Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:17, курсовая работа
Объектом исследования является общение как социально-психологический феномен.
Предметом исследования являются особенности общения пользователей социальных сетей.
Гипотеза: уровень коммуникативных навыков будет выше у активных пользователей социальных сетей, чем у людей не активных в социальной сети.
Изучение данной темы также дает возможность оценить роль социальной сети в современной жизни, выявить преимущества и недостатки виртуального общения.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава. Психологические особенности общения в юношеском возрасте
1.Общение как научный феномен.
1.1 Структура, функции и основные понятия общения……………….5
1.2 Общение как психологическая проблема………………………….8
2. Общая характеристика юношеского возраста
2.1 Основные психологические особенности юношеского возраста
2.2 Общение в юношеском возрасте……………………………………15
2.3 Формы юношеского общения……………………………………….18
3. Общения в социальных сетях
3.1 История социальных сетей…………………………………………..22
3.2 Проблемы общения в социальных сетях……………………………24
Выводы по 1 главе………………………………………………………..28
Глава. Экспериментальное исследование особенностей общения в социальных сетях
Постановка проблемы и организация ее исследования………….33
Список литературы…………
интересующего работодателя/сотрудника. Кроме того, сеть отличается солидным перечнем ценных возможностей, на которых мы остановимся ниже
Вконтакте.ру - самый популярный интернет-ресурс России и Украины давно обогнал таких грандов, как Google, Яндекс и Mail.ru, не говоря уже об Ukr.net и других локальных сервисах. В настоящее время социальная сеть насчитывает около 10 млн. зарегистрированных пользователей, которые ежедневно загружают 500-600 млн. страниц (статистика liveinternet.ru). Помимо впечатляющего числа участников сети, «В Контакте» может похвастаться гигантской базой медиаконтента. Так, на сегодняшний день ресурс является самым крупным в СНГ хостером аудио-, видео- и графического контента. Ежедневно на сайт загружается более 2,3 млн. фотографий, 400 тыс. видеофайлов и 300 тыс. аудиозаписей.
Оформление и функциональные возможности сети максимально приближены к Facebook, которая явно была взята за основу при разработке русскоязычного аналога
Впрочем, основатель и бессменный руководитель сети Павел Дуров этого и не скрывает. Среди русскоязычных социальных сетей интерфейс «В Контакте» следует признать бесспорным лидером по удобству использования.[5]
Недавнее статистическое исследование выявило, что на гиперпопулярном ресурсе зарегистрировано более полумиллиона украинских граждан. Ответная реакция от создателей сети не заставила себя ждать: увидев, что украинская интернет-аудитория благосклонно восприняла идею «В Контакте», администраторы сервиса усилиями группы энтузиастов полностью перевели интерфейс на украинский язык и зарегистрировали домен www.vkontakte.ua, тем самым максимально расширив зону влияния сети. Кроме того, среди украинских пользователей неоднократно проводились конкурсы с весьма ценными призами, направленные на популяризацию ресурса среди студентов.
Несмотря на тщательно скрываемую информацию о владельцах «В Контакте», было выяснено, что «В контакте», учредили Вячеслав Мирилашвили (60% уставного капитала), Миша Мирилашвили (10%), Лев Леваев (10%) и Павел Дуров (20%). С другой стороны, по данным «СПАРК-Интерфакс», на 1 февраля 2008 года 100% «В контакте» принадлежало оффшорной компании Doraview Limited, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Спустя несколько недель официальный координатор по связям с общественностью «В Контакте» Михаил Равдоникас запутал ситуацию еще больше, заявив, что основным инвестором сейчас является не Вячеслав Мирилашвили, а фонд Digital Sky Technology, который контролируют исполнительный директор NCH Advisors Григорий Фингер и бывший топ-менеджер группы «Менатеп» Юрий Мильнер.[9]
Монетизация
трафика социальной сети осуществляется
весьма оригинальным способом: на сайте
полностью отсутствует реклама,
а всю прибыль приносит кадровое
подразделение «
Концепция
«сети без рекламы» стала поводом
для пересудов относительно причастности
«В Контакте» к структуре ФСБ.
Неоспоримых доказательств
Перспективы «В Контакте» прослеживаются весьма четко, особенно, если обратить внимание на перечень доменов, зарегистрированных от имени «V
Kontakte» Ltd. Отметим лишь наиболее интересные из них, позволяющие сформировать представление о рыночном сегменте, на который нацелился «Контакт». Это: www.vcafe.ru, www.vtemu.ru, www.fcapital.ru, www.luckychip.ru, www.urnews.ru, www.moiuniversitet.ru., www.ktovtanke.ru.
Из планов на обозримое будущее можно выделить перевод интерфейса на английский язык и выход на международный рынок, а также почему-то оставшиеся незамеченными сервисы для сторонних разработчиков, которые после недавнего опубликования API «В Контакте» могут создавать свои приложения для этой социальной сети.[10]
3.2 Проблема общения в социальной сети
У каждого свои причины для регистрации в социальных сетях: одни стараются найти старых знакомых и друзей, другие мечтают восстановить былые отношения, а для кого-то это просто удобный способ поддерживать связь и заводить новые знакомства. Спрос на социальные сети растет с каждым днем, затягивая в свои объятия всё больше людей самой разной возрастной категории. Нельзя в полной мере оценить сетевые ресурсы как позитивные или негативные. С одной стороны – это очень упрощает жизнь современного человека, но далеко не каждый понимает ту степень опасности, которую несет в себе онлайн-общение. [3]
Самая главная проблема состоит в том, что многие люди становятся полностью зависимы от социальной сети, они уже не могут представить свою жизнь без неё. Постоянно взаимодействуя друг с другом посредством онлайн-переписки, они забывают про личное общение, у некоторых пользователей это доходит до фанатизма, они начинают тратить свои деньги на платные ресурсы, причем иногда абсолютно не осознавая этого. Со временем у человека может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Такая зависимость весьма схожа с наркотической или алкогольной.[2] Острая тяга к пользованию сетевыми ресурсами – это своего рода болезнь, которая может возникать из-за каких-либо личностных или психологических проблем, из-за нереализованных желаний, а также скрытых комплексов и трудностей в общении, ведь в виртуальном мире намного легче выражать себя, создавать идеальный образ, особое значение имеет осознание собственной защищенности и анонимности, чего нет в реальном мире[8]. Происходит полная замена реальных отношений на виртуальные. Большой процент пользователей пытается удалиться из сетей, но по прошествии определенного времени, они возвращаются туда снова, это говорит о том, что люди осознают свою прямую зависимость, но никак не могут её перебороть. Хотя есть и те, кто всё-таки смог отказаться от постоянного пребывания в сети, ведут достаточно яркий образ жизни, отдавая предпочтение живому общению и вполне этим довольны.
Так
что же приводит людей к добровольной
зависимости? Психологи давно столкнулись
с такой проблемой в
В Европе существуют специализированные центры помощи людям, страдающим зависимостью от в сетевых сообществ. У нас, в России, сложнее найти специалиста, который помог бы справиться с подобным состоянием.
Стоит заметить, что общение в социальных сетях – это, скорее, мнимое общение, кажущееся, но оно начинает всё больше вымещать живое общение. И, к сожалению, при знакомстве люди чаще стали давать адреса своей персональной страницы, нежели номера телефонов, и очень многим гораздо проще спросить простое «Как дела?» посредством интернета, чем позвонить и поинтересоваться лично.[7]
Выводы по 1 главе.
В последние десятилетия
Исходным концептуальным основанием особенностей психологического общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социально-психологических явлений. Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия
Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Подростковое и юношеское общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план.
Для юношеского общения типичен интерес к интимно-личностному, стихийно-групповому и социально ориентированному общению.
MySpace предложил пользователям не просто очередной интернет-сервис, а своеобразное интернет-пристанище, техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». Участник социальной сети нового поколения не использовал сервис для решения функциональных вопросов, таких, как поиск одноклассников или друзей по интересам, хотя и мог воспользоваться этой услугой. Он просто жил в этой сети - как живут в квартире, не особенно задумываясь, из какого кирпича построен дом. Пользователь получил возможность шаг за шагом создать собственную виртуальную вселенную, основанную на реальных социальных контактах. Задумка владельцев MySpace - компании News Corp. (а точнее, ее дочки - Fox Interactive Media) оказалась пророческой - сервис набрал популярность за считанные недели, ведь он предоставлял своим пользователям главное - возможность самовыражения. Стоит заметить, что общение в социальных сетях – это, скорее, мнимое общение, кажущееся, но оно начинает всё больше вымещать живое общение. И, к сожалению, при знакомстве люди чаще стали давать адреса своей персональной страницы, нежели номера телефонов.
2 Глава. Экспериментальное исследование особенностей общения в социальных сетях
Цель работы - изучить особенности общения в социальной сети
Предмет исследования – особенности общения пользователей социальных сетей
Гипотеза: уровень коммуникативных навыков будет выше у активных пользователей социальных сетей, чем у людей не активных в социальной сети
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
изучить
общение как научный феномен;
рассмотреть структуру, функции
и основные понятия общения, а
так же как психологическую проблему;
выяснить основные психологические
особенности общения в
Методы исследования
Применялись следующие методики, анкеты:
Методика Айзенка EPQ включает 101 вопрос и содержит следующие четыре шкалы: 1) экстраверсия - интроверсия; 2) нейротизм - стабильность; 3) психотизм и 4) специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого.
Методика «КОС»(коммуникативных и организаторских способностей)включает 40 вопросов.
Авторы данной методики — В. В. Синявский и В. А. Федорошин. В основе разработки — известные проективные методики анкетного типа. Что же касается содержания материала методики, его структурного размещения, формы и способа обработки экспериментального материала, то они выполнены в соответствии с поставленными профконсультационными задачами. Методика «КОС» базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения. Исходя из этого принципа, создан проективный опросник, позволяющий выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей. Особенность проективного метода состоит в том, что испытуемый как бы проецирует свои свойства, особенности своего поведения в ситуацию, предложенную консультантом.
Программа изучения организаторских склонностей включает вопросы иного содержания: а) быстрота ориентации в сложных ситуациях; б) находчивость, настойчивость, требовательность; в) склонность к организаторской деятельности; г) самостоятельность, самокритичность; д) выдержка; е) отношение к общественной работе, общительность
Тест коммуникативных умений Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха )
Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.