Особенности психологической готовности 6-летних детей к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально – волевой. А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

Содержание

Введение............................................................................................................стр 3- 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе................................................................................................................стр 4- 12
1.1. Готовность и виды готовности к школьному обучению………………стр 2- 7
1.2. Понятие психологической готовности…………………………….…..стр 7-12
Глава 2 Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе............................................................................................................стр 13-19
2.1 Организация и методы исследования..........................................................стр 13
2.2 Методики исследования...............................................................................стр 13
2.3Анализ и обсуждение результатов........................................................стр 16- 19
Заключение..........................................................................................................стр 19
Список литературы.......................................................................................стр 20- 21
Приложение...................................................................................................стр 21- 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

4. Венгер Л.А.  Воспитание психологической готовности  к систематическому обучению//Дошкольное  воспитание №9, 1988

5. Венгер Л.А.  Старшии дошкольник//Дошкольное воспитание №1, 1994

 

6. Венгер Л.А., Марциновская Т.Д., Венгер А.Л.  Готов ли ваш ребенок к школе.  –М: Знание. 1994-192с.

 

7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психологическое развитие ребенка  до поступления в школу. –М: А.П.О.,1994-84с.

 

8. Выготский  Л.С. Детская психология/Собрание  сочинений в 6Т – М: 1984. Т-4

 

9. Гуткина Н.И.  Несколько случаев из практики  школьного психолога. – М: Знание.1991

 

10. Давыдов В.В.  Проблема развивающего обучения. М 1986

 

11. Запорожец  А.В. Избранные психологические труды М.1986

 

12.Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я.  «Тесты для детей» Дельта, 1997

 

13. Истомина  З.М., «Развитие памяти.» М.: Просвещение, 1978

 

14. Коломинский  Я.М. Учителю о психологии детей  6-ти летнего возраста. – М:  Просвещение 1988-189с.

 

15. Кравцова  Е.Е. Психологические проблемы  готовности детей к обучению  в школе. – М: Педагогика, 1991-152с.

 

16. Люблинская  А.А. Детская психология. –М: 1971

 

17. Михайлова  З.А., «Игровые, занимательные задачи  для дошкольников.» М.: Просвещение, 1985

 

18. Мухина В.С.  Психология дошкольника. М: Просвещение. 1975г.-239с.

 

19. Нежнова Т.А.  Общение и его влияние на  развитие психики дошкольников. М:1974

 

20. Обухова Л.Ф.  Детская психология: теории, факты,  проблемы, - М: Тривола 1995-360 с. 

                                                                                                                                    

21. Особенности  психологического развития детей  6-7 летнего возраста. (Под. Ред.  Д. Б. Эльконина и А. Л.  Венгера). - М:1988

 

22. Поливанова К. Н. Развитие личности и деятельности дошкольника. М:1989

 

23. Развитие  мышления и умственное внимание  дошкольника/ Под ред. Н. Н.  Поддьякова, А.Ф. Говорковой. –М:1985

 

24. Смирнова  Е.О. Детская психология. – М:  Владос 2003

 

25. Урунтаева  Р.А. Дошкольная психология. – М: 1996

 

26. Усова А.П.  Обучение в детском саду. –  М: 1981

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 Экспериментальная  беседа по выявлению «внутренней  позиции школьника» Н.И. Гуткиной

 

1. Ты хочешь  идти в школу?

2. Ты хочешь  еще на год остаться в детском  саду?

3. Какие занятия  больше всего нравились тебе  в детском саду? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали  книжку?

6. Какие у  тебя любимые книжки?

7. Почему ты  хочешь идти в школу?

8. Стараешься  ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или бросаешь ее?

9. Тебе нравятся  школьные принадлежности?

10. Если тебе  разрешат дома пользоваться школьными  принадлежностями, а в школу разрешат  не ходить, то тебя это устроит?  Почему?

11. Если ты  сейчас будешь играть с ребятами в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?                                                                                                                                   12.В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее - урок или перемена? Почему?

 

Приложение 2

Стимульный  материал к методике диагностики  мотивов учения М.Р. Гинзбурга

Центральным личностным новообразованием дошкольного возраста является качественная перестройка  мотивационной сферы. Наиболее важным показателем личностной готовности к школьному обучению является сформированность ее мотивационного компонента. В мотивационной сфере старшего дошкольника и младшего школьника начинают доминировать учебные мотивы, формируется «внутренняя позиция школьника». Готовность будущего первоклассника к школе важна для эффективного обучения и развития ребенка. При слабом развитии учебной мотивации ребенок может не принимать поставленной перед ним учебной задачи.

Для 6-летних детей  наиболее характерными являются следующие мотивы:

1) собственно  учебно-познавательный мотив, восходящий  к познавательной потребности  (учебный);

2) широкие социальные  мотивы, основанные на понимании  общественной необходимости учения (социальный);

3) «позиционный»  мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);

4) «внешние»  по отношению к самой учебе  мотивы, например, подчинение требованиям  взрослых.(внешний);

5) игровой мотив,  неадекватно перенесенный в новую- учебную сферу (игровой);

6) мотив учения высокой отметки (отметка),

Испытуемым  предлагается небольшой рассказ, в  котором каждый из исследуемых мотивов  выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент  проводится индивидуально. После прочтения  каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

 

Инструкция

Сейчас я  прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу. Стимульный материал к методике «Мотивы учения»

 

Первый мальчик  сказал: «Я хожу в школу потому, что  меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком -- женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).

                                                                                                                                    

Второй мальчик  сказал: «Я хожу в школу потому, что  мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я  бы все равно учился». Выкладывается  карточка с рисунком -- фигура ребенка  сидящего за партой (учебный мотив).

 

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело, много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка с рис. 3 -- схематические фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).

 

Четвертый мальчик  сказал: «Я хожу в школу потому, что  хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с рисунком -- две схематические фигурки взрослого и ребенка, изображенные спиной друг к другу: у взрослого -- портфель в руках, а у ребенка -- игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

 

Пятая девочка сказала: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь». Выкладывается карточка с рисунком - схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).

 

Шестой мальчик  сказал: «Я хожу в школу потому, что  получаю там пятерки». Выкладывается  карточка с рисунком -- схематическая  фигурка ребенка с тетрадкой  в руках.

 

После прочтения  рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:

-- Кто, по-твоему, из них прав? Почему?

-- С кем из  них ты хотел бы вместе играть? Почему?

-- С кем из  них ты хотел бы вместе учиться?  Почему?

Дети последовательно  осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.

 

Приложение 3

Методика для  определения уровня школьной зрелости Я. Йирасека

Проводится  индивидуально в форме беседы.

Ребенок отвечает на вопросы:

1.Какое из животных больше — лошадь или собака?

 Правильный  ответ = 0 баллов

 Неправильный  ответ = 5 баллов

2.Утром люди  завтракают. А днем…                                                                                                                                   

 Обедаем,  едим суп, мясо… = 0 баллов

 Ошибочный  ответ = 3 балла. 

3.Днем на  улице светло, а ночью?

 Темно = 0 баллов.

 Неправильный  ответ = 4 балла.

4.Небо голубое,  а трава?

 Зеленая  =0 баллов.

 Неправильный  ответ = 4 балла.

5.Черешня, груши,  сливы, яблоки... — это что?

 Фрукты = 1 балл.

 Неправильный  ответ = -1 балл.

6.Почему, когда  идет поезд, опускают шлагбаум?

 Чтобы поезд  не столкнулся (и т.д.) = 0 баллов.

 Неправильный  ответ = -1 балл.

7.Что такое  Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

 Города = 1 балл.

 Станции  = 0 баллов.

 Неправильный  ответ = -1 балл.

8.Который сейчас  час? (Ребенку показывают часы  и просят назвать время.)

 Хорошо показано = 4 балла

 Не знает  часов = 0 баллов

Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка — это…?

 Правильно  = 4 балла

 Неправильный  ответ = -1 балл.

На кого больше похожа собака — на кошку или  на курицу?

 Правильно  (с обоснованием) = 0 баллов

 Правильно  (без обоснования) = 0 баллов

 На курицу = - 3 балла.

11. Для чего  нужны автомобилю тормоза?

2 причины = 1 балл.

1 причина = 0 баллов.

 Неправильный  ответ =1 балл.

12. Чем похожи  друг на друга молоток и  топор?                                                                                                                                   

 Два общих  признака = 3 балла.

 Одно подобие  = 2 балла.

 Неправильно  = 0 баллов

13. Что общего  между белкой и кошкой?

 Два общих  признака = 3 балла.

 Одно подобие  = 2 балла

 Неправильно  = 0 баллов

14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

2 и более  отличия = 3 балла

 Одно отличие  = 2 балла

 Неправильно  = 0 баллов

15. Что такое  футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

 Спорт, физкультура  = 3 балла

 Игры = 2 балла

 Неправильно  = 0 баллов

16. Какие ты  знаешь виды транспорта?

 Три наземных, самолёт, корабль = 4 балла

 Только наземные = 2 балла

 Неправильно  = 0 баллов

17. Чем отличается  старый человек от молодого?

 Три признака = 4 балла

 Одно –  два различия = 2 балла

 Неправильно  = 0 баллов

18. Для чего  люди занимаются спортом?

 Две причины  = 4 балла

 Одна причина  = 2 балла

 Неправильно  = 0 баллов 

19. Почему считается  плохим, если кто-то не хочет  работать?

 Ответ объяснением  = 2 балла

 Неправильно  = 0 баллов

20. Для чего  на конверт необходимо наклеивать марки?

 Так платят  за пересылку, перевозку писем  = 5 баллов.

 Тот, другой, должен уплатить штраф = 2 балла.

 Неправильно  = 0 баллов

 

 Правильные  ответы:                                                                                                                                   

1.Больше лошадь.

2.Вечером ужинают.

3.Темно.

4.Зеленая.

5.Фрукты.

6.Чтобы не  было столкновения поезда с  автомобилем.

7.Города.

8.Правильный  ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого)

9.Щенок, ягненок.

10. На кошку,  так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти 

11. Правильным  считается любой ответ, указывающий  на необходимость снижать скорость  автомобиля.

12. Это инструменты.

13. Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие  лапы, хвост, шерсть.

14. Гвоздь - гладкий,  а винт – нарезной; гвоздь забивают  молотком, а винт вкручивают.

15. Виды спорта.

16. Как минимум  ребенок должен назвать три  вида транспорта (автобус, трамвай,  метро, самолет).

17. Три существенных  признака как минимум: ”Старый  человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет.”.

18. Чтобы быть  здоровым, сильным, красивым.

Информация о работе Особенности психологической готовности 6-летних детей к школьному обучению