Особенности памяти у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

Предмет работы - выявление особенностей памяти у дошкольников.
Цель - теоретический анализ понятия, видов и выявление особенностей ее формирования на примере дошкольников.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
провести теоретический анализ понятия памяти и ее видов;
дать характеристику основных процессов памяти;
выявить особенности развития памяти у дошкольников;
сделать выводы по результатам проведенного исследования.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития памяти
1.1. Общее понятие памяти и ее виды
1.2. Процессы памяти
1.3. Особенности развития памяти у дошкольников
Глава 2. Диагностика памяти старших дошкольников
2.1 Методика проведения исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Упражнения, направленные на развитие памяти
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 90.18 Кб (Скачать файл)

 

Приложение 1

 

Методика "оперативная память"

Методика  применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.

Сначала дошкольникам вручили бланки, после  чего учитель дал им следующую  инструкцию: "Дети! Сегодня мы с вами будем участвовать в одном очень важном исследовании. Мы попытаемся с вами определить как быстро и правильно вы сможете записать по памяти числа. У каждого из вас есть листочек с ответами. Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача — запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)".

Если  у детей появляются вопросы, то учитель  должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между  зачтением рядов — 25-15 секунд, в  зависимости от возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень вопросов

   Правильный ответ

1. 5, 2, 7, 1, 4

  1. 7985

2. 3, 5, 4, 2, 5

  2. 8967

3. 7, 1, 4, 3, 2

  3. 8575

4. 2, 6, 2, 5, 3

  4. 8878

5. 4, 4, 5, 1, 7

  5. 8968

6. 4, 2, 3, 1, 5

  6. 6546

7. 3, 1, 5, 2, 6

  7. 4678

8. 2, 3, 6, 1, 4

  8. 5975

9. 5, 2, 6, 3, 2

  9. 7895

10. 3, 1, 5, 2, 7

 10. 4679





 Тестовый материал

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

№ ряда  Сумма_______________

_____1______________________________

_____2________________________________

_____3_______________________________

_____4________________________________

_____5________________________________

_____6_______________________________

_____…______________________________

 

 

После того, как испытуемые отметили по три  ответа, анкеты были собраны, а детей  поблагодарили за участие в исследовании.

Далее подсчитывается число правильно  найденных сумм (максимальное их количество — 40). С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы:

5 лет — 10 сумм и выше

6 лет —15 сумм и выше

Методика  удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени — 4-5 мин. Для получения  более надежного показателя оперативной  памяти тестирование можно через  некоторое время повторить, используя  другие ряды чисел.

 

Приложение 2

 

Методика "Долговременная память"

Экспериментальный материал состоит из следующего задания.

Учитель сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент  долговременной памяти высчитывается  по следующей формуле:

 

 

где  А — общее количество слов,

В — количество запомнившихся слов, С — коэффициент  долговременной памяти.

Результаты  интерпретируются следующим образом:

75-100% — высокий уровень;

50-75% — средний уровень;

30-50% — низкий уровень;

ниже 30% —  очень низкий уровень.

Исследование логической и механической памяти методом запоминания  двух рядов слов.

Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

 

Первый ряд    Второй ряд

кукла — играть    жук — кресло

курица —  яйцо    компас — клей

ножницы —  резать   колокольчик — стрела

лошадь —  сани    синица — сестра

книга — учитель    лейка — трамвай

бабочка —  муха    ботинки — самовар

щетка — зубы    спичка — графин

барабан —  пионер   шляпа — пчела

снег —  зима    рыба — пожар

корова —  молоко    пила — яичница

 

Ход выполнения задания. Учитель читает ученикам 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а школьники записывают запомнившиеся слова правой половины ряда.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Особенности памяти у дошкольников