Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:31, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить особенности внимания старших дошкольников при задержке психического развития, а также разработать программу по проведению коррекционно - развивающей работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать психологическую, социальную, педагогическую и специальную литературу по теме исследования;
2. Рассмотреть психическое развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3. Раскрыть особенности внимания детей с задержкой психического развития;
4. Подобрать методики направленные на изучение переключения и распределения, продуктивность и устойчивость внимания;
5. Провести эмпирическое исследование внимания у дошкольников с задержкой психического развития;
6. Проанализировать полеченные результаты и сделать выводы;
7. Разработать программу по коррекции внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития.
6.Причины, обусловленные некомпетентностью окружающих ребёнка взрослых.
Необходимо
учитывать, что неполноценное развитие
психики ребёнка может
1.Задержка психического развития конституционального происхождения: это так называемый гармонический инфантилизм, который проявляется в одновременном недоразвитии телосложения и психики.[19, С. 38]. У детей данной группы наблюдается значительное отставание психического развития от паспортного возраста, что проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере при относительно сохранной (хотя и замедленной по сравнению с нормой) познавательной деятельностью. Такой ребёнок с любопытством относится ко всему происходящему вокруг, быстро находит друзей. Основной фон его настроения преимущественно положительный, перепады настроения бывают очень редко. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведёт к несформированности учебной мотивации. При переходе к школьному возрасту значимость для детей игровых интересов сохраняется. Поэтому с первых месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим. В силу незрелости предпосылок интеллектуального развития у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных процессов, памяти, речи, малый запас представлений об окружающей действительности. Такая гармоничность психофизического облика, непатологичность психических особенностей позволяют предположить преимущественно врождённо-конституциональную этиологию этого типа задержки психического развития.
2.Задержка психического развития соматогенного происхождения: задержка развития в этом случае - следствие перенесённых в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, стойкой астении и т.д. Несмотря на то, что первично интеллект не нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываются крайне непродуктивными в школьном возрасте. Таким образом, нерезко выраженная мозговая дисфункция в сочетании со снижением психического тонуса к стойкой астении ведут к состоянию психического инфантилизма, при котором эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительной сохранности интеллекта. В школьном возрасте испытывают большие трудности в адаптации, что ведёт к трудностям в обучении. Они возникают из-за сниженной мотивации, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать возникающие трудности при их выполнении. У детей этой группы отмечаются своеобразные изменения личности: они вялые, неинициативные, склонны к повышенной фиксации на своём самочувствии. Дети с этим типом задержки психического развития нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи.
3.Задержка психического развития психогенного происхождения: дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований у большинства таких детей имеется мозговая дисфункция. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания. Эмоциональная депривация, однообразие социальной среды, слабая индивидуальная интеллектуальная стимуляция часто ведут к замедлению темпов психического развития ребёнка; как результат - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, инфантильность установок и отношений. Нередко очагом формирования данной детской аномалии являются неблагополучные семьи. Родители своим образом жизни (пьянство, распущенность, воровство и т.д.) стимулируют аффективные реакции, непроизвольность поведения, гасят интеллектуальную активность. Такие условия воспитания способствуют накоплению черт психического инфантилизма в аффективно неустойчивой возбудимой форме. В авторитарной семье у ребёнка накапливаются черты пассивности, забитости, повышенной тревожности.
У детей данной группы отмечается интеллектуальная пассивность, незаинтересованность продуктивной деятельностью. В их поведении проявляются индивидуализм, повышенная агрессивность или наоборот чрезмерная покорность. Этот вид задержки психического развития наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, чаще всего обусловленном явлениями гиперопеки: неправильным изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для этого психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.
4.Задержка психического развития церебрально-органического происхождения: нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в этом случае более грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур. Причинами могут служить патология беременности, в том числе тяжёлый токсикоз, перенесённый матерью вирусный грипп, алкоголизм матери или отца, родовые патологии, асфиксия и т.д. У всех детей этой группы отмечаются явления церебральной астении, которая проявляется в повышенной утомляемости, непереносимости жары, духоты, снижении работоспособности, слабой концентрации внимания. Познавательная деятельность значительно снижена. Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям-олигофренам. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у этих детей с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявления которой более глубокие и грубые, чем у детей выше описанных групп. Психическая незрелость проявляется в примитивности, поверхностности эмоциональных реакций, сниженной мотивации, некритичности, внушаемости. Дети долго усваивают правила взаимоотношений, не умеют соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией. Ведущим мотивом является игра. Для детей типичны дезадаптивные формы поведения возбудимого (конфликтны, агрессивны, раздражительны) или заторможенного (дети вялы, пассивны, медлительны, пугливы, тревожны) характера. Каждый из этих типов задержки психического развития имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, нередко осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, неврологических. Во многих случаях эти болезненные признаки нельзя расценивать только как осложняющие, так как они играют существенную патогенетическую роль в формировании самой задержки психического развития.
1.4 ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
Разные формы задержки психического развития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводит к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.
У детей с задержкой психического развития встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты. Многократные проявления недостатков произвольного внимания в учебном процессе характерны для детей с задержкой психического развития.
Значительные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельности.
Выявляются
различные особенности
Указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.
При задержке психического развития с синдромом гиперактивности наблюдается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушение внимания нарастают в момент в момент утомления и резкого падения работоспособности. При явлениях психофизического инфантилизма – при утрате интереса к данному виду деятельности.
Недостаточность объема произвольного внимания нередко отмечается у детей с задержкой психического развития с церебрастеническим и астеническими синдромами, при выраженном психофизическом инфантилизме, при задержке психического развития с психопатоподобным синдромом.
Н.А. Цыпина, занимавшаяся изучением особенностей развития детей с задержкой психического развития, выявила их специфические особенности.
Внимание неустойчивое,
присутствуют трудности сосредоточения.
Гораздо легче выполняются
Для всех детей с задержкой психического развития характерна по-разному выраженная эмоциональная неустойчивость, несформированность произвольного внимания, повышенная истощаемость и другие отклонения в регуляции произвольных форм деятельности, обеспечивающей нормальное протекание познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления).
В психолого-педагогических исследованиях С.А. Дашкевич, Г.И. Жаренковой, В.А. Пермяковой и др. отмечаются следующие особенности внимания у детей с задержкой психического развития:
Несмотря не описанные выше общие недостатки внимания, у детей с задержкой психического развития наблюдается большой индивидуальный разброс показателей, характеризующих их деятельность. В частности, у одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность наблюдается в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются по мере продолжения работы. У других же наоборот - максимальная концентрация внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности. У третьих - наблюдаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
Исследование
влияния посторонних
Дефицит внимания характеризуется наличием короткого промежутка собственно внимательного поведения: ребёнок рассеян, дезорганизован, не способен запомнить инструкции. Ошибки чаще возникают из-за невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала. Наблюдается повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зрительные стимулы, детали собственной одежды.
В настоящее
время по отношению к детям, у
которых на первое место выходят
исключительно нарушения
Но, не смотря на
перечисленные имеющиеся
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Таким образом, в ходе теоретического изучения проблемы особенностей концентрации и устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития была рассмотрена общая характеристика внимания.
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо деятельность. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Были выделены основные виды и свойства внимания - непроизвольное внимание - это внимание, возникающее безо всякого намерения, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий и произвольное внимание - это внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определённых волевых усилий.