Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:58, курсовая работа
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально – волевой. А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.
Введение............................................................................................................стр 3- 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе................................................................................................................стр 4- 12
1.1. Готовность и виды готовности к школьному обучению………………стр 2- 7
1.2. Понятие психологической готовности…………………………….…..стр 7-12
Глава 2 Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе............................................................................................................стр 13-19
2.1 Организация и методы исследования..........................................................стр 13
2.2 Методики исследования...............................................................................стр 13
2.3Анализ и обсуждение результатов........................................................стр 16- 19
Заключение..........................................................................................................стр 19
Список литературы.......................................................................................стр 20- 21
Приложение...................................................................................................стр 21- 31
4. Венгер Л.А.
Воспитание психологической
5. Венгер Л.А. Старшии дошкольник//Дошкольное воспитание №1, 1994
6. Венгер Л.А., Марциновская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. –М: Знание. 1994-192с.
7. Волков Б.С.,
Волкова Н.В. Детская
8. Выготский
Л.С. Детская психология/
9. Гуткина Н.И.
Несколько случаев из практики
школьного психолога. – М:
10. Давыдов В.В.
Проблема развивающего
11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды М.1986
12.Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. «Тесты для детей» Дельта, 1997
13. Истомина З.М., «Развитие памяти.» М.: Просвещение, 1978
14. Коломинский
Я.М. Учителю о психологии
15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М: Педагогика, 1991-152с.
16. Люблинская А.А. Детская психология. –М: 1971
17. Михайлова З.А., «Игровые, занимательные задачи для дошкольников.» М.: Просвещение, 1985
18. Мухина В.С.
Психология дошкольника. М:
19. Нежнова Т.А. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. М:1974
20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы, - М: Тривола 1995-360 с.
21. Особенности
психологического развития
22. Поливанова К. Н. Развитие личности и деятельности дошкольника. М:1989
23. Развитие
мышления и умственное
24. Смирнова Е.О. Детская психология. – М: Владос 2003
25. Урунтаева Р.А. Дошкольная психология. – М: 1996
26. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М: 1981
Приложение 1
Экспериментальная
беседа по выявлению «
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?
3. Какие занятия больше всего нравились тебе в детском саду? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Почему ты хочешь идти в школу?
8. Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или бросаешь ее?
9. Тебе нравятся школьные принадлежности?
10. Если тебе
разрешат дома пользоваться
11. Если ты
сейчас будешь играть с ребятами в школу,
то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?
Почему?
Приложение 2
Стимульный материал к методике диагностики мотивов учения М.Р. Гинзбурга
Центральным личностным новообразованием дошкольного возраста является качественная перестройка мотивационной сферы. Наиболее важным показателем личностной готовности к школьному обучению является сформированность ее мотивационного компонента. В мотивационной сфере старшего дошкольника и младшего школьника начинают доминировать учебные мотивы, формируется «внутренняя позиция школьника». Готовность будущего первоклассника к школе важна для эффективного обучения и развития ребенка. При слабом развитии учебной мотивации ребенок может не принимать поставленной перед ним учебной задачи.
Для 6-летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:
1) собственно
учебно-познавательный мотив,
2) широкие социальные
мотивы, основанные на понимании
общественной необходимости
3) «позиционный»
мотив, связанный со стремление
4) «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых.(внешний);
5) игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую- учебную сферу (игровой);
6) мотив учения высокой отметки (отметка),
Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Инструкция
Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу. Стимульный материал к методике «Мотивы учения»
Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком -- женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).
Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Выкладывается карточка с рисунком -- фигура ребенка сидящего за партой (учебный мотив).
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело, много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка с рис. 3 -- схематические фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с рисунком -- две схематические фигурки взрослого и ребенка, изображенные спиной друг к другу: у взрослого -- портфель в руках, а у ребенка -- игрушечный автомобиль (позиционный мотив).
Пятая девочка сказала: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь». Выкладывается карточка с рисунком - схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». Выкладывается карточка с рисунком -- схематическая фигурка ребенка с тетрадкой в руках.
После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:
-- Кто, по-твоему, из них прав? Почему?
-- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
-- С кем из
них ты хотел бы вместе
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.
Приложение 3
Методика для определения уровня школьной зрелости Я. Йирасека
Проводится индивидуально в форме беседы.
Ребенок отвечает на вопросы:
1.Какое из животных больше — лошадь или собака?
Правильный ответ = 0 баллов
Неправильный ответ = 5 баллов
2.Утром люди
завтракают. А днем…
Обедаем, едим суп, мясо… = 0 баллов
Ошибочный ответ = 3 балла.
3.Днем на улице светло, а ночью?
Темно = 0 баллов.
Неправильный ответ = 4 балла.
4.Небо голубое, а трава?
Зеленая =0 баллов.
Неправильный ответ = 4 балла.
5.Черешня, груши, сливы, яблоки... — это что?
Фрукты = 1 балл.
Неправильный ответ = -1 балл.
6.Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся (и т.д.) = 0 баллов.
Неправильный ответ = -1 балл.
7.Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
Города = 1 балл.
Станции = 0 баллов.
Неправильный ответ = -1 балл.
8.Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)
Хорошо показано = 4 балла
Не знает часов = 0 баллов
Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка — это…?
Правильно = 4 балла
Неправильный ответ = -1 балл.
На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?
Правильно (с обоснованием) = 0 баллов
Правильно (без обоснования) = 0 баллов
На курицу = - 3 балла.
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
2 причины = 1 балл.
1 причина = 0 баллов.
Неправильный ответ =1 балл.
12. Чем похожи
друг на друга молоток и
топор?
Два общих признака = 3 балла.
Одно подобие = 2 балла.
Неправильно = 0 баллов
13. Что общего между белкой и кошкой?
Два общих признака = 3 балла.
Одно подобие = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
2 и более отличия = 3 балла
Одно отличие = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
Спорт, физкультура = 3 балла
Игры = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
Три наземных, самолёт, корабль = 4 балла
Только наземные = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
17. Чем отличается старый человек от молодого?
Три признака = 4 балла
Одно – два различия = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
18. Для чего люди занимаются спортом?
Две причины = 4 балла
Одна причина = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
Ответ объяснением = 2 балла
Неправильно = 0 баллов
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
Так платят за пересылку, перевозку писем = 5 баллов.
Тот, другой, должен уплатить штраф = 2 балла.
Неправильно = 0 баллов
Правильные
ответы:
1.Больше лошадь.
2.Вечером ужинают.
3.Темно.
4.Зеленая.
5.Фрукты.
6.Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7.Города.
8.Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого)
9.Щенок, ягненок.
10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти
11. Правильным
считается любой ответ,
12. Это инструменты.
13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть.
14. Гвоздь - гладкий, а винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
15. Виды спорта.
16. Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет).
17. Три существенных признака как минимум: ”Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет.”.
18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым.
Информация о работе Особенности психологической готовности 6-летних детей к школьному обучению