Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 16:53, реферат
Психологическое консультирование – это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта и они необходимы.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г.МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра практической психологии
РЕФЕРАТ
Особенности психологического консультирования детей
Москва, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое консультирование – это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта и они необходимы.
Психологическое консультирование как область практики включает в себя глубокое и разностороннее психологическое изучение клиентов. Для этого необходимо знать и уметь пользоваться разнообразными психологическими методиками и тестами.
Цель данной работы выявить особенности
психологического консультирования
детей.
За рубежом психологическое консультирование в области детской психологии активно развивается уже более 80 лет. Начало ему было положено историческими работами А.Бине, посвященными разработке методов измерения умственного развития с целью дифференциации здоровых, но социально и педагогически запущенных детей от детей с аномалиями развития. Первоначально в сферу деятельности консультаций входили преимущественно дети с отклонениями в развитии, а главную задачу составляли психотерапия и помощь в социальной адаптации детей с теми или иными формами патологии. Постепенно, однако, сфера консультативной практики стала значительно расширяться за счет включения собственно психологических проблем, не связанных с патологией: высокой тревожности ребенка, нарушений межличностных отношений, трудностей в обучении, семейном воспитании и т. д. В то же время преимущественная ориентация на проблемы, имеющие ярко выраженный, а не лишь намечающийся характер, отчасти сохранилась. В настоящее время в качестве двух основных показаний для психологической помощи детям называют: возникновение кризисной жизненной ситуации (распад семьи, госпитализация, неуспеваемость в школе и др.) и грубое или устойчивое расстройство поведения (страхи, драчливость, воровство, лживость и др.). Профилактические функции консультирования развиты заметно меньше.
В отечественной психологии необходимость систематического контроля хода психического развития детей была признана с первых же лет ее становления. В работах Л.С.Выготского, Н.М.Щелованова и других ученых эта задача с самого начала понималась весьма широко. Из представлений о детстве как периоде подлинного формирования личности ребенка закономерно следовали выводы об особом значении условий жизни и развития ребенка и необходимости психологического контроля развития нормального ребенка с целью своевременного обнаружения даже легких, далеких от патологии трудностей и отставаний, профилактики возможных неблагоприятных вариантов развития. В этой связи Л.С.Выготский ориентировал исследователей на изучение «всех особенностей каждого возраста... всех основных типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики детского развития в их многообразии». Теоретически возрастно-психологический анализ и диагноз развития давно признаны у нас необходимой основой для совершенствования системы условий воспитания и обучения ребенка, как в семье, так и в различных детских учреждениях, обществе в целом.
Для настоящего времени характерны неблагоприятные тенденциях в изменении условий развития и воспитания детей. Заметное место среди них принадлежит отрицательному влиянию ряда социально-экономических факторов. Ощутимые осложнения несет с собой, например, фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей. Ориентация на массовую систему дошкольных учреждений существенно повлияла на «психологию родителей», точнее, на их социально-воспитательные установки. Наиболее прямое и очевидное выражение этих сдвигов состоит, например, в тенденции переносить многие исконно родительские функции на ясли и детские сады, а позднее на школу и другие учреждения. Современный ритм жизни и занятости родителей (вместе с другими факторами) существенно искажает характер взаимоотношений родителей и детей. Среди многообразных проявлений этого прежде всего следует выделить уменьшение продолжительности и обеднение содержания общения в семье, дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение действительно совместных форм полезной деятельности ребенка с взрослыми. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы — по поводу обихода, режима, учебы и т.д. Обеднение и формализация контактов в сочетании с повышенной требовательностью к исполнительности ребенка не способствуют формированию у него ощущения самоценности, значимости для других. Напротив, нередко уже в раннем возрасте эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, аффективные реакции, отрицательные формы самоутверждения, создают у них серьезные смысловые барьеры в понимании требований взрослых – одним словом, еще сильнее осложняют жизнь, как самих детей, так и их родителей.
Чрезвычайно усложняет условия развития детей и неуклонно происходящий у нас в стране рост числа разводов и неблагополучных, конфликтных семей. К группе существенного «воспитательного риска» обоснованно относят и многих детей, растущих в семьях с единственным ребенком. По существу в любой семье с низкой культурой межличностных отношений формирование личности ребенка не может протекать благополучно.
Важнейшее место среди источников разнообразных
психологических проблем, осложняющих развитие ребенка, занимает
школа. Только по медицинским критериям
15-20% детей школьного возраста находятся
в состоянии школьной дезадаптации и нуждаются
либо в кратковременной, либо в более или
менее систематической психотерапии.
Спектр распространенных психологических
проблем школьников чрезвычайно широк:
потеря учебной мотивации, низкая успеваемость,
неорганизованность, конфликтные отношения
с учителями и сверстниками, низкая самооценка,
склонность к участию в асоциальных группировках,
различные формы отклоняющегося поведения
и др. Многие из перечисленных проблем
имеют в качестве одной из общих причин
недостаточный учет современной школой
и обществом в целом глубинных закономерностей
и потребностей возрастных этапов формирования
личности, а также игнорирование индивидуальных
психологических и психофизиологических
особенностей детей как результат стандартизованных
требований к их поведению. Как правило,
в школе не находится места настоящей
творческой активности, присущей каждому
ребенку, и подлинно коллективным формам
жизни, от которых прямо зависит формирование
личности детей в школьном периоде детства.
В связи с этим необходимо подчеркнуть,
что радикальное разрешение многих острых психологических проблем детства
находится за рамками возможностей индивидуальной
консультативной помощи. Устранение их
причин и источников лежит на пути коренной
реформы существующей системы общественного
воспитания и образования и не менее коренного
оздоровления социальной, культурной,
материально-бытовой и других сторон жизни
семьи. Что же касается функций индивидуально-психологической
помощи, то в сложившихся в настоящее время
условиях она, очевидно, может быть направлена
на
поиск и определение таких конкретных
способов адаптации ребенка к наличным
условиям (в том числе и к существующей
системе общественного воспитания), которые
бы в наименьшей степени ущемляли интересы
развития личности ребенка, способствовали
бы нормализации и оздоровлению микросоциальной
среды, в которой растет ребенок.
Реальное участие психологов в решении проблем детского развития постепенно расширяется. Что же касается их конкретных задач в различных областях жизни семьи и общества, то они обозначились уже достаточно четко.
Общую задачу возрастно-психологического консультирования составляет контроль хода психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные подзадачи:
3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
Общую схему этапов консультирования разработали на кафедре возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании представлена в таблице 1.
Развитие ребенка не может рассматриваться как фатально обусловленный процесс. Формирование личности открыто влиянию всех благотворных перемен, как в объективных, так и в субъективных условиях этого процесса. В определенном смысле это позволяет говорить о приоритетном значении проблем детства в рамках службы психологической помощи.
Таблица 1. Полная модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании.
№ |
Этап |
Задачи |
Содержание, формы и методы работы |
Методики | |||||
1 |
Сбор предварительной информации |
Установление доверительных отношений с клиентом. Снятие эмоционального напряжения. Ориентирование клиента в правилах и условиях обследования. |
Получение информации о социальной ситуации развития ребенка. Формулирование гипотез относительно психологической проблемы ребенка. Определение стратегии индивидуального обследования ребенка. Первичная беседа с родителями. |
Опросник АСВ (Стиль семейного воспитания) Эйдемиллера, Юстицкого. Опросник родительского отношения. Анкета по сбору данных о ребенке. Методика «Родительское сочинение». | |||||
2 |
Этап экспериментально- |
Проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера и причин имеющихся трудностей и нарушений. Установление основных психологических характеристик ребенка. |
Сочетание тестового и клинического методов обследования. Наблюдение за ребенком в естественной для него обстановке и обстановке консультации. Изучение личностных особенностей родителей (при необходимости). |
Беседа с подростком по предлагаемой схеме, тест Векслера, ШТУР, прогрессивные цветные матрицы Равенна, «рисунок человека» Ф.Гуде-наф-Харриса, зрительно-моторный гештальт-тест Л.Бендер, рисунок семьи, шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, «Пиктограмма», проба на совместную деятельность ребенка с родителем. | |||||
3 |
Аналитический этап |
Окончательная отработка гипотез. Постановка психологического диагноза. Составление условно-вариативного прогноза развития. Разработка рекомендаций. |
Обработка совокупности полученных данных. Консультации со смежными специалистами. Углубленное изучение литературы. |
||||||
4 |
Заключительный этап |
Выработка реалистичного взгляда родителя (или другого обратившегося лица) на ребенка. Совместная выработка мер помощи, программы психолого-коррекционных мероприятий. |
Совместное обсуждение психологического заключения и прогноза развития. Иллюстрирование ключевых моментов заключения результатами (рисунки). Получение обратной связи от родителей при обсуждении выводов. Рекомендации. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА
1. Консультирование, родителей по поводу проблем детей раннего возраста.
Отличительной особенностью сложившейся
в настоящее время консультативной практики является
различная частота обращений родителей
по поводу детей разного возраста. Основной
поток составляют родители дошкольников
и младших школьников. В этом возрастном
диапазоне консультант встречается с
наиболее широким веером проблем.
Однако такая ситуация обусловлена не
столько объективными особенностями возраста
(в раннем и подростковом возрастах существует
ничуть не меньше проблемных точек развития),
сколько отношением взрослого к имеющимся
проблемам, восприятием их временными,
проходящими по мере взросления ребенка.
Так, в родительском сознании существует
представление о сложностях первого года
жизни ребенка. Это проблемы кормления,
бессонных ночей, «беспричинного» плача
– все это нужно просто пережить, перетерпеть.
Именно в силу данной установки и недостаточного
знания особенностей детского развития
у родителей младенцев не возникает мысли
о том, что имеющиеся у них трудности выходят
за рамки нормативных. Посещение консультации
родителями младенца – событие исключительное,
и остается только надеяться, что в результате
усиливающейся в настоящее время работы
психологов с будущими родителями ситуация
может измениться. Профилактическая просветительская
работа помогает направить внимание на
те стороны психического развития ребенка,
которые в дальнейшем будут определять
его успешность, дает необходимые средства
контроля. Пока же работа с будущими родителями
не заняла полноценного места в консультативной
практике, проблемы развития младенца
редко решаются с помощью психолога-консультанта.
В результате психолог встречается не
столько с самой проблемой, сколько с ее
отсроченными последствиями. Так, проблемы,
с которыми приходят в консультацию родители
двух-, четырехлетних детей часто являются
отголоском особенностей развития ребенка
в младенчестве.
2. Психологические трудности дошкольника.
Дошкольное детство – большой и ответственный период психического развития ребенка. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.
Информация о работе Особенности психологического консультирования детей