Особенности равития внимания и восприятия у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.
Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» [26, с. 56].

Содержание

Введение
1. Синдром гиперактивности и дефицита внимания в детском возрасте
Теоретическое обоснование понятия СДВГ
Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания
Взгляды и теории отечественных и зарубежных психологов в исследованиях СДВГ
2. Этиология, механизмы развития СДВГ. Клинические признаки СДВГ. Психологические особенности детей с СДВГ. Лечение и коррекция СДВГ
2.1 Этиология СДВГ
2.2 Механизмы развития СДВГ
2.3 Клинические признаки СДВГ
2.4 Психологические особенности детей с СДВГ
2.5 Лечение и коррекция СДВГ
3. Экспериментальное исследование психических процессов детей с СДВГ и с нормой развития
3.1 Исследование внимания
3.2 Исследование мышления
3.3 Исследование памяти
3.4 Исследование восприятия
3.5 Исследование эмоциональных проявлений
3.6 Практические рекомендации педагогам и родителям гиперактивного ребёнка
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Российский Государственный Социальный Университет.docx

— 164.90 Кб (Скачать файл)

     Чтобы избежать осложнений со стороны больного, требуется перед гипнотерапией  проводить тщательный отбор больных  для проведения лечения, выяснять анамнестические  данные, перенесённые заболевания, а  также психическое состояние  больного на момент лечения и получить его согласие на проведение сеанса гипноза. Факторы риска со стороны  гипнотерапевта включают недостаток знаний, тренировки, способностей, опыта, также  могут влиять и личностные особенности (алкогольная, лекарственная зависимость, различные пристрастия) [7].

     Обстановка, где проводится гипноз, должна обеспечивать физический комфорт и эмоциональную  поддержку больного [7].

     Осложнений  при сеансе можно избежать, если гипнотерапевт будет избегать всех вышеназванных факторов риска [7].

     Большинство психотерапевтов считает, что все  виды гипноза – это не что иное, как самогипноз. Доказано, что самогипноз благотворно воздействует на любого человека [7].

     Использование метода управляемого воображения для  достижения состояния самогипноза  могут использовать родители ребёнка  под руководством врача-гипнотерапевта. Прекрасным руководством по этой методике является книга Брайана М. Алман  и Питера Т. Ламбру «Самогипноз» [7].

     Мы  описали множество методик, которые  могут использоваться при коррекции  синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Как правило, у этих детей встречаются  разнообразные нарушения, поэтому  в каждом случае необходимо использовать целый комплекс психотерапевтических и педагогических приёмов, а при выраженной форме заболевания и медикаментозные средства.

     Необходимо  подчеркнуть, что улучшение в  поведении ребёнка проявится  далеко не сразу, однако при постоянных занятиях и соблюдении рекомендаций усилия родителей, учителей будут вознаграждены. 
 

 

      3. Экспериментальное исследование психических процессов детей с СДВГ и с нормой развития 

     Экспериментальная работа была нацелена на решение следующих  задач:

  1. Подобрать диагностический инструментарий.
  2. Выявить уровень сформированности процессов внимания и восприятия у детей с СДВГ в сравнении с нормой развития.

     Этапы реализации экспериментального исследования.

  1. Обследование детей с СДВГ, с целью выявления уровня сформированности процссов внимания и восприятия.
  2. Обследование детей с нормой развития, с целью выявления уровня сформированности процессов внимания и восприятия.
  3. Сравнительный анализ полученных данных.

     Исследование  проводилось в МДОУ №204 компенсирующего вида «Звуковичок» и в МДОУ №2 «Берёзка» Тальменского района Алтайского края в период с декабря 2007 года по май 2008 года.

     Экспериментальную группу составили воспитанники МДОУ №204 «Звуковичок» компенсирующего вида в составе 7 человек, в качестве контрольной группы были выбраны дети МДОУ №2 «Берёзка» р. п. Тальменка с нормой развития в составе 7 человек. Для исследования по данной теме была выбрана группа детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет). Непосредственное обследование включало в себя несколько этапов:

  1. Введение ребёнка в ситуацию обследования, установление с ним эмоционального контакта.
  2. Сообщение содержания заданий, предъявление инструкций.
  3. Наблюдение за ребёнком в процессе его деятельности.
  4. Оформление протокола обследования и оценка результатов.

     В ходе исследования нами использовались такие основные методы диагностики, как беседа, наблюдение, эксперимент, а также метод количественного  и качественного анализа полученных данных.

     Метод беседы использовался нами с целью  установления контакта с детьми; определения  того, как они понимают суть заданий  и вопросов, в чём испытывают затруднения; уточнение содержания выполненных  заданий, а также в собственно диагностическом аспекте.

     Метод наблюдения мы использовали для того, чтобы проследить за поведением детей, их реакциями на то или иное воздействие; за тем, как они выполняют задания, как к ним относятся.

     Так как у детей с СДВГ присутствует нарушение внимания, что в свою очередь сочетается с двигательной активностью, при интерпретации  результатов исследования мы использовали не только количественный анализ, но и  качественный анализ, руководствуясь при этом особенностями психического развития и самосознания, как нормальных детей, так и с СДВГ.

     Исходя  из особенностей объекта, предмета и  задач нашего исследования мы использовали следующие диагностические методики. 
 

     3.4 Методы диагностики  восприятия 

     Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

     Суть  этой методики состоит в том, что  ребенку предлагалась серия рисунков, представленных на рисунке 5. 

     

     Рисунок 5. Материал к методике «Чего не хватает  на этих рисунках?»

         На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получал задание: «Определи и назови отсутствующую деталь».

     С помощью секундомера мы фиксировали  время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивалось  в баллах, которые затем служили  основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка с СГДВ и с нормой развития.

     Результаты  исследования отражены в диаграмме  диагностики восприятия детей с  СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 4).

     Методика  «Узнай, кто это»

     Прежде  чем применять эту методику, мы объяснили ребенку, что ему будут  показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет  определить то целое, к которому эти  части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

     Психодиагностическое  обследование при помощи данной методики проводилось следующим образом. Ребенку показывали рисунок 6, на котором  листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку  предлагалось по данному фрагменту  сказать, какому общему рисунку принадлежит  изображенная деталь. На решение данной задачи отводилось 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек. – ему показывали следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадывался, что изображено на этом рисунке. 

     Рисунок 6. Картинки к методике «Узнай, кто  это» 

     Учитывалось время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему  пришлось просмотреть прежде, чем  принять окончательное решение.

     Результаты  исследования отражены в диаграмме  диагностики восприятия детей с  СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 4).

     Методика  «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

     Мы  объяснили ребенку, что ему будут  показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее  ребенку предоставили рисунок 7 и  попросили последовательно назвать  очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. 

     

     Рисунок 7. Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках»

          Время выполнения задания ограничивалось одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывали. Если ребенок справлялся с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксировали время, затраченное на выполнение задания.

     Если  мы видели, что ребенок начинал  спешить и преждевременно, не найдя  всех предметов, переходил от одного рисунка к другому, то мы останавливали  ребенка и просили поискать ещё  на предыдущем рисунке. К следующему рисунку разрешали переходить лишь тогда, когда были найдены все  предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 7, составляло 14 предметов.

     Результаты  исследования отражены в диаграмме  диагностики восприятия детей с  СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 4). 

     Диаграмма 4. Диагностика восприятия детей с СДВГ и с нормой развития 

     

 

      Таким образом, из диаграммы диагностики  восприятия детей с СДВГ и с  нормой развития видно, что: шестеро  детей с нормой развития выполнили  задание на очень высокий балл; двое детей с нормой развития и  один ребёнок с СДВГ получили высокий  балл; двое детей с нормой развития и пятеро детей с СДВГ показали средние результаты; четверо детей  с СДВГ показали низкие результаты и двое детей с СДВГ показали очень  низкие результаты выполнения заданий. На основании проведённого исследования можно сделать выводы:

  1. показатели по тестам в основной группе достоверно ниже, чем в контрольной;
  2. понижение значения в данной серии свидетельствует о сужении восприятия, целостной перцептивной деятельности, о недостаточной точности проведения мыслительных операций сравнения различных изображений и дифференциации деталей;
  3. результаты исследования восприятия у детей с СДВГ также ниже, чем в контрольной группе. Понижение показателей свидетельствует о неуверенности ребёнка в умении устанавливать закономерности в зависимости от организации элементов изображения.

     Общие выводы исследования процессов  внимания и восприятия детей с СДВГ в сравнении с нормой развития

     В целом, анализ выполнения детьми с СДВГ тестов не выявил грубых расстройств  высших психических функций. Наиболее большими для обследованных детей оказались нарушения внимания, а также недостаточная сформированность функций организации программирования и контроля.

     По  сравнению с детьми с нормой развития, дети с СДВГ отставали по времени  выполнения заданий. Это обусловлено  нарушением внимания, повышенной отвлекаемостью, быстрой утомляемостью. Соматически  дети благополучны, поэтому этот фактор не учитывается.

     По  сравнению с детьми с нормой развития, дети с СДВГ допускали много ошибок. Дети отвлекались на любой шум, торопились, стремились быстрее выполнить задание, чтобы вернуться в группу и продолжить игру с другими детьми. Количество допущенных ошибок возрастает к середине и концу выполнения задания, что обусловлено чрезмерной утомляемостью детей, а порой – нежеланием выполнять задание.

     Количество  предложенной помощи

     В основном требовалась демонстрация выполнения заданий. Иногда приходилось  стимулировать действия детей. Двум детям пришлось продемонстрировать конечный результат с целью актуализации зрительного образа. Дети с СДВГ хорошо принимали помощь. В отличие  от детей с СДВГ детям с нормой развития не потребовалось помощи в  выполнении заданий. Инструкцию они  понимали, даже не дослушивая, демонстрация вовсе не потребовалась. Можно сделать  вывод, что разрыв между помощью, предложенной детям с СДВГ – существенный.

     Таким образом, для продвижения ребёнка  с СДВГ в общем развитии, для  усвоения им знаний, умений и навыков, для их систематизации и практического  применения важным является не обычное, а специально организованное обучение и воспитание. 

     3.6 Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка 

     В домашней программе коррекции детей  с синдромом дефицита внимания и  гиперактивности должен преобладать  поведенческий аспект:

     1. Изменение поведения взрослого  и его отношения к ребенку:

     – проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;

Информация о работе Особенности равития внимания и восприятия у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью