Особенности познавательных прессов у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время проблема ДЦП приобретает не только медицинскую, но и социально-психологическую значимость, так как психомоторные нарушения, двигательная ограниченность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. Хронологическое созревание психической деятельности при ДЦП резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики. При ДЦП нарушено формирование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. При неблагоприятных обстоятельствах такие дети не могут реализовать свои способности, не имеют возможности стать полноправными членами общества. Поэтому особо актуальной является проблема коррекции негативных проявлений детского церебрального паралича.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования познавательных процессов детей с ДЦП.
Понятие ДЦП и причины возникновения.
Особенности развития познавательной сферы у детей с ДЦП.
1.2.1. Характеристика восприятия.
1.2.2. Характеристика внимания.
Характеристика памяти.
Характеристика мышления.
Глава 2. Экспериментальное исследование познавательных процессов у детей с ДЦП.
2.1. Описание и организация исследования.
2.2.Анализ результатов исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 55.39 Кб (Скачать файл)

     Дети с задержкой психического развития в указанном возрасте самостоятельно задание не выполняют. Им доступно установление смысловых связей между словом и картинкой, но они не умеют использовать картинку как средство для запоминания и последующего воспроизведения. Требуется специальное обучение 
этому приему. В ходе работы необходима постоянная организующая помощь.

Стимульный материал и результаты исследования, находится в таблице 2  «ПРИЛОЖЕНИЯ Б».

Методика «Последовательность событий» Н.А. Бернштейн.

Цель: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения

Диапазон: дети школьного возраста

Стимульный материал: сюжетные картинки (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-либо события. Популярным экспериментальным материалов для этой методики являются сюжетные рисунки X. Бидструпа.

Процедура проведения: ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, что бы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь до ним рассказ о том событий, которое здесь изображено».

Обработка и анализ результатов:

После того, как ребенок разложит все картинки, экспериментатор записывает в протоколе порядок картинок. Затем он просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось, т.е составить устный рассказ по этим картинкам.

Бывают случаи, когда при неправильно составленной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как верное.

Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Составление рассказа с помощью наводящихся вопросов расценивается как выполнение задания на среднем уровне.

Если ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное.

Особо рассматриваются случаи, когда молчание ребенка обусловлено личностными причинами: боязнь общения с незнакомыми людьми, страх допустить ошибку.

Считается, что испытуемый не справился с заданием, если:

    1. если не смог найти последовательность событий и отказался от рассказа
    2. на найденной им последовательности картинок составил не логический рассказ.
    3. составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу.
    4. каждая картинка описывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными- в результате рассказа не получается.
    5. На каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

Если экспериментатор сталкивается с феноменами, описанными в 4-м и 5-м пунктах, то необходима тщательная проверка интеллектуальных способностей ребенка, поскольку невозможность связать воедино (4), а тем более соединять отдельное предметы на одной картинке в целостную композицию (5) может свидетельствовать о неразвитой способности к обобщению, что в возрасте 6-7 лет и старше наблюдается, по данным психологов, в случае ЗПР или даже УО.

Стимульный материал и результаты исследования, находится в таблице 3  «ПРИЛОЖЕНИЯ В».

 

 

 

2.2. Анализ и  обсуждение результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности познавательных прессов у детей с ДЦП