Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить особенности внимания старших дошкольников при задержке психического развития, а также разработать программу по проведению коррекционно - развивающей работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать психологическую, социальную, педагогическую и специальную литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть психическое развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3. Раскрыть особенности внимания детей с задержкой психического развития;
4. Подобрать методики направленные на изучение переключения и распределения, продуктивность и устойчивость внимания;
5. Провести эмпирическое исследование внимания у дошкольников с задержкой психического развития;
6. Проанализировать полеченные результаты и сделать выводы;
7. Разработать программу по коррекции внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития.
В дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с задержкой психического развития нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.
Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Им свойственна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности – в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.
Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
В исследовании Л.И. Переслени и П.В. Шохина
выявлено, что дети с задержкой психического
развития в единицу времени воспринимают
меньший объем информации, т.е. снижена
скорость выполнения перцептивных операций.
Затруднена ориентировочно-
Специалисты отмечают, что у детей с задержкой психического развития замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки также будет препятствовать овладению чтением и письмом. Недостаточность межанализаторного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.
Память детей с задержкой психического развития отличается качественным своеобразием. Эксперименты И.А. Коробейникова показали, что, в первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения задержки психического развития. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.
Значительное своеобразие отмечается специалистами в развитии мыслительной деятельности (Т.П. Артемьева, Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова). Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с задержкой психического развития, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с задержкой психического развития еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления – дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Например, отвечая на вопрос: «Как назвать одним словом диван, шкаф, кровать, стул?», – ребенок может ответить: «Это у нас дома есть», «Это все в комнате стоит», «Это все нужное человеку». Затрудняются при сравнении предметов, производя их сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия. Например, отвечая на вопрос: «Чем не похожи люди и животные?», – ребенок произносит: «У людей есть тапочки, а у зверей – нет». Однако, дошкольники, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне.
Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия.
Проблемой речевого развития детей исследуемой категории занимались Н.Ю. Борякова, С.В. Зорина, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, Н.В. Серебрякова, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Триггер, С.Г. Шевченко и др.
Специалистами установлено, что нарушения речи при задержки психического развития носят системный характер и входят в структуру дефекта. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа «Коля старше Миши», «Береза растет на краю поля». Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, т.е. затруднен процесс восприятия и осмысления их содержания.
Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет.
Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако, если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.
Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.
Наличие в структуре
дефекта недоразвития речи при ЗПР
обуславливает необходимость
Важно отметить, что отмечается слабость словесной регуляции действий (В.У. Лубовский). Рассматривая психологическую структуру задержки психического развития в дошкольном возрасте, Е.С. Слепович указывает на ее основные звенья – недостаточную сформированность мотивационно-целевой основы деятельности, сферы образов представлений, недоразвитие знаково-символической деятельности. Личностным особенностям развития детей данной категории посвятили свои исследования Л.В. Кузнецова, Н.Л. Белопольская, М.С. Певзнер.
Все названные особенности наиболее ярко проявляются на уровне игровой деятельности. У детей снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается. Особенности иглы детей с задержкой психического развития описаны Е.С. Слепович, подтверждаются наблюдениями за свободным поведением детей, а также данными других исследований (С.Г. Шевченко) [24, с. 109].
Незрелость эмоционально-
Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы – страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения (Е.Н. Васильева, Г.Н. Ефремова).
При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки, системы «Я». В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такой ребенок оказывается психологически не подготовленным к школе по всем параметрам:
У.В. Ульенкова отмечает несформированность общей способности к учению у детей с задержкой психического развития, что лежит в основе снижения обучаемости и определяет проблемы школьного обучения.
ВИДЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В русле специальной дошкольной педагогики и психологии задержкой психического развития определяется наиболее распространённой отклонение в психофизическом развитии. Задержка психического развития – это особый тип психического развития ребенка, характеризующейся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [19, С. 36]. Многообразие проявлений задержки психического развития определяется также глубиной повреждений или различной степенью незрелости мозговых структур.
Таким образом, по мнению Е.А. Стребелевой, в определении «задержка психического развития» «…отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развёртывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личности развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности».
Н.Ю. Максимова и Е.Л. Милютина предлагают рассматривать задержку психического развития как «…замедление развития психики ребёнка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности». Систематизация исследований отечественных психологов и дефектологов, касающихся закономерностей развития психики детей дошкольного возраста, позволила У.В. Ульяновой выделить основные группы причин, обуславливающих её нарушения:
1.Причины, обусловленные органическими нарушениями, которые задерживают нормальное функционирование мозга и препятствуют его своевременному развитию.
2.Причины, обусловленные
дефицитом общения,
3.Причины, обусловленные дефицитом соответствующей возрасту деятельности, что лишает ребёнка возможности полноценного освоения общественного опыта и, как следствие, затрудняет реализацию возрастных возможностей психического развития.
4.Причины, обусловленные бедностью ближайшей среды развития.
5.Причины, обусловленные травмирующим воздействием микросферы.