Особенности проявления темпераментов подростков в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение особенностей проявления темпераментов в обучении.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность темперамента его свойств и типов.
2.Проанализировать характеристику особенностей подросткового возраста и темпераментов у подростков.
3.Представить психологическую характеристику учебной деятельности и определить требования учебной деятельности к личности ученика.
4.Выявить особенности проявления темпераментов в разных учебных ситуациях.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психологическая характеристика темперамента подростков как предмет научного познания …………………………………………………… 6
1.1. Сущность темперамента, его свойств и типов ……………………6
1.2. Особенности проявления подросткового возраста и темперамента у подростков………………………………………………………………………. 13
1.3. Характеристика учебной деятельности и её требования к личности учащегося………………………………………………………………………. 19
Глава 2. Выявление особенностей проявления темперамента в разных учебных ситуациях…………………………………………………………...... 25
2.1. Описание методов исследования………………………………….……… 25
2.2. Анализ результатов исследования………………………………..……… 29
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Officeт Wordк.docx

— 67.60 Кб (Скачать файл)

-возбужденная убедительная речь. [1,с 20]

Сангвиник — человек с  сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомых, хотя он и не отличается постоянством в общении привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае  он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает, борется за нормализацию обстановки. [5,с 159]

Характерологические черты

 Позитивные:                                                             Негативные:

 

- высокая подвижность;                      -деятелен при условии интересного      

                                                                 дела;

- высокая адаптивность                       -тяготится однообразием;

(легкая приспособляемость);

- общительность;                                  -малая склонность к самоуглублению;

-доброжелательность;                          -в действиях бывает резок;

-жизнерадостность;                              -отсутствие усидчивости;

-выразительность мимики  и                - недостаточная настойчивость.

 пантомимики. [1, с 19]

Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системы, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно;  обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает вое усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. [5,с 160]

Характерологические черты

Позитивные:                                                            Негативные:

- ровен в отношениях;                                  - инертность;

-в меру общителен;                                       -малоподвижность;

- не обидчив;                                                  -требует времени для сосредото-                                                                   

-отличается высокой                                     чения внимания; 

работоспособностью;                                   -медленно принимает решения;

- настойчив;

-способен к большому  напря-

жению в работе.[1,с 20]

Меланхолик — человек  со слабой нервной  системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность,  «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. [5, с 160]

Характерологические черты

Позитивные:                                                Негативные:

-высокая чувствительность;                    -легко раним и застенчив;

- сердечность;                                            - мнителен и замкнут;

- тонкая восприимчивость;                      - пониженная активность;

-в привычной обстановке —                    -неуверенность движений;

исполнительный работник.                      -  низкая работоспособность (в               

                                                           неблогоприятных условиях )[1,с 21]

 

1.2. Особенности проявления подросткового возраста и темперамента у подростков

Подростковый возраст  связан с перестройкой организма  ребенка — половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. [8, с. 44]

Так как развитие на этом этапе идет довольно быстро, и он характеризуется  личностной нестабильностью, то характерные черты типа темперамента могут также изменяться. Может  измениться тип ВНД и, следовательно, может также измениться и тип  темперамента.

Даже в целом нормально  протекающему подростковому периоду  свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. Наблюдается  как интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и  интраиндивидуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительнонизок).

Подростковый возраст  как этап психического развития характеризуется  выходом ребенка на качественно  новую социальную позицию, связанную  с поиском собственного мест а  в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления  о своих возможностях приводят к  многочисленным конфликтам подростка  с родителями и учителями, к протестному  поведению.

Основные психологические  потребности подростка — стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности  и независимости, «эмансипации»  от взрослых, к признанию своих  прав со стороны других людей. Чувств о взрослост и — это психологический  симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или  товарищами), находит образцы для  усвоения, строит свои отношения с  другими людьми, перестраивает свою деятельность» [9 , с. 243,245]

Чувство взрослости — особая форма самосознания. Оно не жестко связано с процессом полового созревания; можно сказать, что половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта. Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего, в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть — учебы. В последнем случае отвергается не  только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий и т.п., но зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их (будь то пристрастие к какому-то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

Именно в этот период у  детей появляется потребность в  активном, самостоятельном, творческом познании. В принципе она может  быть реализована и в учебной  деятельности. По мнению Д.Б. Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к переходу учебной деятельности на более высокий уровень. Учение может приобрести для ребенка  новый личностный смысл — стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию. К сожалению, это случается не очень часто. Руководить интересами подростка в этом направлении могут взрослые — любимые учителя и родители, искренне увлеченные своим делом. Побудить его к дополнительным занятиям определенным учебным предметом им удается, только соблюдая осторожность: излишнее давление с их стороны приводит к противоположной реакции — нежеланию делать то, что навязывают, к апатии или бунту.

Как правило, увлечения имеют  неучебный характер. Пересекаться со школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические (по классификации А.Е. Личко) и то не все. Они связаны с глубоким интересом к любимому занятию — истории, радиотехнике, музыке, рисованию, разведению цветов и т.д. Это наиболее ценные с точки зрения развития ребенка увлечения, но и они иногда усложняют жизнь детям и их родителям. Бывает, что поглощенные своим делом подростки запускают учебу в школе. [8, c. 47]

Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет  свою актуальность, но в психологическом  отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового  периода — настойчивое стремление ребенка к признанию своей  личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить  себя среди них.

Д.Б. Эльконин считал, что  ведущей деятельностью детей  этого возраста становится общение  со сверстниками. Именно в начале подросткового  возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена  компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода - найти  свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников .

Стремление подростка  занять удовлетворяющее его положение  в группе сверстников сопровождается повышенной конформностью к нормам поведения и ценностям референтной  группы, что особенно опасно в случае приобщения к асоциальному сообществу.

Переходность психики  подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в  ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко  сохраняется склонность к поведенческим  реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К  ним относят следующие: реакция  отказа, реакция оппозиции, протеста, реакция имитации, реакция компенсации, реакция гиперкомпенсации.

К индивидуальным особенностям организма подростка можно отнести  проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента. Под типом высшей нервной деятельности будем иметь  в виду наиболее яркое сочетание  силы, уравновешенности и подвижности  возбуждения и торможения. Сила нервных  процессов, по И.П.Павлову, это способность  нервных клеток выдержать сильные  и продолжительно действующие раздражители. Сильная нервная система в  обычной жизни видна по тому, как  долго и усиленно, не отвлекаясь и не входя в запредельное торможение, может заниматься подросток. Причем после таких занятий он быстро восстанавливается и снова упорно занимается.

Уравновешенность нервных  процессов – соотношение возбуждения  и торможения. При уравновешенной нервной системе возбуждение  и торможение проявляются умеренно. Подросток с такой нервной  системой ведет себя живо, эмоционально, без срывов, умеет вовремя остановиться, действует осмысленно и без аффектов, но если они возникают, то быстро проходят. Подвижность нервных процессов  означает, насколько быстро или медленно они захватывают весь организм. Подвижность  проявляется прежде всего в моторике и мимике. У подростка с подвижными нервными процессами живая мимика, хороша развита моторика. Из сочетания вышеперечисленных свойств нервных процессов И. П. Павлов вывел четыре типа высшей нервной деятельности: безудержный, живой, инертный и слабый. Безудержный тип обладает сильной, неуравновешенной, подвижной нервной системой, а живой – сильной, уравновешенной, подвижной. Инертный тип имеет сильную, малоподвижную, уравновешенную нервную систему, слабый характеризуется Павловым как неспособный выдержать сильные и длительные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность на действия раздражителей. Подростки этого типа в стрессовой ситуации начинают паниковать, плакать, легко расстраиваются.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.3. Характеристика и требования учебной деятельности к личности учащегося

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение — специфически человеческая деятельность, причем оно  возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).

Информация о работе Особенности проявления темпераментов подростков в учебной деятельности