Особенности психологического консультирования детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 16:53, реферат

Краткое описание

Психологическое консультирование – это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта и они необходимы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат (консультирование).doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

Противоречивость положения нового мужчины в новой для него семье - в данном случае в семье матери уже взрослого ребенка - состоит в том, что этот мужчина также не в состоянии любить ребенка так, как его любит мать. Во-первых, это не родной для него ребенок; во-вторых, этот ребенок его не уважает и, может, даже ненавидит.

Возможный способ практического разрешения этой довольно сложной проблемы представляется следующим (такие рекомендации психолог-консультант мог бы дать клиенту, обратившемуся к нему за помощью):

Во-первых, во время личной беседы внимание каждого из участников этой конфликтной ситуации необходимо обратить на самого себя и попытаться вместе с ним детально разобраться в том, что в его собственном   поведении   неприемлемо   и   может  вызывать   отрицательную   эмоциональную   реакцию  со стороны других членов семьи. Осознав это при помощи психолога, клиент сразу же должен попытаться самостоятельно избавиться от соответствующих недостатков в поведении, вызывающих отрицательную ответную реакцию.

Во-вторых, каждому члену семьи, в которой возник подобный конфликт, необходимо постараться учесть интересы и потребности других членов семьи, особенно тех, в отношениях с которыми проявляется данный конфликт.

В-третьих, очень важно постараться понять и, по возможности, принять как факт, с которым необходимо считаться, индивидуальные особенности других членов семьи. К ним необходимо будет как-то приспособиться, не пытаясь что-либо в них изменить, по крайней мере, в первые годы совместной жизни.

В-четвертых, важно, чтобы конфликтные ситуации впредь не возникали или как можно быстрее разрешались. Для этого, собравшись вместе, всем членам семьи необходимо договориться о соблюдении минимума обязательных правил взаимного поведения. Эти правила, в частности, могут быть такими:

  • Прежде чем оценивать поведение другого человека, тем более - его осуждать,  необходимо постараться его понять.
  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не оскорблять друг друга.
  • Везде, где это возможно, идти друг другу навстречу, искать компромисс.
  • Если компромисс невозможен, то рассудительно и спокойно объяснить другому свою позицию и 
    далее придерживаться ее.
  • Находясь в состоянии раздражения, не пытаться выяснять друг с другом взаимоотношения.

 

Вариант 5. Между отцом, который находится в разводе с матерью, и ребенком старшего школьного возраста, который живет с отцом или довольно часто общается с ним (предполагается, что сын и отец видят друг друга), возникает конфликт из-за того, что у отца вместо матери появилась другая женщина.

Эта ситуация представляется психологически аналогичной той, которая описана в предыдущем случае. Поэтому все, что говорилось о ней, и все практические рекомендации, которые в связи с ней высказывались клиенту, справедливы и для данной ситуации.

 

Вариант 6. Между детьми от разных родителей, которые вынуждены жить вместе в одной семье, не складываются нормальные взаимоотношения.

Проблема взаимоотношений в одной и той же семье между детьми от разных родителей, для которых один является родным, а другой неродным ребенком, решается сравнительно проще, чем те внутрисемейные проблемы, которые мы уже обсуждали. Здесь главное состоит в том, чтобы между самими родителями было достигнуто согласие и никому из детей в семье не отдавалось предпочтение перед другими детьми. В целом же данная внутрисемейная проблема практически решается так же, как и проблема взаимоотношений между детьми от одних и тех же родителей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ материала приведенного выше позволяет выделить следующие особенности психологического консультирования детей.

1. Специфика возрастно-псгосологического консультирования связана, прежде всего, с применением берущего начало в работах Л. С. Выготского системного анализа явлений детского развития, т.е. с рассмотрением их в контексте социальной ситуации развития, иерархии видов деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка.

Таким образом, с позиции возрастно-психологического подхода решение проблем развития, обучения и воспитания ребенка может быть успешным только под углом зрения содержания и закономерностей определенного возрастного этапа, на котором находится ребенок.

2. Принципами консультативной работы психолога, работающего в рамках воз-растно-психологического подхода, являются следующие положения.

    • Принцип добровольности
    • Принцип конфиденциальности
    • Принцип соблюдения интересов ребенка
    • Принцип уважения личности клиента
    • Принцип ответственности психолога
    • Принцип анализа подтекста
    • Принцип стереоскопичности диагноза
    • Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития ребенка
    • Принцип системности
    • Принцип коррекционной направленности диагностики
    • Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка

 

  1. Акцент на внимании к специфике возрастных закономерностей развития ребенка не означает, разумеется, игнорирования других аспектов консультирования. Лишь совместное, комплексное рассмотрение и «увязывание» различных аспектов консультирования, тесное сотрудничество специалистов разного профиля, объединенных с этой целью в рамках общей организационной структуры, позволяют эффективно способствовать психологическому «оздоровлению» и «нормализации детства».
  2. В психолого-педагогическом консультировании очень важно, чтобы сам психолог-консультант имел педагогическое образование и достаточно хорошо ориентировался в теории и практике педагогики. Необходим также и собственный опыт по обучению и воспитанию детей, желательно - разного возраста. Но и этого для успешного проведения психолого-педагогического консультирования недостаточно. В отличие от обычного педагога, ученого-психолога или преподавателя, консультант-психолог не имеет права открыто проявлять отрицательные реакции на поведение клиента и внешне демонстрировать ему свое отношение. Это правило действует даже том случае, если клиент явно нарушает принятые нормы педагогической этики или морали.
  3. При консультировании по психолого-педагогическим вопросам следует также иметь в виду, что полностью и добросовестно выполнять рекомендации психолога-консультанта не всегда будут именно те люди, кого они касаются и кому персонально на самом деле адресуются. Например, родителям часто приходится давать рекомендации, которые на самом деле касаются их детей, а детям – советы, которые больше относятся к поведению их родителей (возможные реакции взрослых людей на педагогически неадекватное поведение их родителей по отношению к ним). Это обстоятельство следует принимать во внимание.
  4. За консультацией к психологу также может обратиться ребенок с проблемой, которая порождена не им самим, а в общении с ним окружающими его взрослыми людьми: родителями или учителями. Тогда проведение психологической консультации только с самим ребенком вряд ли сможет всерьез изменить к лучшему сложившееся положение дел. Во-первых, он еще не настолько взрослый человек, чтобы глубоко понять, принять и правильно реализовать в общении со взрослыми людьми те рекомендации, которые ему может дать психолог-консультант. Во-вторых, взрослые люди, которые своим неправильным поведением создают проблему в общении с ребенком, далеко не всегда готовы прислушиваться к его мнению, особенно если инициатива в исправлении сложившегося неблагополучного положения дел принадлежит не им, а маленькому человеку.

Здесь для успешного решения проблемы необходимо так называемое системное или многоканальное психологическое консультирование. В случае его проведения практические рекомендации со стороны психолога получают все участники конфликтной или проблемной ситуации, и при этом, как правило, каждый из них знает, кто и какие рекомендации получил. В результате создается ситуация, в которой каждый участник может не только следить за собой и другими, но реально помогать другим в выполнении полученных рекомендаций. Сформулированное выше положение является общим для большинства ситуаций проведения психологического консультирования по психолого-педагогическим вопросам, за исключением таких ситуаций, когда объектом психолого-педагогического воздействия становятся дети до младшего школьного возраста включительно, а практические рекомендации от психолога-консультанта получают взрослые люди: родители, учителя или воспитатели ребенка. Психолого-педагогическое консультирование, редко проводится как одноразовая акция, так как педагогический процесс достаточно сложен и использование полученных рекомендаций далеко не сразу приводит к желаемым результатам. Кроме того, на пути реализации рекомендаций нередко возникают новые, неожиданные вопросы, проблемные ситуации, требующие специального обсуждения с психологом. Педагогическая перестройка поведения - это всегда сложное, чреватое ошибками дело, так как здесь можно столкнуться с укоренившимися в сознании человека педагогическими предубеждениями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1999.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
  3. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1990, 2003.
  4. Венгер А.Л. «Симптоматические! Рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков // Журнал практической психологии и психоанализа №3, сентябрь 2004.
  5. Гуткина Н.И. Клинический метод в психологическом консультировагии детей // Журнал практической психологии и психоанализа №1-2, май 2001.
  6. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Марцинковской Т.Д. – М., 2001.
  7. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Р-н-Д, 2006.
  8. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб, 2001.
  9. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. – М., 1999.
  10. Пахальян В.Э. Консультирование в практической психологии. Учебное пособие. – СПб., 2006.
  11. Пахальян В.Э. Личностно-ориентирование консультирование в образовании. Т.1-4 – М., 2003.
  12. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования. / Ред. Бодалев А.А., Столин В.В. – М., 1989.

 


 



Информация о работе Особенности психологического консультирования детей