Особенности проявления темпераментов подростков в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение особенностей проявления темпераментов в обучении.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность темперамента его свойств и типов.
2.Проанализировать характеристику особенностей подросткового возраста и темпераментов у подростков.
3.Представить психологическую характеристику учебной деятельности и определить требования учебной деятельности к личности ученика.
4.Выявить особенности проявления темпераментов в разных учебных ситуациях.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психологическая характеристика темперамента подростков как предмет научного познания …………………………………………………… 6
1.1. Сущность темперамента, его свойств и типов ……………………6
1.2. Особенности проявления подросткового возраста и темперамента у подростков………………………………………………………………………. 13
1.3. Характеристика учебной деятельности и её требования к личности учащегося………………………………………………………………………. 19
Глава 2. Выявление особенностей проявления темперамента в разных учебных ситуациях…………………………………………………………...... 25
2.1. Описание методов исследования………………………………….……… 25
2.2. Анализ результатов исследования………………………………..……… 29
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Officeт Wordк.docx

— 67.60 Кб (Скачать файл)

Исходным моментом в учении является потребностно-мотивационный  аспект. Познавательная потребность  является, с одной стороны, предпосылкой деятельности учения, с другой стороны  — ее результатом — сформированным мотивом. Учебная деятельность при  этом рассматривается с точки  зрения формирования познавательной мотивации. Процесс учения в условиях его  правильной организации может стать  условием изменения структуры мотивационно-потребностной  сферы личности.

Второй аспект, характеризующий  учебную деятельность, связан с рассмотрением  ее составляющих структурных компонентов.

Каждая деятельность характеризуется  по ее предмету. Кажется, что предметом  учебной деятельности является обобщенный опыт знаний, дифференцированный на отдельные  науки. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая сами знания, человек ничего в этих знаниях  не меняет. Предметом изменений в  учебной деятельности является сам  субъект, осуществляющий эту деятельность. Самое главное в учебной деятельности - это поворот на самого себя, оценка собственных изменений, рефлексия на себя. Деятельностный подход к процессу учения требует анализа его как целостной системы, как реального процесса решения задач, стоящих перед человеком, являющимся субъектом этой деятельности.

В учебной деятельности выделяется ее предмет, средства, способы, продукт, результат действия, структура. В  учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Основные характеристики учебной деятельности: 1) она специально направлена на овладение учебным  материалом и решение учебных  задач; 2) в ней осваиваются общие  способы действий и научные понятия; 3) общие способы действия предваряют решение задач, происходит восхождение  от общего к частному; 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом  человеке-ученике; 5) происходят изменения  психических свойств и поведения  обучающегося «в зависимости от результатов  своих собственных действий». 

Учение только тогда является собственно деятельностью, когда оно  удовлетворяет познавательную потребность. Если познавательной потребности у  ученика нет, то он или не будет  учиться, или будет учиться ради удовлетворения какой то другой потребности. В последнем случае учение уже  не является деятельностью, так как  овладение знаниями само по себе не приводит к удовлетворению потребности  субъекта, а служит лишь промежуточной целью. Учение становится действием, реализующим другую деятельность; знания, являясь целью действия, не выполняют функции мотива, так как процесс учения побуждают не они, а то, ради чего ученик учится, что приводит к удовлетворению стоящей за этим потребности.

 [6, с 62,63,64]

Учебная деятельность направлена на самого обучаемого как ее субъекта в плане совершенствования, развития, формирования его личности благодаря  осознанному, целенаправленному присвоению им общественного опыта в различных  видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и  практической деятельности.

Независимо от того, на удовлетворение какой потребности направлено учение, — специфической для него или  нет, оно всегда реализуется действием  или цепью действий. Одна и та же деятельность может быть реализована  с помощью разных действий и, наоборот, одно и то же действие может реализовать  разные деятельности. Следовательно, действие имеет относительную самостоятельность. При выполнении деятельности учения у индивида нет других целей, кроме  усвоения социального опыта. Этим отличается учение от других видов ведущей деятельности.

Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению - оно является ее основным содержанием и определяется строением и уровнем ее развития, в которую усвоение включено. Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией по этапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), где принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному и этапность этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обучающийся, полностью раскрывают способ учебной деятельности.

Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:

— интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.);

— знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание.

Способы учебной деятельности могут быть разнообразными: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов).

Главным продуктом учебной  деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося  теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего  обучения знаний.

Внешняя структура учебной  деятельности состоит из таких основных компонентов, как: 1) мотивация; 2) учебные  задачи в определенных ситуациях  в различной форме заданий; 3) учебные  действия; 4) контроль, переходящий в  самоконтроль; 5) оценка, переходящая  в самооценку.

[6,с 68]

Цель учебной деятельности — получение знаний, никакой другой цели сама эта деятельность не позволяет  достичь. Но если ученик не имеет потребности  в этих знаниях, то достижение этой цели кажется бессмысленным, если это  не удовлетворяет какой-то другой потребности, но уже не прямо, а опосредованно. Так, например, ученик учится потому, что  хочет получить престижную профессию, и это является его конечной целью.

Итак, учение может иметь  различный психологический смысл  для ученика: а) отвечать познавательной потребности, которая и выступает  в качестве мотива учения, т. е. в  качестве «двигателя» его учебной  деятельности; б) служить средством  достижения других целей. В этом случае мотивом, заставляющим выполнять учебную  деятельность, является эта другая цель.

Чтобы достичь целей обучения, ученик должен обладать определенным рядом характеристик. Каждый человек  имеет свое представление об успешном ученике. Так какой же он, успешный ученик? Были опрошены пятиклассники. Им был задан вопрос: "Каким должен быть идеальный ученик?" У мальчиков на первом месте стоит хорошее поведение, потом ум и общечеловеческие качества (честный, добрый…). Для девочек важны хорошее поведение, хорошая учеба и послушание, а потом уже ум и общечеловеческие качества.

          А что думают о понятии "идеальный  ученик" учителя? На первое  место они ставят желание учиться  и интерес к учебе, потом  внимательность, трудолюбие, ум. Часто  называют 1-2 каких-то общечеловеческих  качества, среди них доброта, честность  и порядочность.

Что входит в понятие «успешный ученик»:

     -  способность  к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т.е. тех,  которые педагогика как наука  на данном этапе своего развития  готова дать детям – всему  классу одну и ту же;

     -  способность  продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать  и уметь объяснить то, что ты  понимаешь – это не одно  и то же);

     -  высокие  школьные отметки – чаще всего  именно они являются основным  критерием школьной успешности;

     -  способность  использовать полученные ЗУН  в жизни – это очень важно:  знания, которые остаются лишь  в стенах школы, никому не  нужны;

     -  положительная  динамика развития – мы видим  рост нашего ученика;

     -  положительная  мотивация к обучению, положительное  отношение к школе, сохранение  познавательного интереса - ученика,  который не любит школу и  не хочет учиться, нельзя назвать  успешным;

-  социальная адаптированность  – ему хорошо в школе, среди  сверстников и учителей;

 - наличие таких волевых качеств как, настойчивость, упорство и целеустремленность. Так как они необходимы для достижения целей обучения;

     -  позитивные  отношения между учеником и  учителем – ни о какой успешности  не может быть и речи, если  ученик не любит или боится  учителя, а учитель не понимает  и не принимает ученика;

     -  позитивные  отношения с одноклассниками;

     -  хорошее  физическое и психическое здоровье;

     - адекватно-позитивная  самооценка – ребенок сам должен  чувствовать себя успешным;

     - чувство благополучия, защищенности в семье и школе  – тревожный, задерганный отличник  не может быть назван успешным  учеником.

Успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.[7]

 

 

 

 

Глава 2. Выявление  особенностей проявления темперамента в разных учебных ситуациях.

2.1. Описание методов исследования

Исследование проводилось  на базе средней школы № 15 города Пинска в 8 «А» «Г» классах. В группе 8 «А» класса обучается 10 человек, на момент проведения исследования присутствовало 7, 5 – девочек и 2 – мальчика. В группе 8 «Г» класса обучается 10 человек, на момент проведения исследования присутствовало 8 человек, из них 4 – девочки и 4 – мальчика. Всего в двух группах 15 человек. Средний возраст составляет 13-14 лет. По словам классных руководителей в классе нет явного лидера. Взаимоотношения между учениками дружеские, конфликты происходят крайне редко.

Для проведения исследовательской  работы были определены следующие этапы:

  1. Изучение успеваемости учащихся
  2. Наблюдение за подростками
  3. Выполнения методик для определения типов темперамента

Тестирование – психологический  метод, использующий стандартизированные  задачи и вопросы - тесты, имеющие  определенную шкалу значений. Применяются  для стандартизированного измерения  индивидуальных различий. Позволяют  с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.п. (в данном случае темперамента). Тестирование предполагает, что обследуемый отвечает на заданные в опроснике вопросы. В процессе тестирования происходит определенное испытание, на основании результатов  которого делаются выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Тесты - это стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый. Процедура оценки результатов также стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставить результаты различных испытуемых.

В качестве методик исследования были взяты тест-опросник Г. Айзенка (см. приложение 1) Тест Айзенка включает две шкалы — экстра-интроверсии и нейротизма. С помощью данных шкал тест Айзенка позволяет в полном объеме диагностировать характерологические и темпераментологические особенности личности. В тесте Айзенка код опросника имеет шкалу лжи, но все учащиеся оказались довольно искренними.

Указанная методика позволяет  выявить тип темперамента, исходя из данных об уровне психотизма, нейротизма и экстраверсии-интроверсии. Опросник содержит 57 вопросов, на которые испытуемый должен ответить «да» («+»), либо «нет» («-»). Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.

Перед проведением теста, с учащимися проводят инструкцию: «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову.

Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте  «+» («.да»), если нет — знак «-» («нет»). Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов».

Обработка результатов. С  помощью «ключа» подсчитывается количество баллов, полученных по каждой из шкал.

За ответ, совпадающий  с ключом, начисляется 1 балл, за ответ, не совпадающий с ключом – баллы не ставятся. Полученные баллы суммируются. В ключе указаны вопросы, которые являются показателями экстроверсии и нейротизма. На чистом листке вычерчиваем две взаимо-перпендикулярные оси экстравертированности и нейротизма. По фактору экстровертированности (экстроверсия – интроверсия) испытуемых можно разделить на две группы. В случае, если по показателю экстравертированности испытуемый набрал сумму менее 12 баллов, то ему свойственна скорее интроверсия. Если сумма баллов будет больше 12, то испытуемому свойственна скорее экстраверсия. Аналогично производится подсчет баллов по показателю нейротизма. При сумме баллов менее 12 испытуемые относятся к представителям, отличающимся эмоциональной устойчивостью ( стабильностью). При сумме баллов более 12 испытуемые относятся к эмоционально неустойчивым типам личности.

Метод изучения продуктов деятельности учащихся.

 Изучение продуктов деятельности – это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированности знаний и навыков, интересов и особенностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т. д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области. В ходе моей исследовательской работы, я изучала качество (грамотность) и скорость выполнения лексических тестов, разно-уровневых заданий, словарных диктантов и др. Качество выполнения домашнего задания и разных видов работ на уроке. И устанавливала взаимосвязь между темпераментом учеников и их работой.

Информация о работе Особенности проявления темпераментов подростков в учебной деятельности