Особенности общения в социальных сетях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является общение как социально-психологический феномен.
Предметом исследования являются особенности общения пользователей социальных сетей.
Гипотеза: уровень коммуникативных навыков будет выше у активных пользователей социальных сетей, чем у людей не активных в социальной сети.
Изучение данной темы также дает возможность оценить роль социальной сети в современной жизни, выявить преимущества и недостатки виртуального общения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава. Психологические особенности общения в юношеском возрасте
1.Общение как научный феномен.
1.1 Структура, функции и основные понятия общения……………….5
1.2 Общение как психологическая проблема………………………….8
2. Общая характеристика юношеского возраста
2.1 Основные психологические особенности юношеского возраста
2.2 Общение в юношеском возрасте……………………………………15
2.3 Формы юношеского общения……………………………………….18
3. Общения в социальных сетях
3.1 История социальных сетей…………………………………………..22
3.2 Проблемы общения в социальных сетях……………………………24
Выводы по 1 главе………………………………………………………..28
Глава. Экспериментальное исследование особенностей общения в социальных сетях
Постановка проблемы и организация ее исследования………….33
Список литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая -особенности общения в социальных сетях.docx

— 72.34 Кб (Скачать файл)

                              Федеральное агентство по образованию РФ

ГБОУ ВПО «Бурятский государственный  университет»

Социально – психологический  факультет

Кафедра общей и социальной психологии

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Особенности общения в  социальных сетях

 

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса, группы 15190

Красикова Н.В.

Проверил: к. психол.наук

Гадеева Д.Г.

 

 

Улан – Удэ

2012

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Глава.  Психологические особенности общения в юношеском возрасте

    1.Общение как научный феномен. 

          1.1 Структура, функции и основные понятия общения……………….5

          1.2 Общение как психологическая проблема………………………….8

   2.  Общая характеристика юношеского возраста

         2.1 Основные психологические особенности  юношеского возраста

         2.2 Общение в юношеском возрасте……………………………………15

         2.3 Формы юношеского общения……………………………………….18

   3. Общения в социальных сетях

         3.1 История социальных сетей…………………………………………..22

         3.2 Проблемы общения в социальных  сетях……………………………24

         Выводы по 1 главе………………………………………………………..28

  1. Глава. Экспериментальное исследование особенностей общения в социальных сетях
    1. Постановка проблемы и организация ее исследования………….33

          Список литературы……………………………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее  время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые в частности представлены использованием глобальной компьютерной сети – Интернет (Internet).

 Это в  первую очередь связано с тем,  что человечество за последнее  столетие совершило огромный  скачок в развитии науки и  техники, что открыло новые  просторы для деятельности человека. Так возникновение и развитие  цифровых и компьютерных технологий, а впоследствии массовое распространение  персональных компьютеров, открыли  новый вид взаимодействия "человек-компьютер", а развитие сети Интернет к  взаимодействию "человек-компьютер"  добавило возможность коммуникации "человек-компьютер-человек". Следует  заметить, что Интернет развивается довольно стремительно. Быстро растет количество изданий, посвященных сети, что предвещает широкое ее распространение даже в далеких от техники областях.

Одним словом, Интернет превращается из большой игрушки  для отдельных интеллектуалов в  полноценный источник всевозможной полезной информации для всех, а  также становится основной формой виртуального общения. В данной работе будет рассмотрена  тема, касающаяся особенностей общения в социальных сетях. Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью изучения общения в социальных сетях, потому как данный вид виртуального общения приобретает большую значимость и становится одним из основных видов коммуникации людей в современном мире.

Объектом исследования является общение как социально-психологический феномен.

Предметом исследования являются особенности общения пользователей социальных сетей.

Гипотеза: уровень коммуникативных навыков будет выше у активных пользователей социальных сетей, чем у людей не активных в социальной сети.

Изучение  данной темы также дает возможность  оценить роль социальной сети в современной жизни, выявить преимущества и недостатки виртуального общения.

Изучение  выбранной темы предполагает достижение основной цели – рассмотреть особенности общения в социальной сети. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи: изучить общение как социально-психологический феномен; рассмотреть структуру, функции и основные понятия общения; выяснить основные психологические особенности общения в юношеском возрасте; рассмотреть особенности общения в юношеском возрасте; изложить основные формы общения в юношеском возрасте; рассмотреть историю социальных сетей; выявить проблемы общения в социальных сетях; проанализировать полученный материал, сделать необходимые выводы и отразить их в данной работе.

Практическая значимость данного исследования предполагает возможность применения результатов проведенного исследования при работе с подростками психологами и учителями.

Базой исследования: В исследовании приняли участие пользователи социальных сетей в возрасте от 20 до 25 лет, общее количество 50 человек.

Методы исследования: эмпирическое исследование было основано на следующих методиках: методика Айзенка EPQ; методика КОС; тест коммуникативных умений Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха); диагностика эмпатии А. Меграбяна; методика КОСКОМ; мотивация аффилиации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общение,  как научный феномен.

 

1.1 Структура,  функции и основные понятия  общения.

 

Общение — взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом. Социологический аспект общения предполагает изучение внутренней динамики структуры общества и ее взаимосвязи с процессами общения. Любое общение, будучи социально или личностно ориентированным, отражается на социологическом уровне, если в этом общение актуализируются общественно значимые отношения между людьми. Общение существует в различных формах активного воздействия человека на природу и тем самым выступает как целый пучок разнонаправленных факторов социальной жизни индивида и группы.

В последние десятилетия минувшего  столетия, заключительно­го века в  ушедшем тысячелетии, проблема общения была “логическим центром” психологической науки. Исследование этой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами  В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других отечественных  психологов, которые рассматривали  общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.[15]

Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение  выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

Психологи относят потребность  в общении к числу важнейших  условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

Эмпирические данные свидетельствуют  о том, что уже с первых месяцев  жизни у ребенка возникает  потребность в других людях, которая  постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном  контакте к потребности в глубоко  личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. В то же время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носят индивидуальный характер и определяются как личностными особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.

Само общение, его внутренняя динамика и закономерности развития выступают специальным предметом многих исследований.

Итак, исходным концептуальным основанием психологического исследования общения  является его рассмотрение как самостоятельной  и специфической сферы индивидуального  бытия человека, диалектически связанной  с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения  и развития социально-психологических  явлений.[13]

Одним из общепринятых является выделение  в общении трех взаимосвязанных  сторон или характеристик — коммуникативная, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В процессе общения как взаимодействии индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга. Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

 

1.2. Общение как психологическая проблема

 

Бесценный вклад в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной  культурно-исторической психологии - Л.С. Выготский. Понимание механизмов преобразования общения в сознание личности открывается  при исследовании Л.С. Выготским  проблем мышления и речи. Культурно-исторический смысл транс­формации общения как  аспекта культуры в сознание личности, раскрывающийся в исследованиях Л.С. Выготского, удивительно точно передаёт В.С. Библер: “Процесс погружения социальных связей в глубь сознания (о котором говорит Выготский, анализируя формирование внутренней речи) есть – в логическом плане – процесс превращения развернутых и относительно самостоятельных “образов культуры”, её готовых феноменов и культуру мышления, динамическую и расправленную, конденсированную в “точке” личности. Объективно развитая культура… оказывается обращенной и будущее формой творчества новых, еще не существующих, но только возможных “образов культуры”… Социальные связи не только погружаются во внутреннюю речь, они в ней коренным образом преобразуются, получают новый (еще не реализованный) смысл, новое направление во внешнюю деятельность…”.[12]

Итак, культурно-историческая психология побуждает  нас в поисках механизмов преобразования общения в индивидуальный мир  личности и порождения в процессе развития личности мира общения обратиться к проблемам языкознания. И это не случайно: человеческий резонанс исторической и культурной эволюции сконцентрирован прежде всего в языке того или иного народа, в его осо­бенностях общения.

В самом общем смысле язык определяется как система знаков, служащая средством  человеческого общения, мышления и  выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Язык – средство передачи социального опыта, культурных норм и традиции. Через язык осуществляется преемственность различных поколений и исторических эпох.

История языка неотделима, от истории народа Первоначальные родоплеменные языки  по мере слияния племен и образования  народностей трансформировались в  язык народностей, а в дальнейшем, с образованием наций, - в язык наций.

Звуковой  язык совместно с языком тела составляет естественную систему знаков в отличие  от искусственных языков, специально создаваемых в науке (например, в  логике, математике, искусстве и  т.п.).

Язык  всегда играл важную знаковую роль, указывая на уровень жизни и развитии народа. Так, от употребления некоторых  слов благородное сословие воздерживалось, ибо они считались знаками  низ­кого социального положения. Такая  же судьба постигла и язык тела. Индустриальная система побудила человека к большей  дисциплине в выражении своих  чувств. В Европе, начиная с XVI в., прививается чувство стыда по отношению к телесным контактам. И если в среде крестьянства и  городского плебса язык телодвижений использовался для выражения подавленных импульсов, то в привилегированных сословиях формировались привычки подавлять невербальные эмоциональные проявления, что впоследствии распространилось на общество в целом. Так бюрократическое государство оказывало давление на индивидуальное поведение человека. В XX в. Это стало причиной проблем в общении и многих психосоматических заболеваний.

Психологам  известен феномен “непрозрачности”, характерный для любой социальной реальности: общество пытается “маскироваться”. Оказывается, что “замести следы” для себя самого и для внешнего мира важно для выживания как отдельного человека, так и для человечества в целом. Поэтому специалисты знают: открытые заявления общества о себе не всегда отражают истину. То же явление известно и в психотерапии: подлинная проблема человека часто лежит отнюдь не там, где человек её ищет. Эта важная особенность человеческого поведения зафиксирована в языке: в феномене поверхностной и глубинной языковой структуры.

Информация о работе Особенности общения в социальных сетях