Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:39, курсовая работа
Целью данной работы является определение особенностей проявления темпераментов в обучении.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность темперамента его свойств и типов.
2.Проанализировать характеристику особенностей подросткового возраста и темпераментов у подростков.
3.Представить психологическую характеристику учебной деятельности и определить требования учебной деятельности к личности ученика.
4.Выявить особенности проявления темпераментов в разных учебных ситуациях.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психологическая характеристика темперамента подростков как предмет научного познания …………………………………………………… 6
1.1. Сущность темперамента, его свойств и типов ……………………6
1.2. Особенности проявления подросткового возраста и темперамента у подростков………………………………………………………………………. 13
1.3. Характеристика учебной деятельности и её требования к личности учащегося………………………………………………………………………. 19
Глава 2. Выявление особенностей проявления темперамента в разных учебных ситуациях…………………………………………………………...... 25
2.1. Описание методов исследования………………………………….……… 25
2.2. Анализ результатов исследования………………………………..……… 29
Заключение
Список использованной литературы
-возбужденная убедительная речь. [1,с 20]
Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомых, хотя он и не отличается постоянством в общении привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает, борется за нормализацию обстановки. [5,с 159]
Характерологические черты
Позитивные:
- высокая подвижность;
- высокая адаптивность
(легкая приспособляемость);
- общительность;
-доброжелательность;
-жизнерадостность;
-выразительность мимики и - недостаточная настойчивость.
пантомимики. [1, с 19]
Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системы, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает вое усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. [5,с 160]
Характерологические черты
Позитивные:
- ровен в отношениях;
-в меру общителен;
- не обидчив;
-отличается высокой
работоспособностью;
- настойчив;
-способен к большому напря-
жению в работе.[1,с 20]
Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. [5, с 160]
Характерологические черты
Позитивные: Негативные:
-высокая чувствительность;
- сердечность;
- тонкая восприимчивость;
-в привычной обстановке — -неуверенность движений;
исполнительный работник.
1.2. Особенности проявления подросткового возраста и темперамента у подростков
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка — личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. [8, с. 44]
Так как развитие на этом этапе идет довольно быстро, и он характеризуется личностной нестабильностью, то характерные черты типа темперамента могут также изменяться. Может измениться тип ВНД и, следовательно, может также измениться и тип темперамента.
Даже в целом нормально
протекающему подростковому периоду
свойственны асинхронность, скачкообразность,
дисгармоничность развития. Наблюдается
как интериндивидуальная
Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного мест а в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению.
Основные психологические
потребности подростка —
Чувство взрослости — особая форма самосознания. Оно не жестко связано с процессом полового созревания; можно сказать, что половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта. Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего, в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть — учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий и т.п., но зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их (будь то пристрастие к какому-то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.
Именно в этот период у детей появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. В принципе она может быть реализована и в учебной деятельности. По мнению Д.Б. Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к переходу учебной деятельности на более высокий уровень. Учение может приобрести для ребенка новый личностный смысл — стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию. К сожалению, это случается не очень часто. Руководить интересами подростка в этом направлении могут взрослые — любимые учителя и родители, искренне увлеченные своим делом. Побудить его к дополнительным занятиям определенным учебным предметом им удается, только соблюдая осторожность: излишнее давление с их стороны приводит к противоположной реакции — нежеланию делать то, что навязывают, к апатии или бунту.
Как правило, увлечения имеют
неучебный характер. Пересекаться со
школьным обучением могут только
увлечения интеллектуально-
Подросток продолжает оставаться
школьником; учебная деятельность сохраняет
свою актуальность, но в психологическом
отношении отступает на задний план.
Основное противоречие подросткового
периода — настойчивое
Д.Б. Эльконин считал, что
ведущей деятельностью детей
этого возраста становится общение
со сверстниками. Именно в начале подросткового
возраста деятельность общения, сознательное
экспериментирование с
Стремление подростка
занять удовлетворяющее его положение
в группе сверстников сопровождается
повышенной конформностью к нормам
поведения и ценностям
Переходность психики
подростка состоит в
К индивидуальным особенностям
организма подростка можно
Уравновешенность нервных
процессов – соотношение
1.3. Характеристика и требования учебной деятельности к личности учащегося
Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Учение — специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).
Информация о работе Особенности проявления темпераментов подростков в учебной деятельности