Особенности проявления темпераментов подростков в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение особенностей проявления темпераментов в обучении.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность темперамента его свойств и типов.
2.Проанализировать характеристику особенностей подросткового возраста и темпераментов у подростков.
3.Представить психологическую характеристику учебной деятельности и определить требования учебной деятельности к личности ученика.
4.Выявить особенности проявления темпераментов в разных учебных ситуациях.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Психологическая характеристика темперамента подростков как предмет научного познания …………………………………………………… 6
1.1. Сущность темперамента, его свойств и типов ……………………6
1.2. Особенности проявления подросткового возраста и темперамента у подростков………………………………………………………………………. 13
1.3. Характеристика учебной деятельности и её требования к личности учащегося………………………………………………………………………. 19
Глава 2. Выявление особенностей проявления темперамента в разных учебных ситуациях…………………………………………………………...... 25
2.1. Описание методов исследования………………………………….……… 25
2.2. Анализ результатов исследования………………………………..……… 29
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Officeт Wordк.docx

— 67.60 Кб (Скачать файл)

Педагогическое наблюдение - это один из самых распространённых и наиболее доступных методов исследования педагогической практики.

Педагогическое наблюдение – это  непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях. Этот метод один из наиболее важных и доступных методов, который помогает учителю лучше узнать своих учеников, заметить их отличительные черты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Анализ результатов исследования

Для диагностики типа темперамента был применен тест-опросник Г.Ю.Айзенка. По результатам методики был сделан вывод о типе темперамента испытуемых, данные отображены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Интровертивные, экстравертивные  качества, нейротизм и эмоциональная  устойчивость в личности испытуемых (по результатам методики Г.Ю. Айзенка)

Параметры

Человек

В %

экстраверсия

11

73,3

интроверсия

4

26,7

нейротизм

9

60

эмоциональная устойчивость

6

40


 

Охарактеризуем результаты исследования.

Шкал «экстраверсия —  интроверсия». Характеризуя типичного  экстраверта, автор методики Г.Ю. Айзенк отмечает его общительность и  обращенность индивида вовне, широкий  круг знакомств, необходимость в  контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию  к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен  к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Такое поведение демонстрируют 73,3 % обследованных подростков.

Типичный интроверт —  это спокойный, застенчивый, интроективный  человек, склонный к самоанализу, сдержан  и отдален от всех, кроме близких  друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным  побуждениям, серьезно относится к  принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко  вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Данное поведение диагностировано у 26,7 % обследованных подростков.

Шкала «нейротизм — эмоциональная  устойчивость» характеризует эмоциональную  устойчивость или неустойчивость (эмоциональная  стабильность или нестабильность).

Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного  поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой  напряженности, беспокойства, а так  же склонностью к лидерству, общительности. Эмоциональная устойчивость выявлена у 40 % обследованных подростков.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и  беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует  эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая  личность характеризуется неадекватно  сильными реакциями по отношению  к вызывающим их стимулам. Нейротические  черты обнаружили 60 % подростков.

Сочетание шкал «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм – эмоциональная  устойчивость» позволяют сделать  вывод о типе темперамента подростков на основании опросника Г.Ю. Айзенка  (Таблица 2).

Таблица 2

Тип темперамента подростков (по результатам методики Г.Ю.Айзенка)

Типы

Человек

В %

сангвинический

2

13,3

холерический

9

60

флегматический

3

20

меланхолический

1

6,7


 

Из данных таблицы 2 следует, что в выборке сангвинический тип темперамента встречается в 13,3 % случаев. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика у сангвиника богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует импульсы, не умеет строго придерживаться распорядка жизни, системы в работе и учебе. В связи с этим может успешно выполнять дело, требующее равной траты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерический тип темперамента встречается в 60% случаев. Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности.

Флегматический тип темперамента отмечен у 20% подростков.

Флегматик характеризуется  сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью  и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Он редко выходит  из себя, не склонен к аффектам, рассчитав  свои силы, доводит дело до конца, ровен  в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости  от условий, в одних случаях флегматик  может характеризоваться «положительными» чертами: выдержка, глубина мыслей, постоянство, основательность и  т. д., в других — вялость, безучастность  к окружающему, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, склонность к  выполнению одних лишь привычных  действий.

Меланхолический тип темперамента представлен в выборке в 6,7% случаев. У подростка с таким типом темперамента реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

При анализе продуктов деятельности учащихся, мы изучали их работы по следующим критериям: скорость выполнения заданий и качество проделанной работы. При выполнении лексического теста, заполнении таблиц, кроссвордов учащиеся холерического типа темперамента выполняли задания быстрее остальных ребят. Но не всегда все задания были выполнены правильно. Иногда они совершали ошибки из-за того что не были внимательными, или поспешили в выполнении работы. Хорошо справлялись с заданиями ученики с сангвиническим и флегматическим типами темперамента. Меланхолики чаще всего не были активны на уроках и при выполнении упражнений справлялись с заданиями позже других. Повышенной активностью на уроках отличались учащиеся с холерическим типом темперамента.

 Если рассматривать качественный показатель, то в большинстве случаев качество выполняемой работы зависело от индивидуальной подготовки учеников. И ученики с разными типами темперамента могли написать разные вида работ хорошо, когда они подготовлены к уроку. Но скорость выполнения, а также усилия, которые ученики прикладывают к выполнению заданий, будут разные.

Таким образом, гипотеза поставленная в начале  исследования – доказана.

 

 

 

 

 

Заключение

Темперамент является важным психологическим феноменом. Он представляет собой совокупность свойств, характеризующих  динамические особенности протекания психических процессов и поведения  человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Содержательная характеристика темперамента раскрывается в его  свойствах. Свойства темперамента - это  такие отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют  особенности протекания психических  процессов, имеют более или менее  устойчивый характер, сохраняются в  течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. Среди свойств  темперамента выделяются сензитивность, реактивность, активность, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость.

Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Каждый тип темперамента различается разным уровнем выраженности силы, уравновешенности, подвижности.

В психологической практике для диагностики темперамента применяются  разные методики. Тип темперамента позволяют установить опросник Я. Стреляу  и опросник Г. Айзенка. Опросник структуры  темперамента В.М. Русалова используется для диагностики свойств темперамента. темп, эмоциональность, социальная эмоциональность  и контроль. Теппинг-тест Е.П. Ильина направлен на определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств  нервной системы по психомоторным  показателям.

В начале исследования была выдвинута гипотеза что темп, динамика и характер содержания учебной работы будут зависеть от типа темперамента.

Для сбора данных применялся опросник Г. Айзенка, метод анализа продуктов деятельности учащихся, педагогическое наблюдение.

В результате исследований мы установили, что темп  динамики учебной работы учащихся будут зависеть от типа темперамента. Ученики с  холерическим типом темперамента справляются  с заданиями быстрее, они также  быстрее усваивают новый материал  и знакомятся с новыми грамматическими, лексическими и фонетическими явлениями, присущими английскому языку. Ученики  с сангвиническим и флегматическим типами темперамента немного отстают  от холериков по темпу выполнения заданий и иногда по скорости усвоения нового материала. И часто не успевают выполнять задания в соответствии с отведенным временем ученики с флегматическим типом темперамента. Но качество выполнения заданий не зависит от типа темперамента.

Характер содержания учебной работы будут зависеть от типа темперамента, так как будет происходить учет индивидуальных особенностей учеников, который необходимо осуществлять на каждом уроке. Каждому типу темперамента можно подобрать индивидуальные задания, чтобы ученики, которые выполняют задания быстро, могли работать в своем темпе, а ученики, которые не всегда успевают выполнять задания за остальными, могли работать в своем темпе и качественно усваивать новый материал и совершенствовать знания уже изученных тем.

Данный факт позволяет  психологу и педагогу организовать работу с подростками с учетами  выявленных особенностей. Например, «задавать» более быстрый темп при работе с подростками с холерическим типом темперамента и придерживаться более медленного ритма, когда речь идет о подростках с меланхолическим  типом темперамента.

 

Список использованных источников

  1. А. В. Батаршев «Темперамент и характер, психологическая диагностика» изд. Владивосток-пресс, 2001
  2. В.С. Мерлин «Психология индивидуальности» – М.-Воронеж: МОДЭК, 1996. – 448 с.
  3. Л.В. Марищук «Психология» - Минск «Тесей» 2009
  4. В.А. Крутецкий «Психология» - Москва «ВЛАДОС»2006
  5. Л.Д. Столяренко «Основы психологии» -Ростов-на-Дону «Феникс» 1997
  6. Л.Д. Столяренко «Педагогическая психология» - Ростов-на-Дону «Феникс»2003
  7. http://zankov.ru/about/theory/article=436/
  8. И. Ю. Кулагина « Возрастная психология»
  9. http://www.pedagogikam.ru/teachers-167-3.html
  10. А. В. Батаршев «Темперамент и характер, психологическая диагностика»
  11. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Владос, 1999. – С.394-402.
  12. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988. – 220 с.
  13. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. № 1.
  14. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Прогресс , 1976. – 128 с.
  15. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988. – 220 с.

 

Приложение

 

 

 


Информация о работе Особенности проявления темпераментов подростков в учебной деятельности