Особенности равития внимания и восприятия у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.
Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» [26, с. 56].

Содержание

Введение
1. Синдром гиперактивности и дефицита внимания в детском возрасте
Теоретическое обоснование понятия СДВГ
Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания
Взгляды и теории отечественных и зарубежных психологов в исследованиях СДВГ
2. Этиология, механизмы развития СДВГ. Клинические признаки СДВГ. Психологические особенности детей с СДВГ. Лечение и коррекция СДВГ
2.1 Этиология СДВГ
2.2 Механизмы развития СДВГ
2.3 Клинические признаки СДВГ
2.4 Психологические особенности детей с СДВГ
2.5 Лечение и коррекция СДВГ
3. Экспериментальное исследование психических процессов детей с СДВГ и с нормой развития
3.1 Исследование внимания
3.2 Исследование мышления
3.3 Исследование памяти
3.4 Исследование восприятия
3.5 Исследование эмоциональных проявлений
3.6 Практические рекомендации педагогам и родителям гиперактивного ребёнка
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.docx

— 164.90 Кб (Скачать файл)

     – во-первых, дети с синдромом плохо усваивают школьную программу;

     – во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента составляют лица с СДВГ;

     – в-третьих, с ними в 3 раза чаше происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаше попадают в автокатастрофы;

     – в-четвертых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5–6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом;

     – в-пятых, нарушениями внимания страдают от 5% до 30% всех детей школьного возраста, т.е. в каждом классе обычной школы 2–3 человека – дети с нарушениями внимания и гиперактивностью.

     В ходе экспериментального исследования мы подтвердили гипотезу. Психологическое обследование детей дало возможность определить уровень и возможные нарушения со стороны перцепции, внимания. Знание специфических особенностей психического развития детей с СДВГ позволяет разработать модель коррекционной помощи таким детям, т. к. дошкольный возраст – важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Этот период важен в плане предупреждения развития нарушений поведения, а также дезадаптационного школьного синдрома. В связи с этим поиск критериев диагностики и коррекции СДВГ в дошкольном возрасте крайне важен для своевременного выявления и коррекции отклонений, стимуляции развития незрелых высших мозговых функций. В то же время основная масса работ касается изучения детей школьного возраста, когда на первый план выступают трудности обучения и поведения. Ввиду этого, важное практическое значение сегодня приобретают вопросы организации психологической и медицинской помощи семьям детей с СДВГ, ориентированной на ранний и дошкольный возраст. 
 

 

      Список использованной литературы 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология; Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», – 1999. – 206 с.

2. Акундинова И.Е. О развитии самосознания у детей // Психология дошкольника. Хрестоматия. М.: Издательский центр «Академия», – 1997. -103 с.

3. Бадалян Л.О. Невропатология. М.: Просвещение, – 2000. – 378 с.

4. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. СПб.: 1993. – №3. – 95 с.

5. Бардиер Г., Ромозан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Стройлеспечать, – 1996. – 91 с.

6. Брязгунов И.П., Знаменская Е.И. Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лечения) // Медицинский реферативный журнал. – №4. – 1980. – 87 с.

7. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, – 2001. – 96 с.

8. Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). – М. – 1994. – 49 с.

9. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», – 2000. – 528 с.

10. Валлон  А. Психическое развитие ребенка.  – М.: «Просвещение», 1967. – 122 с.

11. Возрастные  особенности психического развития  детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М., 1982. – 101 с.

12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: АПН РСФСР, – 1960. – 500 с.

13. Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. 1996. №3. – 96 с.

14. Добсон  Дж. Непослушный ребенок. Практическое  руководство для родителей. – М.: Пенаты, – 1992. – 52 с.

15. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, – 1995. – 352 с.

16. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. – №1. – 1999. – 86 с.

17. Ефименко О.В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребёнка. Автореф. дисс. канд. мед. наук. М.: 1991. – 28 с.

18. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. М.: ВНИНМИ, – 1980. – 50 с.

19. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: «Академия», – 2005. – 256 с.

20. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Выпуск 5. М.: Школа-Пресс, – 2000. – 112 с.

21. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1985. – 32 с.

22. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, – 1989. – 104 с.

23. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: МГУ, – 1969. – 504 с.

24. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, – 2002. – 192 с.

25. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: 1992. – 94 с.

26. Монина Г.Н. Работа с детьми, имеющими СГДВ. М.:1987. – 98 с.

27. Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. №3. – 48 с.

28. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб.: Речь, – 2005. – 208 с.

29. Савельева Г.М., Сичинава Л.Г. Гипоксические перинатальные повреждения ЦНС и пути их снижения // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 1995. №3. – 58 с.

30. Самсыгина Г.А. Гипоксическое поражение ЦНС у новорождённых детей: клиника, диагностика, лечение // Педиатрия, – 1996. №5. – 90 с.

31. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000. – 208 с.

32. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2003. –125 с.

33. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003 –125 с.

34. Тржесоглава  З. Легкая дисфункция мозга  в детском возрасте. – М.: Медицина, 1986. – 159 с.

35. Халецкая О.В., Трошин В.Д. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. – Нижний Новгород. – 1995. – 129 с.

36. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически – ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС): Практ. Пособ. – М.: Российское психологическое общество, – 1998. – 157 с.

37. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – С., 1997. – 58 с.

38. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Дисфункции головного мозга у детей. – СПб.: Салит – Медкнига, 2002. – 128 с.

39. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПб. – 1997. – 78 с. 

 

      Приложения 

     Приложение 1 

     Бальная система оценки результатов

     Количественная  оценка результатов осуществлялась по бальной системе, вследствие чего нами были сделаны выводы о когнитивном  развитии детей.

     Выводы  об уровне развития:

     10 баллов – очень высокий уровень

     8–9 баллов – высокий уровень

     6–7 баллов – средний уровень

     4–5 баллов – низкий уровень

     0–3 балла – очень низкий уровень

Информация о работе Особенности равития внимания и восприятия у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью