Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
2. Раскрыть понятие межличностных отношений в психологической науке;
3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
4. Рассмотреть способы, приемы, методы способствующие развитию межличностных отношений младшего школьника;
5. Провести исследование на выявление групповой динамики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы и проблемы межличностных отношений младшего школьника. ……………………………………………… 6
1.1 Понятие и характеристика межличностных отношений. Различные подходы к пониманию межличностных отношений………………………….. 6
1.2 Особенности межличностных отношений младшего школьника. .. 11 1.3 Способы, приемы, методы способствующие развитию межличностных отношений младшего школьника. ……………………………………… 18
Выводы по главе 1…………………………………………………………….. 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию межличностных отношений младших школьников……………………………………………. 33
2.1 Обоснование и описание выбранных методик…………………………… 33
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента… 43
Выводы по гл.2………………………………………………………………. 52
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по психологии..docx

— 167.91 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева

(ФГБОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева)

ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

Курсовая работа

 

Алистратова Наталья Евгеньевна

 

Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте

 

Курсовая работа

 

 

Научный руководитель

                                                                             доцент кафедры

                                                                                   ПиПНО психологии

                                                                         Маковец Л.А.

 

 

 

 

Красноярск 2014

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3

Глава 1.   Теоретические основы и проблемы межличностных отношений  младшего школьника.  ………………………………………………                 6

1.1 Понятие  и характеристика межличностных  отношений. Различные подходы к  пониманию межличностных отношений………………………….. 6

1.2 Особенности  межличностных отношений младшего школьника. ..          11    1.3 Способы, приемы, методы способствующие развитию межличностных отношений младшего школьника. ………………………………………         18

Выводы по главе 1……………………………………………………………..  31

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию межличностных отношений младших школьников…………………………………………….  33

2.1 Обоснование и описание выбранных методик…………………………… 33

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…  43

Выводы по гл.2……………………………………………………………….   52

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных взаимоотношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано более с глубоким психолого – педагогическим изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей со взрослыми и сверстниками.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Проблема межличностных взаимоотношений детей со сверстниками достаточно подробно изучалась (В,В.Абраменкова, И.В.Дубровина, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Я.Л.Коломинский, А.М.Прихожан, Е.О.Смирнова, В.Г.Утробина, Д.И.Фельдштейн и др.) В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных применительно к дошкольному возрасту.

То, что система личных взаимоотношений долгое время, по существу, ускользала из поля зрения исследователей, и только сравнительно недавно стало предметом исследования, обусловлено, прежде всего, тесно связанными между собой причинами. Во-первых, вне научного рассмотрения оказался сам предмет исследования – та социально-психологическая реальность, которую представляют собой личные взаимоотношения между людьми. Во-вторых, не были известны методы изучения этих отношений.

Младший школьный возраст наименее изучен с этой точки зрения и остается открытым периодом в генетической линии развития межличностных отношений.

Цель исследования: определить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования является межличностные отношения младшего школьного возраста.

Предметом нашего исследования являются межличностные отношения в группе сверстников младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что такие критерии как сплоченность коллектива, психологический климат в коллективе, статусная позиция  учащихся, находятся на низком уровне.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
  2. Раскрыть понятие межличностных отношений в психологической науке;
  3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
  4. Рассмотреть способы, приемы, методы способствующие развитию межличностных отношений младшего школьника;
  5. Провести исследование на выявление групповой динамики.

Методы исследования:

  • Изучение и анализ литературы;
  • Метод наблюдения (выявление сплоченности детского коллектива);
  • Диагностическая методика А.Н.Лутошкина  выявление сплоченности детского коллектива;
  • Экспресс – методика (О.С.Михалюк, А.Ю.Шалыто) по изучению психологического климата в коллективе младших школьников;
  • Методика А.Н.Лутошкина выявление психологического климата в детском коллективе;
  • Изучение психологического климата в учебной группе
  • Социометрия  (Дж. Морено).

Базой  исследования стала негосударственная средняя общеобразовательная школа №47 ОАО «РЖД», второй класс, где учатся 15 человек (8 девочек  и 7 мальчиков).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы и проблемы межличностных отношений младшего школьника.

    1. Понятие и характеристика межличностных отношений. Различные подходы к пониманию межличностных отношений.

Впервые в отечественной литературе межличностные (межперсональные) отношения анализировались в 1975 г. в книге «Социальная психология».

Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени исследована. В монографии Н. Н. Обозова (1979) обобщены результаты эмпирических исследований отечественных и зарубежных специалистов. Это наиболее глубокое и обстоятельное исследование и в настоящее время сохраняет свою актуальность. В последующих публикациях проблеме межличностных отношений уделяется мало внимания. За рубежом эта проблема анализируется в справочниках по социальной психологии. [журавлев. С.61.]

Межличностные (интерперсональные) отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность. Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности. [1.c.40]

Межличностные отношения включают три элемента – когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в отношениях.

Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. «Это прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.» [8, с. 5].

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Когда один из сотрудников нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же партнер не симпатичен, то и общение будет сталкиваться с многочисленными трудностями.

Социальная дистанция предполагает такое сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат. Социальная дистанция позволяет сохранить привычный уровень широты и глубины взаимосвязей при установлении межличностных отношений. Ее нарушение приводит первоначально к негативным межличностным отношениям (во властных отношениях их почти половина, а в равностатусных – до трети всех случаев), а затем и к конфликтам.

Психологическая дистанция характеризует степень близости межличностных отношений между партнерами по общению (приятельские, товарищеские, дружеские, доверительные). По нашему представлению, данное понятие подчеркивает определенный этап в динамике развития межличностных отношений.

Межличностная совместимость – это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. Другими словами – это когда два (три, шесть) индивидуумов просто дополняют друг друга. Такая совместимость ведет к удовлетворенности совместными взаимодействиями и их результатами. Вторичный результат – появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости – это не совместимость, а чувства, вызываемые ею – антипатия.

Межличностная привлекательность – это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и так далее.

В научной и популярной литературе часто используется такое понятие, как «эмоциональная привлекательность» – способность личности к пониманию психических состояний партнера по общению и особенно – к сопереживанию с ним.

Важнейшая специфическая черта межличностных отношений — эмоциональная основа. Именно она дает основания к тому, чтобы межличностные отношения рассматривать как фактор психологического климата в социальных общностях. [мошканцев.с.71]

Эмоциональная составляющая межличностных отношений отражает 
тот факт, что сами эти отношения возникают и складываются под влиянием определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Понятно, что перечень таких чувств и эмоциональных проявлений безграничен, и все же их многообразие можно свести к трем большим группам.

1.  Чувства, сближающие, объединяющие людей (конъюнктивные). В этом случае каждая из  сторон рассматривает другую  как желаемый объект,  в отношении  которого есть готовность к  сотрудничеству.                                                                                  

2. Чувства, разъединяющие  людей (дизъюнктивные). Тогда каждая 
из сторон выступает как неприемлемая, нежелательная для другой стороны, и совместные действия, не говоря уже о сотрудничестве между такими  личностями,  становятся   практически  либо невозможны, либо неэффективны.

3.  Нейтральные  чувства. Выражают состояние неопределенности  в рамках межличностных отношений. Ка тонко подметила американский социальный психолог К.Хорни, люди делятся на такие большие группы, как:

—   ориентированные к людям (навстречу им);

—   ориентированные от людей;

— ориентированные против людей

Отношения проявляются в:

—   согласии или несогласии;

—   симпатии или антипатии;

—   понимании или непонимании;

—   сочувствии и сопереживании или отсутствии таковых и т.д.

Отношения имеют свою структуру, состоящую из:

—   содержания;

—   способа выражения.                                                                  

Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования — равенства — подчинения и зависимости — независимости.

Социальная дистанция предполагает такое сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат.

Информация о работе Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте