Особенности овладения механизмом ролевой игры у умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить и изучить особенности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Задача – изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, оценить уровень сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.
Объект – умственно отсталые дети старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. РОЛЕВАЯ ИГРА – КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие ролевой игры, ее функции и структура……………………………5
1.2 Содержание и виды сюжетно-ролевой игры………………………………11
2. ФОРМИРОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Характеристика умственно отсталых детей………………………………..14
2.2 Особенности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей………………………………………………………………………………19
3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
3.1 Задачи и содержание обучения сюжетно – ролевой игре умственно отсталых детей…………………………………………………………………...27
3.2 Роль сюжетно – ролевой игры в развитии личности умственно отсталого ребенка……………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ курс лена.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. РОЛЕВАЯ ИГРА – КАК ОСНОВНОЙ  ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие ролевой игры, ее функции  и структура……………………………5

1.2 Содержание и виды сюжетно-ролевой  игры………………………………11

2. ФОРМИРОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Характеристика умственно отсталых  детей………………………………..14

2.2  Особенности формирования  ролевой игры у умственно отсталых  детей………………………………………………………………………………19

3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

3.1 Задачи и содержание обучения  сюжетно – ролевой игре умственно отсталых детей…………………………………………………………………...27

3.2 Роль сюжетно – ролевой игры в развитии личности умственно отсталого ребенка……………………………………………………………………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми [38].

     Но совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с умственной отсталостью. Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми и несмотря на это, развитие детей с нарушением интеллекта проходит те же стадии, что и развитие нормально развивающегося ребенка.

     Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

     Перед учителем – дефектологом ставится задача постепенного введения умственно отсталых в мир ролевой игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того чтобы у умственно отсталого ребенка возникло желание играть вместе с детьми, он должен быть подготовлен [11].

     Цель – выявить и изучить особенности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей дошкольного возраста.

     Задача – изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, оценить уровень сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.

     Объект – умственно отсталые дети старшего дошкольного возраста.

     Предметом – процесс формирования ролевой игры у умственно отсталых детей дошкольного возраста.

     Метод – анализ психолого-педагогической литературы, количественный и качественный анализ результатов.

     Курсовая работа состоит из введения, 3 глав основной части и заключения. Библиографический список насчитывает 40 источников. Работа содержит приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. РОЛЕВАЯ ИГРА – КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Понятие ролевой игры, ее функции и структура

 

     Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива.

     Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

     Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [23].

     Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» [24].

     Н.К. Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами деятельности; в игре, как и в работе, главное – постановка цели и ее выполнение. Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое» [30].

     Игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности [37].

     В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. В игре дети часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им. Испытывает ли ребенок эти чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование его морального облика?

     И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка [33].

     Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

     Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского «мнимая ситуация». Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения: Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления [8].

     Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, ребенок немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носит обязательный характер.

     Анализ процесса возникновения ролевой игры привел к одному из центральных вопросов современной детской психологии – к вопросу периодизации возраста, разработанной Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным [23].

     В основу данной периодизации положено представление о том, что любому возрасту как своеобразному и специфическому периоду жизни человека соответствует и определенный тип деятельности. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, изменения которых и характеризуют смену возрастных периодов. Согласно данной схеме выделяется следующая последовательность формирования типов ведущей деятельности: непосредственно эмоциональное общение; предметно-манипуляторная деятельность; игровая деятельность; учебная деятельность; общественно-полезная деятельность; учебно-профессиональная деятельность [8].

     Все эти возрастные психологические особенности должны учитываться в процессе обучения и воспитания. Такая возрастная периодизация не является установленной раз и навсегда. Изменение условий обучения и воспитания (обучение детей с более раннего возраста) вносит изменение в содержание ведущей деятельности, сдвигает границы периодов развития. Игра как одна из форм отражения ведущей деятельности может соответствовать достигнутому возрасту, возвращаться к более ранним формам поведения, опережать соответствующую возрастную стадию и способствовать подготовке к новой ведущей деятельности.

     С позиции педагога ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается педагогом. Применение ролевой игры в обучении – яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме (Г.А. Китайгородская) [17].

     Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, и в этом смысле она выполняет мотивационно – побудительную функцию.

     Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, детям импонируют положительные роли. Вместе с тем дети с удовольствием играют роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты. То есть, мы говорим о воспитательной функции ролевых игр.

     Ролевая игра формирует у дошкольников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

     Характеризуя детскую ролевую игру, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в единственном типе деятельности – в игровой деятельности, в игре. Такого рода противоречие характеризует и детей дошкольного возраста. Обеспечивая осуществление желаний ребенка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию [21].

     Ролевая игра также обладает большими обучающими возможностями.

     Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном процессе 5 основных функций: мотивационно – побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную [1].

     В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

     Первый компонент – роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) [33].

     Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т.п. [35].

     Второй компонент ролевой игры – исходная ситуация – выступает как способ ее организации. При всем разнообразии определения понятия ситуации мы исходим из того, что при создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. В обучении иностранному языку используются речевые ситуации, т.е. такие, которые вызывают речевую реакцию учащихся. Следует исходить также из различения естественных речевых ситуаций, которые возникают сами, и учебно-речевых ситуаций (УРС), которые создаются искусственно. М.В. Ляховицкий и Е.И. Вишневский выделяют следующие компоненты ситуации:

    – субъект,

     –  объект (предмет разговора),

     – отношение субъекта к предмету разговора,

     – условия речевого акта [35].

     По мере развития диалогических умений дошкольников степень развернутости каждого из компонентов учебно-речевых ситуаций может уменьшаться. Выделяется 3 уровня развернутости учебно-речевых ситуаций: первый – самый полный, когда учитель подробно описывает все компоненты учебно-речевой ситуации; второй – промежуточный, когда условия речевого акта домысливаются самими учащимися; третий – минимальный, где указывается только отношение субъекта к объекту. Соответственно выделенным уровням развернутости учебно-речевых ситуаций изменяется и степень самостоятельности школьников в ролевой игре.

     Итак, учебно-речевая ситуация является конструктивной основой ролевых игр. Моделируя общение, учебно-речевая ситуация как важнейший компонент в составе ролевой игры ставит учеников в «предлагаемые обстоятельства» (по К.С. Станиславскому); выполняя функцию стимула речевой активности, побуждает школьников к общению, т.е. «запускает» механизм ролевой игры [ 35].

Информация о работе Особенности овладения механизмом ролевой игры у умственно отсталых детей