Особенности овладения механизмом ролевой игры у умственно отсталых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить и изучить особенности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Задача – изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, оценить уровень сформированности игровых умений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста.
Объект – умственно отсталые дети старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. РОЛЕВАЯ ИГРА – КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие ролевой игры, ее функции и структура……………………………5
1.2 Содержание и виды сюжетно-ролевой игры………………………………11
2. ФОРМИРОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Характеристика умственно отсталых детей………………………………..14
2.2 Особенности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей………………………………………………………………………………19
3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
3.1 Задачи и содержание обучения сюжетно – ролевой игре умственно отсталых детей…………………………………………………………………...27
3.2 Роль сюжетно – ролевой игры в развитии личности умственно отсталого ребенка……………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ курс лена.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

     6. Видоизменение и дополнение в игре [32].

     Главная цель при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью сюжетно-ролевой игре – формирование интереса, «вкуса» к игре. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли. При этом и сам педагог настраивается на новый лад. Нельзя принуждать ребенка к участию в игре. Следует учитывать его желания и настроение, вводить в игру постепенно, давая возможность понаблюдать за игрой со стороны. Необходимо помогать планировать предстоящую игру, правильно распределять роли. Вообще, учитель долгое время является ключевой фигурой игры, т.к. без его руководства и активного участия игры глубоко умственно отсталых детей быстро сходят на «нет».

     Игру следует многократно повторять и вместе с тем постепенно видоизменять, вводить новые предметы, персонажей, новые элементы взаимоотношений, постоянно поощрять детей к самостоятельному поиску игры. Кроме того, педагогу нужно уметь вовремя свернуть игру, чтобы у детей не возникало пресыщения. При этом нельзя останавливать их в момент эмоционального подъема.

     После игры нужно провести анализ, задать детям вопросы по содержанию (во что играли; кто кем был; что делал и т. д.). Это позволит детям закрепить свое поведение в коллективной деятельности со сверстниками [36].

     Следует отметить, что по уровню сложности наиболее доступными для детей с умственной отсталостью являются сюжетные подвижные игры и игры-забавы. Они должны быть связаны по своему содержанию с опытом детей, соответствовать их представлениям об окружающем мире. Выполняемые в данных играх действия носят в основном имитационный характер и благодаря привлекательной форме позволяют многократно повторять формируемые движения.

     Постепенно вводятся и другие, более сложные, виды сюжетных игр [34].

     Выводом этой главы служит то, что правильно организованная игровая деятельность благотворно влияет на физическое развитие глубоко умственно отсталых детей, способствует активизации их интеллектуальной сферы, формирует произвольность психических процессов, т.е. способствует гармоничному развитию личности. Постепенно дети учатся адекватно действовать в предлагаемой ситуации. Функциональное развитие игровых действий создает зону ближайшего развития умственных действий. Кроме того, игра развивает и совершенствует коммуникативные умения, что существенно влияет на успешность социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.

     Очевидно, что игра должна стать объектом пристального внимания учителей-дефектологов. Мы должны дать ребенку возможность «доиграть» и создать условия для успешного овладения другими видами деятельности и в конечном счете для максимально полноценного становления личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

     Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие дети, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе [21].

     В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Как показывает практика обучения и специальные исследования, детям импонируют положительные роли.

     Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно-направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него положительных возможностей [40].

    Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающая развивающее воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребенка.

     Без специального обучения игра у умственно отсталых не может занять ведущие место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребенка.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы/Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1967.

2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой/ Н.П. Аникеева.–М.: Просвещение, 1987.

3. Воспитание детей в игре/Под ред. Д.В. Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979.

4. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников/ Под ред. Н.П. Долгобородова. –Ленинград, 1969.

5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада. 2-е изд., перераб. и доп / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – М.:        Просвещение, 1983.

6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/            Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – №6.

7. Геллер Е.М. Наш друг – игра/ Е.М. Геллер.– Минск: Народная          Асвета, 1979.

8. Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников/О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1980.

9. Гаврилушкина О.П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития/О.П. Гаврилушкина // Дошкольное воспитание. –1998.

10. Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников/О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. – Москва:       Просвещение, 1985.

11. Годдфруа  Ж. Что такое психология: В 2 т. / Ж. Годдфруа. – М., 1991.

12. Диагностика психического развития  и коррекция его неблагоприятных  
вариантов: Методические разработки для школьного психолога / Под ред. В.В. Слободчикова. – вып.2. –Томск, 1992.

13. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. – М.: Институт практической психологии (Серия Библиотека школьного психолога), 1998.

14. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская.- М.: Педагогика, 1975.

15. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина. – М.: Просвещение, 1988.

16. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология/ Под ред.      М.Р. Гинзбурга. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

17. Игра дошкольника/ Под редакцией  С.Л. Новоселовой. – Москва: Просвещение, 1989.

18. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада/Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.

19. Менджерицкая Д.В. Флерина об  игре и игрушке/ Д.В. Менджерицкая // Дошкольное воспитание. – 1969. –№ 3.

20. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. – 1989.

21. Немов  Р.С. Психология/ Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1995. – т.1.

22. Немов Р.С. Психология/ Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1995. – т.2.

23. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988.

24. Обучение детей в дошкольных учреждениях села / Под ред.                     А.С. Алексеевой. – М.: Просвещение, 1990.

25. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатком слуха и интеллекта / Н.Д. Соколова. – Москва, 1984.

26. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии?/ В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный      институт, 1998.

27. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. –  М.,1984.

28. Программа детского сада. Коррекционная  работа в детском саду. Институт коррекционной педагогики. – М.,1984.

29. Психолого-педагогические особенности  коррекционной работы во вспомогательной школе и дошкольных учреждениях. – Ленинград, 1986.

30. Психология и педагогика игры  дошкольника (материалы симпозиума)/ Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 1966.

31. Развитие, воспитание и обучение  дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия/ Сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко.            – СПб, 1996.

32. Руководство игр детей в дошкольном учреждении / Сост. А.С. Баразкова, Е.Н. Тверитина. – М.: Просвещение, 1986.

33. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника/            С.Я. Рубинштейн. – М.,1979.

34. Соколова Н.Д. Особенности игровых действий/ Н.Д. Соколова// Дефектология. – 1972. – №2.

35. Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр/ В.М. Филатов // ИЯ-ИЯШ. –  1988.

36. Худик  В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования / В.А. Худик. – К.: Освита, 1992.

37. Эльконин  Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1978.

38. Хрестоматия для детей старшего  дошкольного возраста: Книга для  воспитателя детского сада / Сост. З.Я. Рез и др. – М.: Просвещение, 1990.

39. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) / Д.Б. Эльконин. – М: Учпедгиз, 1960.

40. Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 1966.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комплекс ролевых игр

 

Игра «Игрушки»

Цель: Учить пользоваться игрушками по назначению. Научить детей бережно относиться к ним, использовать их в совместной игре.

Правила игры . Говорить от имени игрушки, помогать друг другу выполнять задание.

Материал. Разнообразные игрушки.

Ход игры .

Используются игрушки, которыми дети ежедневно играют. Некоторые из них сломаны. Каждый ребенок выбирает какую-нибудь одну игрушку и рассказывает, как с нею надо играть и обращаться. О грустной судьбе сломанных игрушек воспитатель рассказывает сам. Затем вместе с детьми он решает, что надо сделать, чтобы привести их в порядок, и как следует обращаться с ними в будущем. После этого дети разбирают игрушки для самостоятельных ролевых игр.

Игра «Семья»

Цель игры : Воспитывать желание играть вместе, учить распределять роли и действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Учить координировать свои игровые действия с другими детьми.

Подготовка к игре : Воспитатель проводит беседу с детьми, определяет названия членов семьи. Помогает определиться с выбором роли и действиями, которые должен выполнять тот или иной член семьи. Чтение произведения «Маша обедает» С. Капустин и др.

Роли: папа, мама, дети, бабушки, дедушки, гости и т.д.

Атрибуты : куклы, расставленная мебель в комнате: диван, телевизор, кровати, стол, стулья и т.п. можно использовать домик палатку.

Игра «Больница»

Цели игры: Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах (на примере поликлиники). Вызвать интерес к профессии врача, стремление больше узнать о медицинских работниках. Дать дошкольникам представление об устройстве человеческого организма. Довести до сознания детей необходимость бережного отношения к своему здоровью.

Подготовка к игре.

Беседы с детьми о том, кто из них был в поликлинике и что там делал.

Экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой врача и медицинской сестры в детском саду-

Чтение художественной литературы. В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок». К. Чуковский «Айболит», «Бармалей», «Мойдодыр».

С. Михалков «Прививка», «Чудесные таблетки». Ю. Шигаев «Я сегодня медсестра». Приобретение и изготовление атрибутов для игры.

Атрибуты. Для регистратуры: медицинские карты, белый халат. Для врачей, процедурной, аптеки: игрушечные градусники, фонендоскоп, шприцы; вата, рецепты, баночки или коробочки из-под лекарств, оклеенные цветной бумагой, белые халаты и т. п. Наборы игровой мебели «Больница» и «Доктор».

Роли. Медицинская сестра регистратуры. Медицинская сестра кабинета. Лаборантка. Процедурная медсестра. Врач ЛОР. Врач-окулист. Врач-терапевт. Фармацевт. Гардеробщица. Пациенты.

Игра «Магазин»

Цель игры. Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине. Воспитывать желание играть вместе, учить распределять роли и действовать в соответствии с взятой на себя ролью.

Подготовка к игре. С детьми организуется экскурсия в ближайший магазин, где они узнают, как обслуживают покупателей продавцы, кассиры, сколько надо платить, чтобы купить нужное количество конфет и печенья, увидят, как кассир получает за названный товар соответствующую сумму и дает сдачу, как взвешивает товар продавец.

В последующих беседах детям рассказывают, что магазины бывают разные: продовольственные, овощные, хлебные и др., что в магазине может быть несколько отделов и в каждом работает по 2—3 продавца, что продавцы и кассиры должны быть внимательны к покупателям и т. п.

Информация о работе Особенности овладения механизмом ролевой игры у умственно отсталых детей