Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
2. Раскрыть понятие межличностных отношений в психологической науке;
3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников;
4. Рассмотреть способы, приемы, методы способствующие развитию межличностных отношений младшего школьника;
5. Провести исследование на выявление групповой динамики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы и проблемы межличностных отношений младшего школьника. ……………………………………………… 6
1.1 Понятие и характеристика межличностных отношений. Различные подходы к пониманию межличностных отношений………………………….. 6
1.2 Особенности межличностных отношений младшего школьника. .. 11 1.3 Способы, приемы, методы способствующие развитию межличностных отношений младшего школьника. ……………………………………… 18
Выводы по главе 1…………………………………………………………….. 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию межличностных отношений младших школьников……………………………………………. 33
2.1 Обоснование и описание выбранных методик…………………………… 33
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента… 43
Выводы по гл.2………………………………………………………………. 52
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по психологии..docx

— 167.91 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.

 

1.3 Способы, приемы, методы  способствующие развитию межличностных  от ношений.

Специальных методов изучения личности и межличностных отношений младших школьников, как и дошкольников, не так уж много, во всяком случае гораздо меньше, чем аналогичных психодиагностических методов для взрослых, подростков и юношей. Однако потребность в точной личностной и коммуникативной диагностике детей этого возраста не меньше, чем в диагностике более старших детей, а если речь идет о сфере образования — то даже больше, так как становление личности и межличностных отношений — это одна из задач образования [15. C. 223]

 

ПРИЕМЫ, МЕТОДЫ:

  1. Прием «Мой круг общения».
  2. Прием «Кто виноват».
  3. Методика формирования межличностных отношений младших школьников через сюжетно-ролевую игру, театральные представления.
  4. Интеллектуальные игры.
  5. Проведение совместных праздников, мероприятий.
  6. Проведение исследовательской деятельности.
  7. Проектная деятельность.
  8. Организация внеклассных кружков (книголюбы, санитары, почемучки, и т.д.)

Остановимся на описании этих методов и приемов подробнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1.

В ходе исследования теоретических аспектов межличностных отношений детей младшего школьного возраста мы пришли к следующим выводам:

•межличностные    отношения    детей    младшего школьного возраста носят эмоционально-мотивирующий характер;

•совместная деятельность детей влияет на развитие положительных межличностных отношений;

•благоприятное действие на развитие межличностных отношений оказывает игровая деятельность, совместные мероприятия, подготовка к праздникам, где дети учатся согласовывать свои действия с действиями своих сверстников в классе;

•положительные межличностные отношения в младшем школьном возрасте создают благоприятные условия для развития личности, самосознания, творчества, формируют умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания, уточняют представления ребенка о самом себе.

В настоящее время мы наблюдаем плачевную картину, что все наше человечество погрязло в цифровых технологиях модернизирующиеся с невероятной скоростью. Все это приводит к сидячему образу жизни взрослых и детей. Дети приобщаются к компьютерам на примере своих родителей. Связи с эти мы наблюдаем ряд проблем, которые возникают у детей.

В последнее время педагоги и родители все чаще с  тревогой отмечают, что многие школьники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-то. Они не умеют поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им  свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

В первую очередь вся ответственность за умение общаться, дружить, выражать свою симпатию и многое другое лежит на родителях. Родители для своего ребенка являются авторитетом во всех сферах жизнедеятельности, будь это младший дошкольник или младший школьник. Они учатся у нас, взрослых. И наша задача как и задача для педагога помочь ребенку в развитии навыков общения и эффективного взаимодействия, научить без конфликта, без физического насилия решать возникающие проблемы, недопонимания. Учить детей правильно выражать свои эмоции, чувства, настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию межличностных отношений младших школьников.

2.1 Обоснование и описание выбранных методик.

Целью исследования является выявление групповой динамики в начальных классах.

Групповая динамика — это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

Групповая динамика — это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния для удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей. [14, с 160]

Основой для выявления групповой динамики послужили выделенные нами критерии: сплоченность, психологический климат и статусная позиция. (Приложение 1).

Объект исследования: коллективы двух классов.

Методы исследования: анализ литературы, социометрия, изучение психологического климата,  диагностика сплоченности коллектива.

Экспериментальная работа  проводилась в СОШ №47 поселок Инголь во 2  (экспериментальном) и в 3  (контрольном) классах была проведена первичная диагностика с целью определения начального уровня сформированности коллектива младших школьников. В эксперименте участвовали  15 детей из второго класса, и 13 из третьего класса.

Методики исследования:

Метод «Наблюдения». Методы социальной психологии (Под редакцией проф. Е.С.Кузьмина, и канд. псих. Наук В.Е.Семенова) - Методика №1

Научно целенаправленное организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта  называют наблюдением.

Общая процедура наблюдения. Наблюдение обычно    складывается из следующих процессов:

а) определение задачи и цели  (для чего, с какой целью?);

б) выбор объекта, предмета  и ситуации   (что наблюдать?);

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); 

г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести  записи?); 

д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Методика «Изучения психологического климата в классе. Методика №2

Тест предназначен для выявления индивидуальной и групповой  структуры, а также уровня психологического климата класса на основе оценки по 7-ми балльной шкале (от -3 до +3) 10 свойств,  характеризующих различные стороны взаимоотношений в классе.

Психологический климат класса – это атмосфера, в которой живет коллектив, устойчивый настрой, т.е. качественная сторона межличностных отношений, способствующих или препятствующих совместной продуктивной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшими признаками благоприятного психологического климата являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная, деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на учащихся и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности в трудной ситуации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.

Характер психологического климата зависит от уровня группового развития, от стиля руководства. Существует положительная связь между состоянием климата коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов.

Инструкция: Вам представлен перечень из 10 свойств, характеризующих психологическую атмосферу вашего класса. Оцените  по  биполярной  шкале (-3 -2 -1 0 +1 +2 +3) насколько коллективу вашего класса свойственны  указанные  свойства и взаимоотношения, какое из двух  свойств больше  соответствует  Вашему  представлению  о вашем классе. В каждой строке нужно проставить значок (галочку или крестик) напротив той цифры, которая соответствует, по Вашему мнению,  положению в вашем классе  по данному свойству.

Шкала оценок:  3 – свойство проявляется в классе всегда;

                              2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

                              1 – свойство проявляется редко;

                              0 – проявляется в одинаковой  степени и то, и другое свойство.

Бланк для ответов

Положительный полюс

взаимоотношений

Шкала оценок

Отрицательный полюс

взаимоотношений

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

1. У всех  всегда хорошее, веселое настроение.    

             

У всех всегда плохое настроение.    

2. Все  доброжелательно относятся друг  к другу.  Никто никого не  обижает.

             

Многие ссорятся, часто дразнят и обижают друг друга. 

3. Всем  нравится собираться вместе и  что-то делать вместе со всеми.  

             

Никому не  нравится собираться и что-то делать вместе. 

4. Все  всегда друг другу  помогают.

             

Никто никому не помогает.  

5. Успехам  других  радуются все вместе.

             

К успехам других относятся равнодушно или с завистью и злорадством.

6. В совместных  делах проявляются   организованность, взаимопомощь.    

             

Когда что-то не получается, возникают взаимные  обвинения.

7. К  новичкам  относятся доброжелательно, стараются помочь им освоиться.

             

К новичкам относятся враждебно, с ними не общаются.

8. Все  полны энергии, многие чем-то интересуются  и увлекаются.

             

Все  инертны, вялы, ко всему равнодушны, ничем не интересуются.

9. Ко  всем в классе (группе) относятся  одинаково, не разделяя на хороших  и плохих, своих и чужих.    

             

К некоторым в классе (группе) относятся лучше, чем к другим, к не которым - хуже.

10. Класс (группа) быстро откликается на  нужное и полезное дело.

             

Класс (группу) трудно  организовать на  какое - то дело. Все  начинают увиливать от работы.


Уровень психологического климата определяется:

а) по оценкам учащихся (детей);

б) по оценкам кл. руководителя (воспитателя).

АНАЛИЗИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

  1. Индивидуальные и групповые оценки психологического климата.
  2. Структура  психологического  климата.
  3. Степень расхождения в оценках психологического климата учащимися и кл. руководителем (воспитателем).

Обработка и интерпретация данных

Первый этап. Для нахождения структуры психологического климата необходимо найти групповые оценки по каждому свойству. Для того чтобы найти групповые оценки психологического климата по каждому свойству, делается следующий подсчет. Суммируются индивидуальные оценки психологического климата по какому-либо свойству, и затем полученная сумма делится на  количество отвечающих.

Второй этап. Высчитывается средняя оценка психологического климата. Для этого находится сумма групповых оценок и делится на количество свойств психологического климата, т.е. на 10. Если результат составляет более 2-х баллов – значит социально-психологический климат характеризуется высокой степенью благоприятности. Данные от 1 до 2 баллов соответствуют средней степени благоприятности социально-психологического климата;  от 0 до 1 – низкая (незначительная) степень благоприятности; от 0 до (-1) – незначительная степень неблагоприятности социально-психологического климата; от (-1) до (-2) - средняя степень неблагоприятности; от (-2) до (-3) – сильная неблагоприятность.

Третий этап. Структура психологического климата, полученная по данным учащихся, изображается на графике, где по горизонтали откладываются сами показатели психологического климата, а по вертикали – групповые оценки, полученные, соответственно, по каждому показателю. На этом же графике отображается средняя оценка психологического климата в виде прямой параллельной горизонтальной оси. Затем на этот график наносятся индивидуальные оценки психологического климата, полученные при тестировании классного руководителя или воспитателя.

При анализе структуры психологического климата отмечаются показатели, имеющие групповую оценку выше средней и, соответственно,  показатели, имеющие групповую оценку ниже средней. Затем оценивается степень расхождения в оценках психологического климата учащимися и классным руководителем (воспитателем) и степень благоприятности психологического климата в группе в целом.

Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).

Информация о работе Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте