Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:58, курсовая работа
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально – волевой. А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.
Введение............................................................................................................стр 3- 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе................................................................................................................стр 4- 12
1.1. Готовность и виды готовности к школьному обучению………………стр 2- 7
1.2. Понятие психологической готовности…………………………….…..стр 7-12
Глава 2 Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе............................................................................................................стр 13-19
2.1 Организация и методы исследования..........................................................стр 13
2.2 Методики исследования...............................................................................стр 13
2.3Анализ и обсуждение результатов........................................................стр 16- 19
Заключение..........................................................................................................стр 19
Список литературы.......................................................................................стр 20- 21
Приложение...................................................................................................стр 21- 31
Таблица №7
Таблица результатов, показывающая общий уровень школьной готовности детей 6 лет
ИМЯ |
Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника |
Определение мотивов учения |
Методика определения школьной зрелости (Я. Йирасика) |
Общий уровень психологической готовности детей к школе |
Илья |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
Вера |
высокий |
средний |
средний |
средний |
Марк |
низкий |
высокий |
низкий |
средний |
Лиза |
высокий |
средний |
низкий |
средний |
Петр |
высокий |
высокий |
низкий |
средний |
Егор |
очень низкий |
низкий |
средний |
низкий |
Настя |
высокий |
средний |
низкий |
средний |
Ева |
средний |
средний |
низкий |
средний |
Маша |
высокий |
низкий |
низкий |
средний |
Галя |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
Артем |
высокий |
высокий |
низкий |
средний |
Кирилл |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
Даша |
низкий |
средний |
средний |
средний |
Лена |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
Максим |
очень низкий |
средний |
низкий |
низкий |
Таблица №8
Сводная таблица результатов, показывающая общий уровень школьной готовности детей 7 лет
Имя |
Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника |
Определение мотивов учения |
Методика определения школьной зрелости (Я. Йирасика) |
Общий уровень психологической готовности детей к школе |
Алиса |
средний |
высокий |
средний |
средний |
Тамара |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
Ваня |
низкий |
высокий |
средний |
средний |
Кирилл |
высокий |
низкий |
средний |
средний |
Алексей |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
Лена |
средний |
высокий |
высокий |
высокий |
Таня |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
Надя |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
Арсений |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
Гриша |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
Люда |
средний |
средний |
средний |
средний |
Егор |
низкий |
высокий |
средний |
средний |
Гена |
средний |
высокий |
высокий |
высокий |
Миша |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
Женя |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
Приложение 5
Рекомендации, составленные нами на основе полученных в работе данных и с учетом имеющихся рекомендаций психологов, могут быть использованы в консультировании родителей по проблеме подготовки 6-летних детей к школе.
Работа по развитию школьной
готовности должна строиться с учетом
возрастных особенностей. Например, нужно
учитывать, что ведущая мотивация в 6-летнем
возрасте – игровая. Благодаря развивающей
работе с учетом
особенностей возраста ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Чтобы усилия по подготовке ребенка были эффективными, необходимо руководствоваться следующими принципами.
1. Нe допустимо, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучший вид мотивации, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Дошкольники плохо воспринимают повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
3. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв или предложите ребенку более легкий вариант.
4. Не проявляйте
излишней тревоги по поводу
недостаточных успехов и недост
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
6. Научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
7. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Информация о работе Особенности психологической готовности 6-летних детей к школьному обучению