Особенности памяти у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

Предмет работы - выявление особенностей памяти у дошкольников.
Цель - теоретический анализ понятия, видов и выявление особенностей ее формирования на примере дошкольников.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
провести теоретический анализ понятия памяти и ее видов;
дать характеристику основных процессов памяти;
выявить особенности развития памяти у дошкольников;
сделать выводы по результатам проведенного исследования.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития памяти
1.1. Общее понятие памяти и ее виды
1.2. Процессы памяти
1.3. Особенности развития памяти у дошкольников
Глава 2. Диагностика памяти старших дошкольников
2.1 Методика проведения исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Упражнения, направленные на развитие памяти
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 90.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему: «Особенности памяти у дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 4 курса КО группы

Института педагогики и психологии

Заочного отделения

Веремеенко Я.Н.

 

 

 

 

 

Луганск 2013

 

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития памяти

1.1. Общее понятие памяти и ее виды

1.2. Процессы памяти

1.3. Особенности развития памяти у дошкольников

Глава 2. Диагностика памяти старших дошкольников

2.1 Методика проведения исследования

2.2 Анализ результатов исследования

2.3 Упражнения, направленные на развитие памяти

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

 

Введение

 

Памятью называется - запоминание, сохранение и воспроизведение человеком его опыта. В памяти различают основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшем того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

Память - важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом».

Будучи важнейшей  характеристикой всех психических  процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Дошкольный возраст - возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. В самом деле, ребенок в этом возрасте усваивает речь настолько, что становится истинным носителем родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их.

Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи. Ребенок может пользоваться приемами запоминания уже сознательно. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь опять-таки все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят.

Предмет работы - выявление особенностей памяти у дошкольников.

Цель - теоретический анализ понятия, видов и выявление особенностей ее формирования на примере дошкольников.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие  задачи:

  • провести теоретический анализ понятия памяти и ее видов;
  • дать характеристику основных процессов памяти;
  • выявить особенности развития памяти у дошкольников;
  • сделать выводы по результатам проведенного исследования.

Методологической  основой для выполнения данной работы являются научная специальная литература, а также издания периодической  печати.

 

Глава 1. Теоретические  основы развития памяти

1.1 Общее понятие памяти и ее виды

Память - это запоминание, сохранение и последующее  воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.

Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в  определенной связи друг с другом. Без установления тех или других связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение. Что  значит запомнить стихотворение? Это  значит запомнить ряд слов в определенной связи, последовательности. Что значит запомнить какое-нибудь иностранное слово? Значит установить связь между этим словом и тем предметом, который оно обозначает. Связи, которые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями. Ассоциация - это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое.

Предметы  или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-либо - значит связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Есть несколько видов ассоциаций:

- по  смежности: восприятие или мысль об одном предмете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений (так запоминается последовательность действий, например);

- по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними (шум волн уподобляется говору людей);

- по контрасту: ассоциируются резко различные явления - шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное;

 

 

 

В процессе запоминания и воспроизведения  участвуют:

- Различные ассоциации. Например, вспоминаем фамилию знакомого человека, а) проходя возле дома, в котором он живет, б) встретив кого-нибудь, на него похожего;

-  Смысловые связи: причина -следствие, целое - его часть, общее - частное.

Память  связывает прошлое человека с  его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать  и много помнить, с каждым годом  жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная  память.

В научной  психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки» (П.П. Блонский). Память - сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные ее исследования, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями в нервных клетках мозга.

Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его  особенностями.

Все виды памяти можно условно разделить  на три группы:

1) что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства) различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память;

2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Произвольная и непроизвольная память;

3) как долго сохраняется запомненное.

Это кратковременная, долговременная и  оперативная память.

Двигательная память позволяет запоминать умения, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать.

Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях.

Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

Образная  память. Этот вид памяти связан с  нашими органами чувств, благодаря  которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим.

Произвольная  память предполагает наличие специальной  цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия.

Непроизвольная  память не предполагает специальной  цели запомнить или припомнить тот  или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание. Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти - применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.

Кратковременная и долговременная память. Эти два  вида памяти отличаются длительностью  сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность - несколько  секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения  только что происшедших событий, только что воспринятых предметов  и явлений. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего.

Выделяют  еще оперативную память, под которой  понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе решения любой  задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые  в дальнейшем могут быть забыты.

В процессе развития человека относительная последовательность становления видов памяти выглядит примерно так:

 

Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение образов. Образы предметов  и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называют представлениями. Представления возникают в результате оживления ранее образованных временных  связей, они могут вызываться по механизму ассоциаций, с помощью  слова, описания.

Представления отличаются от понятий. Представление - это образ предмета, понятие - мысль  о предмете. Мыслить о чем-нибудь и представлять себе что-нибудь - это  не одно и то же. Например, тысячеугольник - понятие есть, а представить нельзя. Источником представлений являются ощущения и восприятия - зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные.

Представления очень неустойчивы и непостоянны. Исключение составляют люди, имеющие высокоразвитые представления, связанные с их профессией, например, у музыкантов - слуховые, у художников - зрительные, у дегустаторов - обонятельные.

Представления - это результат переработки и  обобщения прошлых восприятий. Без  восприятий представления не могли  бы сложиться: у слепорожденных нет  представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений.

У каждого  человека есть свои особенности памяти. Память может быть хорошей по отношению  к одним объектам и плохой по отношению  к другим. Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что  человек запоминает успешнее и как  он предпочитает запомнить.

Наиболее  существенные различия проявляются  между наглядно-образным и словесно-логическими типами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто-то - мысли, выраженные в словах.

Самые яркие представители образного  типа памяти - деятели искусств: художники, музыканты, писатели, актеры, а словесно-логической - ученые, экономисты. Память большинства людей относится к среднему типу, гармонично сочетающему возможности и особенности наглядно-образного и словесно-логического запоминания.

Физиологической основой различия между двумя  типами памяти являются особенности  соотношения I и II сигнальных систем. Но типы памяти обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой анализатор является у человека ведущим в запоминании  и воспроизведении. Так, зрительный тип памяти нуждается в зрительном восприятии того, что запоминается. Есть преимущественная память на запахи, на звуки и шумы, вкусовая, осязательная, эмоциональная. Двигательный тип памяти формируется и проявляется при  занятиях физкультурой и спортом, при  письме ручкой и работе на компьютере, на пишущих машинках, при игре на музыкальных инструментах и пр.

Как определить, какой тип памяти у  человека? Обратите внимание, например, как ваш знакомый вспоминает забытый номер телефона. Если у него преобладает слуховая память, он попытается восстановить интонационно-ритмический образ номера. Такой человек предпочтет сто раз услышать, чем сто раз увидеть. Тот, кто опирается на память зрительную, постарается представить себе этот номер написанным, а кто на двигательную, напишет его, если не на бумаге, так в воздухе, да еще постарается произнести его (чтобы воспроизвести свои речевые движения).

1.2 Процессы памяти

 

Кроме видов памяти, выделяют еще ее процессы. При этом в качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (возобновление), а также сохранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко обнаруживается связь памяти с деятельностью, а также протекание ее актов как особых самостоятельных действий.

Хотя при  сопоставлении процессов памяти бросается в глаза, казалось бы, противоположная  их функциональная направленность, эти  процессы необходимо рассматривать  в единстве.

Поскольку возобновление  представляет собой не автоматическое считывание материала, а сознательное его конструирование и даже реконструирование, то в само воспроизведение обязательно включаются и процессы кратковременного запоминания и сохранения. Так называемое повторение материала есть не что иное, как его воспроизведение, но оно же вместе с тем является и процессом заучивания.

Аналогично  могут быть проанализированы и процессы сохранения — забывания. Но для этого  они прежде всего должны быть осмыслены именно как процессы так, сохранение может быть понято как функция участия материала памяти в деятельности индивида. Иными словами, забывание не бывает абсолютным. Психологически оно означает лишь трудность (или невозможность) перевода определенного содержания психики в кратковременную память, в поле осознаваемого. Именно в таком используется это понятие в обычном употреблении. Однако забывание как процесс генетически начинается с отвлечения внимания от объекта. Любое переключение внимания с объекта А на объект Б означает своего рода забывание А. Само запоминание как процесс, предполагающий перемещение сознания по объекту, обязательно включает в себя временное забывание материала. Это и есть конкретное проявление единства противоположных процессов памяти.

Информация о работе Особенности памяти у дошкольников