Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 11:17, курсовая работа
Цель исследования: определить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
2. Раскрыть понятие межличностных отношений в психологической науке;
3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
4. Рассмотреть способы, приемы, методы способствующие развитию межличностных отношений младшего школьника;
5. Провести исследование на выявление групповой динамики.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы и проблемы межличностных отношений младшего школьника. ……………………………………………… 6
1.1 Понятие и характеристика межличностных отношений. Различные подходы к пониманию межличностных отношений………………………….. 6
1.2 Особенности межличностных отношений младшего школьника. .. 11 1.3 Способы, приемы, методы способствующие развитию межличностных отношений младшего школьника. ……………………………………… 18
Выводы по главе 1…………………………………………………………….. 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию межличностных отношений младших школьников……………………………………………. 33
2.1 Обоснование и описание выбранных методик…………………………… 33
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента… 43
Выводы по гл.2………………………………………………………………. 52
Заключение
Описанная методика позволяет диагностировать уровень сформированности класса как коллектива. При многократном исследовании с помощью данной методики можно выявить динамику развития класса по тем характеристикам, которые «заложены» в методике.
Диагностика «Уровень развития коллектива составленная А.Н. Лутошкиным» Методика - №3
Цель: диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива – школьного класса, творческого кружка, школьного детского объединения.
Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. [24, с.86]
Мы решили использовать данную методику, так как она достаточно известная и неоднократно апробированная и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым. Данная проективная методика подходит для изучения мнений детей младшего школьного возраста о своем коллективе. Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива и отношению детей к коллективу – школьного класса.
Ход выполнения:
Мы объяснили школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее мы попросили ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.
Образное описание стадий развития коллектива
1 ступень. «Песчаная россыпь».
2 ступень. «Мягкая глина».
3 ступень. «Мерцающий маяк».
4 ступень. «Алый парус».
5 ступень. «Горящий факел».
Обработка полученных данных
На основании ответов школьников мы смогли определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнали, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.
Методика № 4 «Социометрия».
Цель: предназначена для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
Основными принципами социометрии является доверительность испытуемых к исследователю и конфиденциальность результатов, которые получаются в результате этого метода. Если испытуемые доверяют исследователю и уверены в том, что результаты, полученные с помощью этого метода, не будут использоваться в практике межличностного взаимодействия, то достоверность этого метода значимо увеличивается.
Этапы проведения социометрического метода:
1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? 2. С кем бы ты хотел играть в одной команде? 3. Кого бы ты пригласил на свой день рождения? 4.С кем ты дружишь?
Проективная методика №5 «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова).
Методика позволила выявить:
1. диагностику эмоциональных связей, взаимных симпатий между членами группы;
2. измерение сплоченности и разобщенности (конфликтности) между членами группы;
3. авторитета в группе по признакам симпатии и антипатии (лидер, звезды, изолированные);
4. обнаружение внутригрупповых отношений, сплоченных образований в группе.
Назначение методики «Что мне нравится в школе» состоит в выявлении межличностных отношений в группе детей, то есть выявляется тенденция, как часто под заданным вопросом дети понимают именно общение с друзьями, с другими детьми, как часто дети рисуют совместные игры. Испытуемым предлагается нарисовать то, что им нравится в школе. При этом необходимо упомянуть, что за рисунки не ставятся отметки.
Подведение итогов осуществляется по следующим критериям:
Последние критерии непосредственно касаются нашей проблемы исследования, показывают на значимость межличностных отношений для группы сверстников и для каждого ее члена отдельно.
Таким образом, представленные методы выявляют:
- внутригрупповые связи,
-систему взаимоотношений,
-психологический климат,
-следовательно,
и структуру межличностных
2.2 Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста
Проведение социометрического исследования среди детей II-го класса, в количестве 15 человек, Ингольской средней образовательной школы №47 Шарыповского района, Красноярского края, показало следующие данные, представленные в социометрической матрице.
Таблица 2.1. Социометрическая матрица результатов выборов
Имена учеников |
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Маргарита В. |
1 |
1 |
2 |
3 | ||||||||||||
Паша А. |
2 |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Таня Е. |
3 |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Алена Е. |
4 |
2 |
1 |
3 | ||||||||||||
Ангелина Е. |
5 |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||
Влад Кул. |
6 |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||
Влад Кис. |
7 |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Вероника Н. |
8 |
2 |
1 |
3 | ||||||||||||
Люда Р. |
9 |
1 |
2 |
3 | ||||||||||||
Алена С. |
10 |
2 |
1 |
3 | ||||||||||||
Паша П. |
11 |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||
Виталя П. |
12 |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||
Илья Я. |
13 |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Саша Ю. |
14 |
1 |
||||||||||||||
Вероника Я. |
15 |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||
Число полученных выборов |
6 |
1 |
0 |
5 |
5 |
4 |
6 |
4 |
1 |
0 |
4 |
1 |
1 |
0 |
5 | |
Число взаимных выборов |
3 |
1 |
0 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
По данным социометрической матрицы к первой статусной группе «звезд» (С1) относятся: 1) Маргарита В.; 2) Алена Е.; 3) Ангелина Е.; 4) Влад Кисель; 5) Вероника Я..
К «предпочитаемым»: 1) Влад Кульгун; 2) Вероника Н.; 3) Паша Б.
К «пренебрегаемым»: 1) Паша А.; 2) Люда Р.; 3) Виталя П.; 4) Илья Я..
К «изолированным»: 1) Таня Е.; 2) Алена С.; 3) Саша Ю.
Диаграмма 1. Результаты исследования особенностей межличностных отношений среди детей II-го класса, Ингольской средней образовательной школы №47
Диаграмма 2. Результаты социометрии.
Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников III - го класса:
КБО = (С1 + С2)/n,
где С1 – количество «звезд»,
С2 – количество «предпочитаемых», а n – число учеников в классе.
КБО = 5 + 3 /15*100% = 50%
Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемого класса определяется как высокий.
КОО = (С2+ С3)/n,
где С2– количество предпочитаемых в этих.
КОО = 3+3/15 = 0,4
КЗ = С1/n = 5/15 = 0,3
КИ = С4/n,
где С4 – количество «изолированных» в группе.
КИ = 3/15 = 0,2
КВ = SВВ/SВ.
В нашем исследовании КВ = 20/43*100% = 50%
Коэффициент взаимности выборов учеников III класса характеризуется как высокий.
КО = R0/Rx*100%,
где R0 – число оправдавшихся ожидаемых выборов,
а Rx– число ожидаемых выборов.
В нашем исследовании КО = 20/45*100% = 44,4%, следовательно, коэффициент осознанности невысок.
Результаты взаимоотношений можно представить графически в виде социограммы (см. приложение А).
Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, - I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов – II группа, и получившие 1 – 2 выбора – III группа, и ученики, не получившие ни одного выбора, - IV группа. По данным социометрии в исследуемом III классе в первую группу входит 2 человека, что составляет 13,3% от общего количества учеников в классе; вторая группа составляет 40% от общего количества учащихся; третья группа 26,7%; четвертая группа 20%.
Меньше всего школьников находятся в крайних I и IV группах. Наиболее многочисленны по количеству II и III группы.
В благоприятном положении находится около 53% учеников класса. В неблагоприятном положении оказались 46% учеников.
В качестве дополнительного метода исследования была использована методика «Что мне нравится в школе» (см. Приложение Б). По результатам исследования было выявлено, что 60% испытуемых на заданный вопрос нарисовали саму школу; 20% детей нарисовали спортивный зал; 13% детей - себя и друзей; 7% - себя и школу. Из этого следует, что только 13% детей со школой ассоциируют не только учебу, но и общение. Одним из критериев анализа исследования является игровая комната. В данном случае игровой комнатой является спортивный зал. Этот критерий предполагает какую-то игровую деятельность, в которой имеют место и межличностные отношения. Этот критерий был отмечен 20% детей.
Таким образом, нами были выявлены:
- важные
диагностические показатели
- важность
общения и межличностных
Приложение 1. Критерии и уровни развития межличностных отношений младшего школьника.
Уровни |
Высший |
Средний |
Низший |
Критерии | |||
Психологический климат |
В коллективе преобладает бодрое настроение, жизнерадостность, доброжелательность между членами коллектива. Оптимизм в настроении, отношения строятся на принципе сотрудничества, взаимной помощи. Детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время, в отношениях преобладает одобрение и поддержка. |
Дружеская обстановка, но не всегда члены коллектива приходят к согласию, склонны к сотрудничеству и взаимной поддержки. |
В коллективе преобладает подавляющее настроение пессимистический тон, конфликтность, агрессивность. Члены группы пассивны, не возможно поднять на общее дело. Антипатия ребят друг к другу, присутствует соперничество. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенство во взаимоотношениях. |
Сплоченность |
Членам коллектива нравиться быть вместе, участвовать в совместных мероприятиях, проводить вместе время. Дружеское единение его членов, товарищеская сплоченность, готовность помогать другим, стремление избегать конфликтов. |
Члены коллектива участвуют в совместных делах в зависимости от ситуации. Взаимопонимание иногда проявляется к некоторым членам группы.
|
Члены коллектива проявляют друг к другу безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности. В коллективе преобладают ссоры и обвинения, нет межличностного общения, не возникает чувства «мы». |
Статусная позиция |
Сближение статусной позиции преобладание групп предпочитаемые дети при 1-2 звезд, 1-2 пренебрегаемые. |
Наличие в коллективе 1-2 звезды группы предпочитаемых детей и достаточного количества пренебрегаемых |
Разброс статусной позиции от звезд до изолированных |
Информация о работе Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте