После этого взять таблицу
и открыть для показа всем 1-ю
страницу: "На рисунке одной фигуры
недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных
фигур, одна из которых является искомой.
Надо определить закономерность, связывающую
между собой фигуры на рисунке, и указать
номер искомой фигуры в листке, который
вам выдан" (можно показать на примере
одного образца).
Во время выполнения задач
теста необходимо контролировать,
чтобы респонденты не списывали
друг у друга. По истечении
20 мин подать команду: «Закрыть
всем таблицы!»
Интерпретация результатов
(ключи) :
Правильное решение каждого задания
оценивается в один балл, затем
подсчитывается общее число баллов
по всем таблицам и по отдельным
сериям. Полученный общий показатель
рассматривается как индекс интеллектуальной
силы, умственной производительности
респондента. Показатели выполнения заданий
по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическими,
учитывают разницу между результатами,
полученными в каждой серии, и контрольными,
полученными статистической обработкой
при исследовании больших групп здоровых
обследуемых и, таким образом, расцениваемыми
как ожидаемый результат. Такая разница
позволяет судить о надежности полученных
результатов (это не относится к психической
патологии).
Полученный суммарный показатель
по специальной таблице переводится
в проценты. При этом по специальной шкале
различают 5 степеней интеллектуального
уровня:
1 степень
- более 95% - высокий интеллект;
2 степень
- 75-94% - интеллект выше среднего;
3 степень
25-74% - интеллект средний;
4 степень
- 5-24% - интеллект ниже среднего;
5 степень
- ниже 5% - дефект.
Выводы по 2 главе.
Анализ исследовательских методик
по изучению особенностей развития
мышления у детей дошкольного
возраста позволяет сделать следующие
выводы.
На протяжении дошкольного периода
развитие мышления идет в двух
направлениях: развиваются формы
мышления и мыслительные операции.
Уровень развития определенной
формы мышления зависит от
сформированности мыслительных
операций внутри каждой из них. Помочь
определить этот уровень могут специальные
методики по изучению особенностей развития
мышления у дошкольников.
Методика «Исключение лишнего
предмета» позволяет оценить
способности ребенка к обобщению
и выделению существенных признаков.
На основе результатов методики можно
судить о преобладании конкретного типа
мышления у ребенка, неумению строить
обобщения, а также о возможной интеллектуальной
недостаточности.
Среди развивающих игрушек особо хочется выделить
кубики Кооса. Эта методика направлена,
прежде всего, на выявление интеллектуальных
способностей малыша, анализ его ориентации
в пространстве, его психомоторных навыков,
особенностей внимания и характера.
Методика «Последовательные картинки»
позволяют изучить логическое
мышление детей, способность делать
обобщения, устанавливать причинно-следственные
связи, составлять рассказы. На
основе данной методики можно
сделать выводы об общем развитии речи
ребенка.
Методика «Тест Равена» используется
для определения интеллекта методом
оценки взаимосвязи между различными
фигурами, которые требуется в
уме объединить в одно целое,
и найти между ними не только
связь, но и отсутствующее звено,
чтобы завершить композицию. Позволяет
изучить логическое мышление ребенка
и выделить уровень его интеллектуального
развития.
На основе данных диагностических
методик можно судить об умственном
развитии и преобладании определенных
видов мышления у ребенка дошкольника,
выявить «сбои» в его психологическом
развитии, определить методы работы с
проблемами и направить все действия родителей
и специалистов на гармоничное
формирование здоровья.
Заключение
В ряду актуальных проблем,
требующих изучения и решения,
выдвигается проблема развития
мышления детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы обусловлена потребностью
современного общества в активной, мыслящей,
всесторонне развитой личности, а также
недостаточной теоретической разработанностью
проблемы и необходимостью обоснования
эффективных методов развития мышления
дошкольников.
Исследование проводилось в 2
этапа: на первом этапе осуществлялось
формулирование целей и задач
исследования, его актуальности, изучение
психолого-педагогической литературы;
на втором этапе происходил
подбор методик для изучения
особенностей развития мышления у детей
дошкольного возраста и их анализ.
В результате проведенного исследования
было выявлено следующее:
-
Мышление в современной психологии понимается
как высшая форма отражения действительности,
высшая по отношению к сенсорному и эмоциональному
отражению объектов неживой природы. Бесспорным
в настоящее время является то, что мышление
– это один из высших познавательных психических
процессов, оказывающий существенное
влияние на всю деятельность человека.
-
Выделяют 3 вида мышления: наглядно-действенное,
наглядно-образное и словесно-логическое
мышление.
В структуре
мышления выделяют основные мыслительные
операции: анализ, синтез, сравнение, абстракцию,
конкретизацию и обобщение.
Необходимо стимулировать и направлять
ход рассуждений. Высокий уровень мыслительных
операций (анализа, синтеза, сравнения
и др.) дает возможность понять сущность
предметов и явлений.
-
Огромное значение для последующего овладения
более сложными формами мышления и новыми
видами деятельности имеет формирование
знаковой (или символической) функции
сознания. Обязательным условием для развития
мышления является получение новых знаний.
-
Использование игры, игровых приемов делает
обучение в этом возрасте "сообразным
природе ребенка"'. Поэтому рекомендуется
проводить занятия с детьми дошкольного
возраста в форме дидактических игр.
Выводы:
1) Дошкольный
возраст является наиболее чувствительным
для развития интеллектуальных способностей.
2) Мышление
в своем развитии проходит
три этапа, которые становятся
видами мышления. Это наглядно-действенное,
наглядно-образное и словесно-логическое
мышления.
3) На
протяжении дошкольного периода
развитие мышления идет в двух направлениях:
развиваются формы мышления и мыслительные
операции. Определить уровень определенной
формы мышления и развить его могут помочь
специальные методики по изучению особенностей
развития мышления у дошкольников. На
их основе можно судить об умственном
развитии ребенка, возможных сбоях
в его психологическом развитии и их предупреждении.
Список
литературы:
- Альманах
психологических тестов. – М.: «КСП», 1996.
– 400с.
- Блонский
П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001.
– 288
- Возрастная
и педагогическая психология. / Под ред.
Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984.
– 256 с.
- Волков Б.С.,
Волкова Н.В. Детская психология: Психическое
развитие ребёнка до поступления в школу.
– М., 2002.
- Выготский
Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999.
– 352 с.
- Выготский
Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, серия
«Мир психологии», 2002, 1008 с.
- Гальперин
П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы
взаимоотношения языка и мышления.//Вопросы
философии. – 1977. - №4.
- Данилова,
Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической
психологии – М .: Академия ,
2000 . – 160 с.
- Дьюи Дж.
психология и педагогика мышления. - М.,
2003.- 208 с.
- Маклаков
А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2006.
– 224 с.
- Мухина В.С.
Детская психология./Под ред. Венгера Л.А.
М.: Просвещение, 1985, 271 с.
- Немов Р.С.
Психология. Общие основы психологии.
Т. 1, 2. М.: Владос, 1995, 576 с.
- Овчинникова
Т . Н . Личность и
мышление ребенка : диагностика
и коррекция / Овчинникова
Т . Н . - 4-е изд. - М. : Академический
Проект, 2004 . - 192 с.
- Пиаже Ж.
Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-Пресс,
1999. – 528 с.
- Тихомирова
Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления
детей. –Ярославль: Ремдер, 1995. - 232 с.
- Урунтаева
Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский
центр «Академия», 1998.
- Урунтаева
Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по
детской психологии. – М.: Просвещение:
Владос, 1995. – 291с.
- Шорохов
Е.В. Основные направления исследования
психологии мышления в капиталистических
странах. – М.: Просвещение, 1999. – 160с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Методика «Исключение
лишнего предмета».
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Методика
«Последовательные картинки»
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
Методика: «Тест Равена»
Пример задания серии А.
Пример задания серии В.
Пример задания серии С.
Пример задания серии D.
Пример задания серии Е.