Особенности мышления дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В данном возрасте происходят многие новообразования и закладываются основы будущей личности. Причиной таких изменений является дифференциация в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни, что непосредственно сказывается на развитии особенностей мышления.

Содержание

1) Введение……………………………………………………………………3
2) Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития мышления у детей дошкольного возраста………………………………4
3) Глава 2. Диагностическое исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста……………………………………………………19
4) Заключение………………………………………………………………..32
5) Выводы…………………………………………………………………….34
6) Список литературы……………………………………………………….35
7) Приложения……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Различие  между наглядно-образным и логическим мышлением состоит в том, что  эти виды мышления дают возможность  выделять существенные свойства для  разных ситуаций и тем самым находить правильное решение для разных задач. Образное мышление оказывается достаточно эффективным при решении таких задач, где существенными являются свойства, которые можно себе представить, как бы увидеть внутренним взором.

          Образное мышление – основной  вид мышления ребёнка-дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребёнка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата – перемещение  предмета, его использование или изменение.

           В среднем дошкольном возрасте  при решении более простых,  а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребёнка знакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый её вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получить необходимый результат в уме.

   Возможность обобщать полученный опыт, переходить к решению задач с косвенным результатом в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребёнок, сами приобретают обобщённый характер, отображают не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи.

        Таким образом, при соответствующих  условиях обучения образное мышление  становится основой для усвоения  дошкольниками обобщённых знаний. Обеспечивая усвоение обобщённых знаний, образное мышление само совершенствуется в результате использования этих знаний при решении разнообразных познавательных и практических задач. Приобретённые представления о существенных закономерностях дают ребёнку возможность самостоятельно разбираться в частных случаях проявления этих закономерностей. Важное значение имеет то, что представления ребёнка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.

             Модельно-образные формы мышления  достигают высокого уровня обобщённости  и могут приводить детей к  пониманию существенных связей  и зависимостей вещей.      Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замещающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребёнка начинает формироваться знаковая функция сознания.  И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связано с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребёнка, ставят перед ним практически и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребёнка,   способствуют осознанию ребёнком хода и результата этого действия, помогают поискам путей для решения задач.

             Для того чтобы слово стало  употребляться как самостоятельное  средство мышления, позволяющее  решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить  выработанные человечеством понятия, т. е. знания об общих и существенных  признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах.

            «При образовании понятий не  только исходная форма внешнего ориентировочного действия, но и процесс интериоризации носит иной характер, чем при овладении наглядно-образным мышлением. Обязательным становится этап, на котором ребёнок заменяет реальное действие развёрнутым словесным рассуждением, воспроизводя в словесной форме все основные моменты этого действия. В конечном счете, рассуждение начинает проводиться не вслух, а про себя, оно сокращается и превращается в действие отвлечённого логического мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи. В дошкольном возрасте, однако, полной отработки усваиваемых ребёнком действий с понятиями ещё не происходит. Ребёнок большей частью может применять их, только рассуждая вслух».

            Таким образом, освоение ребенком  понятий оказывает влияние на  все его личностное развитие. Развитие личности – есть процесс  формирования личности как социального  качества индивида в результате  его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в ходе освоения понятий ребенок вступает во взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Взрослые организуют его деятельность по овладению новыми формами и особенностями поведения.

                                    Выводы по первой главе:

           Анализ изученной психолого-педагогической  литературы позволяет сделать  следующие выводы.

          Под мышлением понимается процесс  познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

         Самый чувствительный период  для развития интеллектуальных  способностей детей – это дошкольный  возраст. В раннем детстве мышление  развивается в процессе овладения  детьми  действиями и решения практических задач.        

          На протяжении дошкольного детства   развитие мышления идет в двух  направлениях: развиваются формы  мышления и мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сравнение,  противопоставление, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация.

         Для дошкольного возраста характерно  преобладание образных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). В это время начинает развиваться  и понятийное мышление.  Огромное  значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности имеет формирование знаковой (или символической) функции сознания. Обязательным условием для развития мышления является получение новых знаний.

           Большое значение в умственном  воспитании ребёнка приобретает организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата.

           Дальнейшее развитие мышления  происходит в школьном возрасте. Для того чтобы ребёнок хорошо  учился в школе, необходимо, чтобы  за время дошкольного детства  его мышление достигло определённого  уровня развития. 
 

Глава 2. Диагностическое исследование особенностей  мышления детей дошкольного возраста.

        2.1. Методики: «Кубики КООСА», «Исключение  лишнего предмета», «Последовательные  картинки», "Тест Равена".

  Практическая  часть курсовой работы состояла  в рассмотрении и анализе различных исследовательских методик по изучению особенностей развития мышления у детей дошкольного возраста.

          На протяжении дошкольного детства  генезис мышления идет в двух  направлениях: развиваются формы  мышления и мыслительные операции. При преобладании образных форм мышления начинает развиваться и понятийное мышление. Уровень развития определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций внутри каждой из них. Исходя из этого, были  выбраны следующие методики:

    1. Методика «Исключение лишнего предмета».
    2. Методика  «Кубики КООСА».
    3. Методика «Последовательные картинки»
    4. Методика "Тест Равена"

Рассмотрим  их подробнее.

               Методика «Исключение  лишнего предмета».

                                      (Приложение 1)

          Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из  серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

         Методика имеет два варианта: первый - исследование на предметном, второй - на вербальном материале.

         Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

                

                                    Предметный вариант

           Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой. Одна за другой эти карточки предъявляются испытуемому. Из нарисованных на каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

          Инструкция и ход  выполнения: "Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу".

          Исследователь вместе с испытуемым  решают и разбирают первое  задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

            В протоколе записывают номер  карточки, название предмета, который  испытуемый исключил, слово или  выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы.  Вариант годен для исследования детей и взрослых.

1 ВАРИАНТ. 
1)    книга, портфель, чемодан, кошелек;  
2)    печка, керосинка, свеча, электроплитка;  
3)    часы, очки, весы, термометр;  
4)    лодка, тачка, мотоцикл, велосипед; 
5)   самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;  
6)    бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;  
7)    дерево, этажерка, метла, вилка;  
8)    дедушка, учитель, папа, мама;  
9)    иней, пыль, дождь, роса;  
10)    вода, ветер, уголь, трава;  
11)    яблоко, книга, шуба, роза;  
12)    молоко, сливки, сыр, хлеб;  
13)    береза, сосна, ягода, дуб;  
14)    минута, секунда, час, вечер;  
15)    Василий, Федор, Семен, Иванов.
 

                                   Словесный вариант

           Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов.

           Инструкция и ход  выполнения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: "Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)".

2 ВАРИАНТ. 
1.  Стол, стул, кровать, пол, шкаф.  
2.  Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.  
3.  Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.  
4.  Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.  
5.  Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.  
6.  Береза, сосна, дерево, дуб, ель.  
7.  Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.  
8.  Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.  
9.  Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.  
10.  Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.  
11.  Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.  
12.  Дом, мечта, машина, корова, дерево.  
13.  Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.  
14.  Неудача, волнение, поражение, провал, крах.  
15.  Ненавидеть,   презирать,   негодовать,   возмущаться, понимать. 
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.  
17.  Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.  
18.  Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.  
19.  Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение  
20.  Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Интерпретация.

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.

Число баллов  

 

Характеристика  решения задач  

 

1  

 

2  

 

5  

 

5  

 

Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) "лишнего" предмета (слова).  

 

4  

 

4  

 

Сначала родовое  понятие называет неправильно, потом  сам исправляет ошибку: 1)для обозначения предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) для обозначения "лишнего" предмета (слова).  

 

2,5  

 

2,5  

 

Самостоятельно  дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: 1) объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) "лишнего" предмета (слова).  

 

1  

 

1  

 

То же, но с  помощью исследователя для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) "лишнего" предмета (слова).  

 

0  

 

0  

 

Не может  определить родовое понятие и  не умеет использовать помощь для обозначения: 1) предметов (слов), объединенных в одну группу; 2) "лишнего" предмета (слова).  

 

Информация о работе Особенности мышления дошкольников