Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:39, курсовая работа
Целью данной работы является определение особенностей проявления темпераментов в обучении.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность темперамента его свойств и типов.
2.Проанализировать характеристику особенностей подросткового возраста и темпераментов у подростков.
3.Представить психологическую характеристику учебной деятельности и определить требования учебной деятельности к личности ученика.
4.Выявить особенности проявления темпераментов в разных учебных ситуациях.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психологическая характеристика темперамента подростков как предмет научного познания …………………………………………………… 6
1.1. Сущность темперамента, его свойств и типов ……………………6
1.2. Особенности проявления подросткового возраста и темперамента у подростков………………………………………………………………………. 13
1.3. Характеристика учебной деятельности и её требования к личности учащегося………………………………………………………………………. 19
Глава 2. Выявление особенностей проявления темперамента в разных учебных ситуациях…………………………………………………………...... 25
2.1. Описание методов исследования………………………………….……… 25
2.2. Анализ результатов исследования………………………………..……… 29
Заключение
Список использованной литературы
Педагогическое наблюдение - это один из самых распространённых и наиболее доступных методов исследования педагогической практики.
Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях. Этот метод один из наиболее важных и доступных методов, который помогает учителю лучше узнать своих учеников, заметить их отличительные черты.
2.2. Анализ результатов исследования
Для диагностики типа темперамента был применен тест-опросник Г.Ю.Айзенка. По результатам методики был сделан вывод о типе темперамента испытуемых, данные отображены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Интровертивные, экстравертивные качества, нейротизм и эмоциональная устойчивость в личности испытуемых (по результатам методики Г.Ю. Айзенка)
Параметры |
Человек |
В % |
экстраверсия |
11 |
73,3 |
интроверсия |
4 |
26,7 |
нейротизм |
9 |
60 |
эмоциональная устойчивость |
6 |
40 |
Охарактеризуем результаты исследования.
Шкал «экстраверсия — интроверсия». Характеризуя типичного экстраверта, автор методики Г.Ю. Айзенк отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Такое поведение демонстрируют 73,3 % обследованных подростков.
Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу, сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Данное поведение диагностировано у 26,7 % обследованных подростков.
Шкала «нейротизм — эмоциональная
устойчивость» характеризует
Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности. Эмоциональная устойчивость выявлена у 40 % обследованных подростков.
Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. Нейротические черты обнаружили 60 % подростков.
Сочетание шкал «экстраверсия-интроверсия»
и «нейротизм – эмоциональная
устойчивость» позволяют
Таблица 2
Тип темперамента подростков (по результатам методики Г.Ю.Айзенка)
Типы |
Человек |
В % |
сангвинический |
2 |
13,3 |
холерический |
9 |
60 |
флегматический |
3 |
20 |
меланхолический |
1 |
6,7 |
Из данных таблицы 2 следует, что в выборке сангвинический тип темперамента встречается в 13,3 % случаев. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика у сангвиника богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует импульсы, не умеет строго придерживаться распорядка жизни, системы в работе и учебе. В связи с этим может успешно выполнять дело, требующее равной траты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерический тип темперамента встречается в 60% случаев. Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности.
Флегматический тип
Флегматик характеризуется
сравнительно низким уровнем активности
поведения, новые формы которого
вырабатываются медленно, но являются
стойкими. Обладает медлительностью
и спокойствием в действиях, мимике
и речи, ровностью, постоянством, глубиной
чувств и настроений. Он редко выходит
из себя, не склонен к аффектам, рассчитав
свои силы, доводит дело до конца, ровен
в отношениях, в меру общителен, не
любит попусту болтать. Экономит
силы, попусту их не тратит. В зависимости
от условий, в одних случаях флегматик
может характеризоваться «
Меланхолический тип темперамента представлен в выборке в 6,7% случаев. У подростка с таким типом темперамента реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
При анализе продуктов деятельности учащихся, мы изучали их работы по следующим критериям: скорость выполнения заданий и качество проделанной работы. При выполнении лексического теста, заполнении таблиц, кроссвордов учащиеся холерического типа темперамента выполняли задания быстрее остальных ребят. Но не всегда все задания были выполнены правильно. Иногда они совершали ошибки из-за того что не были внимательными, или поспешили в выполнении работы. Хорошо справлялись с заданиями ученики с сангвиническим и флегматическим типами темперамента. Меланхолики чаще всего не были активны на уроках и при выполнении упражнений справлялись с заданиями позже других. Повышенной активностью на уроках отличались учащиеся с холерическим типом темперамента.
Если рассматривать качественный показатель, то в большинстве случаев качество выполняемой работы зависело от индивидуальной подготовки учеников. И ученики с разными типами темперамента могли написать разные вида работ хорошо, когда они подготовлены к уроку. Но скорость выполнения, а также усилия, которые ученики прикладывают к выполнению заданий, будут разные.
Таким образом, гипотеза поставленная в начале исследования – доказана.
Заключение
Темперамент является важным
психологическим феноменом. Он представляет
собой совокупность свойств, характеризующих
динамические особенности протекания
психических процессов и
Содержательная характеристика
темперамента раскрывается в его
свойствах. Свойства темперамента - это
такие отличительные
Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Каждый тип темперамента различается разным уровнем выраженности силы, уравновешенности, подвижности.
В психологической практике
для диагностики темперамента применяются
разные методики. Тип темперамента
позволяют установить опросник Я. Стреляу
и опросник Г. Айзенка. Опросник структуры
темперамента В.М. Русалова используется
для диагностики свойств
В начале исследования была выдвинута гипотеза что темп, динамика и характер содержания учебной работы будут зависеть от типа темперамента.
Для сбора данных применялся опросник Г. Айзенка, метод анализа продуктов деятельности учащихся, педагогическое наблюдение.
В результате исследований
мы установили, что темп динамики
учебной работы учащихся будут зависеть
от типа темперамента. Ученики с
холерическим типом темперамента справляются
с заданиями быстрее, они также
быстрее усваивают новый
Характер содержания учебной работы будут зависеть от типа темперамента, так как будет происходить учет индивидуальных особенностей учеников, который необходимо осуществлять на каждом уроке. Каждому типу темперамента можно подобрать индивидуальные задания, чтобы ученики, которые выполняют задания быстро, могли работать в своем темпе, а ученики, которые не всегда успевают выполнять задания за остальными, могли работать в своем темпе и качественно усваивать новый материал и совершенствовать знания уже изученных тем.
Данный факт позволяет психологу и педагогу организовать работу с подростками с учетами выявленных особенностей. Например, «задавать» более быстрый темп при работе с подростками с холерическим типом темперамента и придерживаться более медленного ритма, когда речь идет о подростках с меланхолическим типом темперамента.
Список использованных источников
Приложение
Информация о работе Особенности проявления темпераментов подростков в учебной деятельности