Особенности общения в социальных сетях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является общение как социально-психологический феномен.
Предметом исследования являются особенности общения пользователей социальных сетей.
Гипотеза: уровень коммуникативных навыков будет выше у активных пользователей социальных сетей, чем у людей не активных в социальной сети.
Изучение данной темы также дает возможность оценить роль социальной сети в современной жизни, выявить преимущества и недостатки виртуального общения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава. Психологические особенности общения в юношеском возрасте
1.Общение как научный феномен.
1.1 Структура, функции и основные понятия общения……………….5
1.2 Общение как психологическая проблема………………………….8
2. Общая характеристика юношеского возраста
2.1 Основные психологические особенности юношеского возраста
2.2 Общение в юношеском возрасте……………………………………15
2.3 Формы юношеского общения……………………………………….18
3. Общения в социальных сетях
3.1 История социальных сетей…………………………………………..22
3.2 Проблемы общения в социальных сетях……………………………24
Выводы по 1 главе………………………………………………………..28
Глава. Экспериментальное исследование особенностей общения в социальных сетях
Постановка проблемы и организация ее исследования………….33
Список литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая -особенности общения в социальных сетях.docx

— 72.34 Кб (Скачать файл)

Таким образом, юность - период жизни после  отрочества до взрослости, включающий в свои рамки возраст от 16-17 лет  до 22-23 лет.

 

2.2 Общение в юношеском возрасте

 

      Особенно остро ощущается потребность  в общении в юношеском возрасте. Именно в этом возрасте окончательно  происходит переориентация общения  с родителей, учителей и вообще  старших на ровесников, более  или менее равных по положению.  Такая потребность возникает  раньше и с возрастом усиливается.  Поведение же подростков по  самой сути своей является  коллективно-групповым. Сохраняет  свое значение общение и в  юношеском возрасте.

      Почему же интерактивное общение  со сверстниками так важно  для юношества? Во-первых, это  очень важный специфический канал  информации, который дает возможность подросткам и юношам узнать многие необходимые сведения, не сообщаемые взрослыми.

      Во-вторых, в совместной со сверстниками  деятельности вырабатываются навыки  социального взаимодействия, умение  подчиняться коллективной дисциплине  и в то же время отстаивать  свои права, соотносить личные  интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся на равных, а статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. В общении со сверстниками постоянно приходится доказывать свою привлекательность, необходимость группе.

      В-третьих, это специфический  вид эмоционального контакта. Сознание  принадлежности к группе, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает  подростку чрезвычайно важное  чувство эмоционального благополучия  и устойчивости. Сумел ли он  заслужить уважение и любовь  равных, товарищей — это вопрос, который имеет решающее значение  для самоуважения в этом возрасте.

      Общение в подростковом и юношеском  возрасте строится на основе  противоречивого переплетения двух  потребностей: обособления и потребности  в принадлежности, включенности  в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется  в стремлении освободиться от  контроля старших. Однако оно  может действовать и в отношениях  со сверстниками.

      Исследователи отмечают, что в  переходном от подросткового  к юношескому возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Оказалось, что от подросткового возраста к юношескому число положительных суждений об одиночестве растет, а негативных — уменьшается. Если подросток боится остаться один, то юноша часто ценит уединение. Усиливается потребность не только в социальной, но и в пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства, стремлении иметь собственную комнату. Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем сильнее у него потребность и способность быть одному. Как утверждал поэт, только в тишине собственной души человек осознает глубокий смысл своего личного бытия.

      От спокойного, умиротворенного  уединения следует отличать мучительное  и напряженное одиночество (тоска,  субъективное состояние духовной  и душевной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости).

      Подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Массу писем на эту тему получают молодежные газеты и радиостанции: «У меня стоит телефон, но он постоянно молчит, а так хочется слышать знакомый голос, знать, что ты кому-то нужен...»

      Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями  становления личности, порождает  у подростков неутолимую жажду  общения со сверстниками, среди  которых они находят или надеются  найти то, в чем им отказывают  взрослые: эмоциональное тепло, спасение  от скуки и признание собственной  значительности.

      Напряженную потребность в общении  некоторые исследователи даже  считают ведущей деятельностью  юношеского возраста. Острая потребность  в общении превращается у многих  ребят в непобедимое чувство:  они не только дня, но одного  часа не могут пробыть без  своей, а если своей нет —  какой угодно компании. Особенно  сильна такая потребность у  мальчиков.

      При сходстве внешних проявлений  социального поведения глубинные  мотивы, скрывающиеся за юношеской  потребностью в принадлежности  к группе, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников  подкрепления самоуважения, признания  своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий в ней черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются. Подробнее о группах речь пойдет впереди.

      Яростно отстаивая свою независимость  от старших, подростки зачастую  абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть «грубо и зримо».

      Страстное желание быть «как  все» (а «все» — это исключительное  «свои») распространяется и на  одежду, и на эстетические вкусы,  и на стиль поведения. Такое  противоречие — когда индивидуальность  утверждается через единообразие  — может тревожить юношей.

 

      Тем не менее это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить ему вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести.

      Самая распространенная коммуникативная  трудность подростков и юношей  — застенчивость. Особенно тяжело  переживают ее юноши, поскольку  застенчивость считается «немужским»  качеством. Чтобы облегчить свои  коммуникативные трудности, подростки  и юноши используют целый ряд  специфических хитростей.

      Во-первых, будучи постоянно озабоченными  собой и предполагая, что другие  разделяют эту их озабоченность,  они обычно действуют в расчете  на некую воображаемую аудиторию.  Во-вторых, преувеличивая свою уникальность  и особенность, подростки часто  создают себе «личный мир», вымышленную  биографию, поддержание которой  требует постоянных усилий.

      Подростковое и юношеское общение  часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план. Это проявляется  даже в житейских ситуациях. Например, телефонный разговор для старшеклассника не просто обмен информацией, но и способ самоутверждения; поэтому очень важно, сколько бывает звонков, кто кому звонит первым и т. п. Чтобы преодолеть неуверенность в себе, подростки специально отрабатывают технику того, как «срезать», «отбрить» собеседника, проверяя ее на людях, к которым не питают никакого зла и которые ничем не провоцируют подобное поведение.

      Вынужденный поддерживать свой  «личный миф», подросток или юноша  нередко сам запутывается, проявляет  на первый взгляд немотивированную  ложь или немотивированную жестокость.[18]

 

2.3. Формы  юношеского общения

 

      Для юношеского общения типичен  интерес к интимно-личностному,  стихийно-групповому и социально  ориентированному общению.

      Первая из названных форм общения  предполагает взаимодействие, основанное  на личной симпатии, привязанности,  близости интересов, взглядов, ценностей  (по формуле «я и ты»). Именно  в юношеском возрасте люди  активно стремятся найти близкого  по духу человека, который поймет, который поддержит, придет на  помощь в случае необходимости.  Дружба, привязанность, влюбленность  — все эти виды межличностного  взаимодействия для юношеского  возраста представляют безусловную  ценность, а их отсутствие воспринимается  как одиночество, предмет глубоких  переживаний.

      Стихийно-групповое общение обычно  происходит по формуле «я и  случайные они». Оно чаще всего  носит характер контактов с  приятелями, которых легко меняют  на других. Что касается содержания  взаимодействия при этой форме  общения, то оно состоит в  проведении досуга, необязательных  встречах («тусовках»), посещении дискотек, кино, «гулянии» по улицам, а на самом деле часто бесполезном времяпрепровождении во дворе или на улице. Несмотря на то что такая форма общения вызывает неприятие многих взрослых, молодым людям она доставляет удовольствие и нередко заменяет интимно-личностное общение. Однако социологи отмечают, что при количественном преобладании стихийно-группового общения среди молодых людей доминирует тяга к более тесным контактам на личной основе. Во всяком случае, при проведении опросов выясняется неудовлетворенность необязательным характером и отсутствием ясной цели стихийно-группового общения.

      По мере взросления предполагается  включенность в социально ориентированное  общение («я и общество»). Эта  форма общения основывается на  выполнении социально значимых  дел, дающих личностный выход  в более широкие общественные  сферы. Примером такого общения  может служить позитивная социальная  деятельность, в которой человек  может по-настоящему проявиться  как самостоятельная и самоценная  личность. Исследования психологов  и социологов указывают на  явный дефицит возможностей для  молодых людей в сфере социально  ориентированного общения, что  приводит к замещению его стихийно-групповым  общением со всеми его недостатками  и негативными последствиями  для полноценного формирования  личности. Приведем типичное мнение  молодого человека, отражающее ситуацию: «...Негде провести свободное время,  кроме как во дворе или на  танцах. Хочу, чтобы у меня было  много-много друзей, но очень трудно  найти настоящего друга. Мои  одноклассники еще с шестого  класса стали курить, потом выпивать, думая, что это делает их  взрослыми... Скучно, иногда противно, но все вокруг такие». В этом  признании сквозит как разочарование  ситуацией, так и нежелание  что-то менять, а вероятно, и отсутствие  возможностей для этого.

      К сожалению, современное общество  с его нерешенными социальными  противоречиями и объективными  проблемами в сфере общения  не всегда создает благоприятные  условия для полноценного общения  и взаимодействия.[11]

 

3. Проблемы  общения в социальных сетях

 

3.1. История социальных сетей

 

Термин  «социальная сеть» появился в  работе Джеймса Барнса «Классы и  собрания в норвежском островном приходе» еще в 1954 году. Это социальная структура (математически - граф), состоящая из группы узлов, и которыми являются социальные объекты (люди и организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений).[1]

Этот  термин получает широкое распространение  и во второй половине XX века становится общеупотребительным в английском языке.

Начало современной теории социальных сетей положили в 1951 году Рэй Соломоноф и Анатолий Рапопорт. В 1959-1968 гг. венгерские математики Пол Эрдос и Альфред Реньи написали восемь статей, описывающих принципы формирования социальных сетей. Дункан Уоттс и Стивен Строгач развили теорию социальных сетей, и в числе многих других открытий ввели понятие коэффициента кластеризации - степени близости между неоднородными группами.

Первая  в мире социальная сеть в ее общепринятом понимании появилась в 1995 году. Classmates.com представляла собой систему с  четким социальным позиционированием - она была призвана объединить выпускников  учебных заведений. Проект оказался весьма успешным, однако довольствовался  своей ограниченной рыночной нишей. В последующие годы[19].

интернет-сообщество присматривалось к новым социальным сетям, появляющимся с завидной периодичностью: в 1996-м году была создана сеть SixDegrees, 1997-й ознаменовал появление универсального органайзера AsianAvenue (впоследствии преобразованного в социальную сеть), в 1998-ом Amazon.com купила PlanetAll, в 1999-м стартует Blackplane Официальным началом бума социальных сетей можно считать 2003 год, когда были запущены проекты MySpace, Hi5 и Linkedln.[17].

Именно  MySpace предложил пользователям не просто очередной интернет-сервис, а своеобразное интернет-пристанище, техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». Участник социальной сети нового поколения не использовал сервис для решения функциональных вопросов, таких, как поиск одноклассников или друзей по интересам, хотя и мог воспользоваться этой услугой. Он просто жил в этой сети - как живут в квартире, не особенно задумываясь, из какого кирпича построен дом. Пользователь получил возможность шаг за шагом создать собственную виртуальную вселенную, основанную на реальных социальных контактах. Задумка владельцев MySpace - компании News Corp. (а точнее, ее дочки - Fox Interactive Media) оказалась пророческой - сервис набрал популярность за считанные недели, ведь он предоставлял своим пользователям главное - возможность самовыражения.

MySpace - типичный образец социальной сети, ориентированной на доминирующие потребности человека в самовыражении. Вместе с тем, на рынке успешно функционирует ряд ресурсов, избравших другой путь развития - более прогнозируемый и функциональный. В первую очередь, речь идет о профессиональных сообществах, наиболее ярким представителем которых является LinkedIn. Идеология подобных сетей максимально проста и прозрачна: по сути, она ничем не отличается от принятой в реальном мире системы рекомендаций. Преимущество LinkedIn по сравнению с традиционными рекомендательными письмами - доступность и централизованность системы, а также возможность оптимального поиска

Информация о работе Особенности общения в социальных сетях