Особенности равития внимания и восприятия у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.
Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» [26, с. 56].

Содержание

Введение
1. Синдром гиперактивности и дефицита внимания в детском возрасте
Теоретическое обоснование понятия СДВГ
Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания
Взгляды и теории отечественных и зарубежных психологов в исследованиях СДВГ
2. Этиология, механизмы развития СДВГ. Клинические признаки СДВГ. Психологические особенности детей с СДВГ. Лечение и коррекция СДВГ
2.1 Этиология СДВГ
2.2 Механизмы развития СДВГ
2.3 Клинические признаки СДВГ
2.4 Психологические особенности детей с СДВГ
2.5 Лечение и коррекция СДВГ
3. Экспериментальное исследование психических процессов детей с СДВГ и с нормой развития
3.1 Исследование внимания
3.2 Исследование мышления
3.3 Исследование памяти
3.4 Исследование восприятия
3.5 Исследование эмоциональных проявлений
3.6 Практические рекомендации педагогам и родителям гиперактивного ребёнка
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.docx

— 164.90 Кб (Скачать файл)

     • психостимуляторы, как и любые  лекарства, имеют ряд побочных действий;

     • применение одних только лекарств не всегда улучшает поведение ребёнка [6].

     В ходе многочисленных исследований было показано, что психолого-педагогические методы позволяют достаточно успешно  и более длительно корректировать нарушения поведения и трудности  в учёбе, чем использование лекарств. Медикаменты назначаются не раньше 6 лет и только по индивидуальным показаниям: в тех случаях, когда  нарушения когнитивных функций  и отклонения в поведении ребёнка  не могут быть преодолены с помощью  психолого-педагогических и психотерапевтических методов коррекции [33].

     Эффективное использование стимуляторов ЦНС  за рубежом в течение десятилетий  сделало их «магическими пилюлями», однако серьёзным недостатком остаётся кратковременность их действия. Многолетние  исследования показали, что дети с  синдромом, проходившие в течение  нескольких лет курсы психостимуляторов, не отличались по успеваемости от больных детей, не получавших никакой терапии. И это несмотря на то, что непосредственно в ходе лечения наблюдалась отчётливая положительная динамика [5].

     Кратковременность действия и побочные эффекты применения психостимуляторов привели к  тому, что избыточное назначение их в 1970–1980 гг. уже в начале 90-х сменилось индивидуальным назначением с анализом каждого конкретного случая и периодической оценкой успешности лечения [5].

     В 1990 г. Американская академия педиатров выступила против одностороннего применения медикаментов при лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Была вынесена следующая резолюция: «Медикаментозной терапии должна предшествовать педагогическая и поведенческая коррекция…». В соответствии с этим приоритетной стала когнитивно-поведенческая терапия, а медикаменты применяются только в комплексе с психолого-педагогическими методиками [5].

     Поведенческая психотерапия

     Среди психолого-педагогических методов  коррекции синдрома дефицита внимания главная роль отводится поведенческой  психотерапии. За рубежом существуют центры психологической помощи, в  которых проводится специальное  обучение родителей, учителей и детских  врачей этим методикам [34].

     Ключевым  моментом поведенческой программы  коррекции служит изменение окружения  ребёнка в школе и дома с  целью создания благоприятных условий  для преодоления отставания в  развитии психических функций [34].

     Домашняя  программа коррекции включает:

      изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании);

      изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй);

      организацию режима дня и места для занятий;

     специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание методов поддержки и вознаграждения [21].

     В домашней программе преобладает  поведенческий аспект, в школе  же основной упор делается на когнитивную  терапию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в учёбе [21].

     Школьная  программа коррекции включает:

      изменение окружения (место ребёнка в классе – рядом с учителем, изменение режима урока с включением минуток активного отдыха, регулирование взаимоотношений с одноклассниками);

      создание положительной мотивации, ситуаций успеха;

      коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии;

      регулирование ожиданий (касается и родителей), так как положительные изменения в поведении ребёнка проявляются не так быстро, как бы хотелось окружающим [21].

     Поведенческие программы требуют значительного  умения, взрослым приходится прилагать  всю свою фантазию и опыт общения  с детьми, чтобы во время занятий  поддерживать мотивацию постоянно  отвлекающегося ребёнка [26].

     Коррекционные методики будут эффективны лишь при  условии тесного сотрудничества семьи и школы, которое обязательно  должно включать обмен информацией  между родителями и учителями  посредством совместных семинаров, курсов-тренингов и т.д. Успех в лечении будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку дома и в школе: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Непрерывность лечебной терапии в школе и дома – главный залог успеха[26].

     Кроме родителей и учителей большую  помощь в организации программы  коррекции должны оказывать врачи, психологи, социальные педагоги–те, кто может оказать профессиональную помощь в индивидуальной работе с таким ребёнком[37].

     Коррекционные программы должны быть ориентированы  на возраст 5–8 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики и ещё не успел сформироваться патологический стереотип[35].

     На  основе литературных данных и собственных  наблюдений нами были разработаны конкретные рекомендации для родителей и  педагогов по работе с гиперактивными детьми (см. параграф 3.6).

     Необходимо  помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности  их нервной системы таковы, что  порог чувствительности к отрицательным  стимулам очень низок, поэтому они  не восприимчивы к выговорам и  наказанию, нелегко отвечают на малейшую похвалу. Хотя способы вознаграждения и поощрения ребёнка надо постоянно  менять [21].

     Домашняя  программа вознаграждения и поощрения  включает следующие моменты:

     1. Каждый день перед ребёнком  ставится определённая цель, которую  он должен достичь.

     2. Усилия ребёнка при достижении  этой цели всячески поощряются.

     3. В конце дня поведение ребёнка  оценивается в соответствии с  достигнутыми результатами.

     4. Родители периодически сообщают  лечащему врачу об изменениях  в поведении ребёнка.

     5. При достижении значительного  улучшения в поведении ребёнок  получает давно обещанное вознаграждение.

     Примерами поставленных целей для ребёнка  могут быть: хорошее выполнение домашних заданий, помощь более слабому однокласснику  в приготовлении уроков, примерное  поведение, уборка в своей комнате, приготовление обеда, покупки и  другие [14].

     В разговоре с ребёнком и особенно, когда вы даёте ему задания, избегайте  директивных указаний, поверните  ситуацию таким образом, чтобы ребёнок  почувствовал: он сделает полезное дело для всей семьи, ему всецело  доверяют, на него надеются. При общении  с сыном или дочерью избегайте  постоянных одёргиваний типа «сиди  спокойно» или «не болтай, когда  я с тобой разговариваю» и  другие неприятные для него вещи [14].

     Несколько примеров поощрений и вознаграждений: разрешите ребёнку посмотреть телевизор  вечером на полчаса дольше положенного  времени, угостите специальным десертом, дайте возможность поучаствовать  в играх вместе со взрослыми (лото, шахматы), позвольте лишний раз сходить  на дискотеку, купите ту вещь, о которой  он давно мечтает[14].

     Если  ребёнок в течение недели ведёт  себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то поездка  вместе с родителями за город, экскурсия  в зоопарк, в театр и другие [14].

     Приведённый вариант поведенческого тренинга является идеальным и не всегда его использование  возможно у нас в настоящее  время. Но родители и учителя могут  использовать отдельные элементы этой программы, взяв её основную идею: поощрение  ребёнка за выполнение поставленных целей. Причём не имеет значения, в  каком виде это будет представлено: материальное вознаграждение или просто ободряющая улыбка, ласковое слово, повышенное внимание к ребёнку, физический контакт (поглаживание).

     При неудовлетворительном поведении рекомендуется  лёгкое наказание, которое должно быть немедленным и неизбежным. Это  может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий» [14].

     Родителям рекомендуется написать список того, чего они ожидают от ребёнка в  плане поведения. Этот список в доступной  манере объясняется ребёнку. После  этого всё написанное неукоснительно соблюдается, и ребёнок поощряется за успех в его выполнении. От физического наказания необходимо воздерживаться [20].

     Считают, что лекарственная терапия в  сочетании с поведенческими методиками наиболее эффективна [36].

      Специальное обучение

     Если  ребёнку трудно учиться в обычном  классе, то по решению медико-психолого-педагогической комиссии его переводят в специализированный класс [39].

     Ребёнку с СДВГ может помочь обучение в  особых условиях, соответствующих его  способностям. Основные причины плохой успеваемости при данной патологии  – невнимательность и отсутствие должной мотивации и целеустремлённости, иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. В отличие от обычной «задержки психического развития» они являются временным явлением и при интенсивных занятиях могут успешно нивелироваться. При наличии парциальных задержек рекомендуется класс коррекции, а при нормальном интеллекте – класс для догоняющих [39].

     Обязательным  условием обучения детей с СДВГ в  коррекционных классах является создание благоприятных условий  для развития: наполняемость не более 10 человек в классе, обучение по специальным  программам, наличие соответствующих  учебников и развивающих материалов, индивидуальные занятия с психологом, логопедом и другими специалистами. Класс желательно изолировать от внешних звуковых раздражителей, в  нём должно быть минимальное количество отвлекающих и стимулирующих  предметов (картин, зеркал и т.д.); ученики должны сидеть отдельно друг от друга, учащихся с более выраженной двигательной активностью следует усаживать за предметные столы ближе к учителю, чтобы исключить их влияние на других детей. Продолжительность занятий сокращается до 30–35 минут. В течение дня обязательно проводятся занятия по аутогенной тренировке [21].

     В то же время, как показывает опыт, организовывать класс исключительно для детей  с СДВГ нецелесообразно, так как  в своём развитии они должны опираться  на успевающих учеников. Особенно это  касается первоклассников, которые  развиваются главным образом  путём подражания и следования авторитетам [21].

     В последнее время в связи с  недостаточным финансированием  организация классов коррекции  нерациональна. Школы не в состоянии  обеспечить эти классы всем необходимым, а также выделить для работы с  детьми специалистов. Поэтому существует спорная точка зрения на организацию  специализированных классов для  гиперактивных детей, которые имеют  нормальный уровень интеллекта и  лишь незначительно отстают в  развитии от сверстников [27].

     В то же время необходимо помнить, что  отсутствие вообще какой-либо коррекции  может привести к развитию хронической  формы заболевания, а значит, к  проблемам в жизни этих детей  и окружающих [21].

     Дети  с синдромом требуют постоянной медико-педагогической помощи («консультативного  сопровождения»). В некоторых случаях  на 1–2 четверти их следует переводить в санаторное отделение, в котором наряду с обучением будут проводиться и лечебные мероприятия [3].

     После лечения, средний срок которого составляет, по данным 3. Тржесоглавы, 17 – 20 месяцев, дети могут вернуться в обычные классы [34].

      Двигательная  активность

     Лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Это  специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры [27].

     Положительный эффект физических упражнений, особенно на сердечно-сосудистую и дыхательную  системы организма, хорошо известен всем врачам [6].

     Мышечная  система отвечает увеличением работающих капилляров, при этом увеличивается  снабжение тканей кислородом, в результате чего улучшается обмен веществ между  мышечными клетками и капиллярами. Молочная кислота легко удаляется, поэтому предотвращается мышечная усталость [6].

     Содержание  гликогена в мышцах и в печени, а также энергия произведённых  фосфатов увеличивается под влиянием систематической тренировки.

Информация о работе Особенности равития внимания и восприятия у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью