «Октябрь».

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо от Лесовичка. Хотите с ним познакомиться?

Письмо Лесовичка:

В лесу мокром, золотом

Ходит осень под зонтом… 

ВНИМАНИЕ! ЭТО ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕННА АВТОРАМИ NEZACHETOV.NET

МАТЕРИАЛ  НЕПОЛНЫЙ

 (Еж)

Друзья! Прошу разбудить  весной! Приходите лучше с медом.

(Медведь)

Воспитатель: Итак, закроем глаза и представим, чем пахнет осень? (Грибами, ягодами, овощами, фруктами, прелыми листьями, сыростью.) 
А теперь вслушаемся в звуки осени. Какие они? А поможет вам услышать их вот это стихотворение.

Прочитать и  обыграть по ролям диалог Шепота и Шороха:

В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к Шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит:

— Ты куда?

— К тебе лечу.

Дай на ушко пошепчу:

Шу-шу-шу да ши-ши-ши… 

(В.Суслов)

Воспитатель: Давайте представим себе, какие легкие лесные шорохи можно услышать осенью? (Ответы детей.) А какие звуки можно услышать в осеннюю погоду?

Игровое упражнение «Слушаем звуки осенней погоды».

Информация о работе Особенности коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии