Особенности мышления дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В данном возрасте происходят многие новообразования и закладываются основы будущей личности. Причиной таких изменений является дифференциация в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни, что непосредственно сказывается на развитии особенностей мышления.

Содержание

1) Введение……………………………………………………………………3
2) Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития мышления у детей дошкольного возраста………………………………4
3) Глава 2. Диагностическое исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста……………………………………………………19
4) Заключение………………………………………………………………..32
5) Выводы…………………………………………………………………….34
6) Список литературы……………………………………………………….35
7) Приложения……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)
 

           Если испытуемый справляется  с первыми тремя - четырьмя  заданиями и ошибается по мере  их усложнения, или он верно  решает задание, но не может  объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной 
недостаточности.  
         Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.
 

                             Методика «Кубики  Кооса» 

        Тест «Кубики Кооса» был предложен американским психологом К. Коосом в 1927 году и с тех пор завоевал особое место в мировой психодиагностической практике – яркие, запоминающиеся, не имеющие аналогов кубики сегодня по праву могут считаться символом психологической диагностики интеллекта.

         Цель: изучение наглядно-образных форм мышления, нарушения пространственной ориентации, способности осуществлять конструктивный праксис, способности к анализу и синтезу.

         Материал: 16 кубиков  Кооса  имеет одинаковую раскраску: синюю, красную, желтую, белую, бело-красную и желто-синюю стороны. В комплекте имеются 18 чертежей постепенно возрастающей степени сложности. Чертежи могут быть составлены из четырех, девяти или всех шестнадцати кубиков.

          Проведение задания: Методика может быть использована для исследования детей самых разных возрастов (от 4 лет и старше) в зависимости от цели исследования. Она может быть модифицирована в «обучающий эксперимент». Может быть использована и как материал при исследовании уровня притязаний.

           Ребенку дают кубики и какой-либо  из чертежей. Затем просят составить  из кубиков изображенную на  чертеже фигуру. Целесообразно начинать  с предъявления более легких  чертежей. Можно проводить диагностическое  «обучение» по специальной схеме, пользуясь определенными чертежами и системой дозированных подсказок к ним. Можно широко пользоваться повторением заданий, отдельных чертежей: при «обучении» предъявляется аналогичный чертеж для самостоятельного выполнения. Хорошим приемом служит повторное выполнение того же чертежа без образца, только по зрительному представлению.

            Данная методика позволяет выявить  возможности ребенка в отношении  выполнения таких мыслительных  операций, как анализ и синтез  на материале конструктивной, внеречевой деятельности. Это является особенно важным критерием в тех случаях, когда ребенок не владеет речью, не понимает или не слышит обращенной к нему речи или по каким-либо другим причинам отказывается от вербального контакта со взрослыми. Методика также позволяет выявить особые пространственные нарушения, возникающие при некоторых формах поражения головного мозга (локализованные травмы черепа, опухоли, частичное повреждение сосудов головного мозга). Как правило, предъявление этого задания почти у всех детей вызывает особое отношение, заинтересованность, что дает возможность выявлять их реакции на успех и неуспех и позволяет использовать методику в качестве материала при исследовании уровня притязаний.

                                             Виды помощи:

            Оказание помощи строится не  по строго зафиксированным этапам, а гибко. Вначале в качестве  условий преодоления затруднений  используются стимулирующие и  эмоционально-регулирующие виды  помощи, затем оказывается направляющая  и организующая помощь. Затем следует оказывать содержательную обучающую помощь с грубым и подробным членением образца.

                                       Оценка результатов:

А) самостоятельно выполненные узоры оцениваются  в один балл;

Б) при  оказании направляющей и организующей помощи и дальнейшем самостоятельном выполнении задания – 0,5 балла;

В) при  оказании обучающей помощи, грубом и подробном членении образца  – 0,25 балла. 

Выводы  о степени овладения наглядно-образным мышлением:

6,5 –  7 баллов – высокая степень;

5 –  6,25 баллов – средняя степень;

менее 5 баллов – низкая степень 

                Методика «Последовательные  картинки»

                                   (Приложение 2)

            Оборудование: Рисунок (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) из четырех последовательных изображений. Картинки вырезаются по линиям. Надо отметить, что эта серия с явным сюжетом является легкой. Более сложные варианты — картинки со скрытым сюжетом, с незавершенным действием.

             Цели исследования: Изучение логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

           Процедура проведения: Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4 – 7 лет.  Перед ребенком на столе в произвольном порядке кладут четыре картинки и предлагают рассмотреть их в течение 20—30 сек. Инструкция: "Все эти картинки про одного мальчика. Разложи их по порядку, что было сначала, что потом". Если ребенок не начинает работу, уточняют: "Что сначала делал мальчик? Положи эту картинку сюда, первой"; "А что потом?". После того как ребенок разложит картинки, предлагают составить по ним рассказ.

            После того как ребенок разложит  все картинки, в протоколе фиксируют  очередность картинок, а затем  просят его рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых – установить противоречие в рассуждениях, выявить допущенные ошибки. Вопросы экспериментатора и ответы испытуемого записывают подробно в протокол. Если вопросы не помогают понять изображенные события, то экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает разложить остальные снова. Таким образом, делается вторая попытка выполнить задание. Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают ребенку последовательность событий.

              Критерии оценки пересказа могут быть следующие:

1)   общая структура рассказа (наличие начала, середины и конца);

2)   грамматическая правильность (правильное построение предложений, согласование слов в роде, падеже, числе);

3)   использование выразительных средств;

4)   звуковая сторона речи (темп, плавность, интонации).

             Обработка данных: Анализируют, способен ли ребенок устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, данных наглядно в серии картинок. Такая способность должна быть хорошо развита к концу дошкольного возраста, и ее наличие свидетельствует о готовности на уровне мышления к школьному обучению. Особое внимание уделяют объяснениям ребенка, его рассуждениям; верно ли он выделяет главных героев на картинках, устанавливает взаимоотношения между ними, верно ли понимает окружающую героев обстановку; как реагирует на помощь, вопросы, критические замечания – считается ли с ними, изменяет ли свои действия, исправляет ли ошибки. Особо анализируют устную речь ребенка во время объяснения последовательности событий: связность речи, ее грамматическая правильность, запас слов, развернутость или бедность, односложность или многословность, лаконичность или чрезмерная детализация, эмоциональность.

                                            

                               Анализ результатов:

5б –  подробный целостный рассказ,  охватывающий все картинки, богатый  словарный запас.

4б –  целостный рассказ по всем картинкам с малым количеством подробностей, с небогатым словарным запасом.

3б –  короткий малоподробный рассказ,  сохраняющий элементы единой  структуры.

2б –  подробное описание отдельных  картинок без связывания их  в единый сюжет.

1б –  неприятие и неисполнение задания.

Выводы  об общем развитии речи:

1 –2  балла – низкий уровень.

3 –4  балла – средний уровень.

5 баллов  – высокий уровень.

            Дети с нормальным  умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью. Качество рассказа разное: от скупого описания до развернутого рассказа. Некоторые дети вносят в рассказ элементы собственного опыта или наблюдений.

          Дети умственно  отсталые справляются с этим заданием значительно позже (к 7—8 годам). В 5—6 лет они ограничиваются называнием отдельных картинок ("Мальчик", "Еще еще мальчик", "Кушает") с помощью наводящих вопросов. Последовательности изображенных на картинках действий они не устанавливают. Помощь не используют.

           Дети с задержкой  психического развития  проявляют интерес к заданию. К 6 годам им доступно понимание последовательности изображенных событий. Однако при раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах. Затрудняются в составлении развернутого рассказа.

                                  

                             Методика «Тест Равена»

                                         (Приложение 3)

          Методика предназначена для изучения  логичности мышления. Испытуемому  предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной  зависимостью. Одной фигуры не  достает, а внизу она дается  среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

        Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся  задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

         В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

           Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

             Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

              Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

              Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

                Методические указания  к проведению теста  :

         Инструкция: Тест строго регламентирован  во времени, а именно: 20 мин.  Для того, чтобы соблюсти время,  необходимо строго следить за  тем, чтобы до общей команды: "Приступить к выполнению теста" - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: "Всем закрыть таблицы". О предназначении данного теста можно сказать следующее: "Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления".

Информация о работе Особенности мышления дошкольников